Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Рельеф и полезные ископаемые
Тема урока: «Рельеф и полезные ископаемые»
Цель урока:
1) На основе имеющихся знаний о рельефе суши раскрыть особенности рельефа Евразии, ознакомить с полезными ископаемыми материка и закономерностями их распространения;
2) Развивать умение работать с картой;
3) Экологическое воспитание
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: Физическая карта Евразии, коллекция минералов, карта «Строение земной коры», презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания.
1. Атлантический океан (Северо-Атлантическое течение, западные ветра, зима мягкая, влажная; Доггер-Банка самое мелкое место Атлантики (13 м); от Исландии начинается самый длинный Центрально-Атлантический хребет – много вулканов, в Исландии гейзеры, вулкан Гекла; Гибралтарский пролив шириной 12 км; на дне Средиземного моря граница столкновения литосферных плит, вулканизм, соленость воды 37‰; отмели Средиземного и Северного морей богаты нефтью и газом; 39% рыбы ловят в Атлантике, в Бискайском заливе с IX века китобойный промысел; морские пути; загрязнение, особенно Средиземное море)
2. Северный Ледовитый океан (самый маленький, холодный и мелководный; самое большое – Норвежское море, самое маленькое – Белое; много котловин и подводных хребтов – хребет Ломоносова; на севере Гренландского моря самое глубокое место (5527 м); навигация 2 – 4 месяца в восточной части океана; Трансарктическое течение; многолетние паковые льды и торосы; арктические холодные сухие воздушные массы; зимой температура на востоке -40°С, летом 0°С; среднегодовое количество осадков 100-200 мм; тюлени, моржи, белые медведи, птицы; жители занимаются рыболовством, сбором пуха, охотой; Северный морской путь международного значения, связывает порты Европы и Дальнего Востока; атомные ледоколы; внесли вклад в изучение – Беринг, Баренц, Нансен, Седов, Шмидт, Папанин; в Санкт-Петербурге Центр изучения полярных зон, музей)
3. Тихий океан (много островных дуг, желобов, котловин; самый большой – 180 млн. км²; все климатические пояса; муссоны; Северное пассатное течение, Куросио, Северо-Тихоокеанское течение приносят тепло и влагу; холодное Курильское течение; тайфун в конце лета, начале осени; температура поверхностных вод от-1°С до +29°С; соленость ниже, чем в других океанах, потому что много осадков)
4. Индийский океан (много вулканических островов; Красноеморе на границе столкновения литосферных плит, его соленость 41 ‰ – самое соленое в Мировом океане; в прибрежной части воды меняют свое направление – летом с запада на восток, зимой – с востока на запад – из-за муссонов; самый теплый океан, самая высокая температура в персидском заливе (+34°С), на юге -1,5°С; соленость высокая; коралловые рифы; сбор жемчуга; в персидском заливе – нефть и газ; на отмелях Индийского океана - олово, фосфориты, золото; судоходство)
III. Всесторонняя проверка знаний.
1. Точка, из которой производится визирование при полярной съёмке местности, называется (полюсом)
2. Какие 3 группы процессов образуют внешнюю силу, изменяющую поверхность Земли? (сила тяжести, деятельность человека, вулканы и землетрясения)
3. Первым пересёк Атлантический океан (Х. Колумб)
4.Наибольшие летние суточные амплитуды температуры наблюдаются в (пустыне)
5. Годовые кольца отсутствуют у деревьев, растущих в (экваториальном лесу)
6. Почвы сухих степей (каштановые)
7. Первый этап развития географической оболочки (палеогенный)
8.Положение природных зон определяется (соотношением тепла и влаги)

IV.Активизация познавательной деятельности.Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Что такое платформа? Геосинклиналь? Какой рельеф им соответствует, какая связь в расположении полезных ископаемых?



V.Работа в группах.
Задание1группе.
Особенности формирования рельефа Евразии (средняя высота материка 840 м над уровнем моря; больше половины площади – горы; 14 вершин выше 8000 м, из них 11 – в Гималаях; Джомолунгма (8848 м); Мертвое море (-403 м), разница высот 9251 м; Евразийская литосферная плита состоит из Восточно-Европейской, Сибирской, Китайско-Корейской и Южно-Китайской платформы; позже к ним присоединились обломки Гондваны – Аравийская и Индостанская платформы; при столкновении плит образовались горы Кавказ, Армянское и Иранское Нагорья, Тибет, Памир, Гималаи; на востоке столкновение Евразийской и Тихоокеанской плит – глубоководные желоба, вулканы, землетрясения)

Разнообразие условий, в которых происходило образование полезных ископаемых, привело к их неравномерному размещению по территории Земли. Однако определенная закономерность в их распределении все же существует. На равнинных участках, образовавшихся на малоподвижных участках платформы, накапливается толстый слой осадочных пород и создаются условия для образования полезных ископаемых осадочного происхождения, в том числе и энергетических: газа, нефти, угля. В складчатых областях в результате землетрясений и вулканизма происходит образование магматических полезных ископаемых. Вы уже знаете о наличии такой закономерности в размещении полезных ископаемых. Однако вы должны помнить, что достаточно часто наблюдаются и нарушения этой закономерности: в горах, кроме рудных полезных ископаемых, находят уголь, нефть и газ, а на равнинах — железную руду, руды цветных металлов.
Горючие полезные ископаемые приурочены к осадочному чехлу платформ, предгорным прогибам, межгорным впадинам и осадочным толщам шельфа. Разные металлы приурочены как правило к складчатым областям и к выступам кристаллического фундамента в пределах платформенных областей. Для каждой эпохи складчатости характерен свой тип рудных месторождений. Нерудные полезные ископаемые есть как на равнинах, так и в горах.

Задание 2 группе.
Районы землетрясений и вулканических извержений (Альпийско-Гималайский сейсмический пояс; в 1911 году в Алматы разрушительное 9-бальное землетрясение; в 1988 году – в Спитаке (Армения) – погибло 250 тысяч человек; в 1999 г – в Турции; в 79 г. н. э. в Помпеи – вулкан Везувий; Тихоокеанский геосинклинальный пояс; в 1923 году разрушен Токио, погибло 140 тыс. чел.; цунами в 1896 в Японии погибло 27 тыс. человек; самый высокий вулкан Евразии Ключевская сопка (4750 м); вулкан Кракатау, в 1883 году остров взорвался, часть исчезла; сейсмостойкие здания; гейзеры – Камчатка, Исландия; геотермальные воды используются для отопления, выработки энергии)
В Европейской части присутствуют в основном нерудные и горючие полезные ископаемые: угли Печорского и Донецкого бассейнов, нефть и газ в предгорном прогибе Урала и в Среднем Поволжье, поваренная соль и сера в районе Нижнего Поволжья, фосфориты около Москвы. Много разнообразного строительного сырья (песок, глина, известняк, доломит). К выступам кристаллического фундамента приурочены железо (КМА), железные и медно-никелеве руды в Карелии и на Кольском полуострове. На Северном Кавказе в предгорной части есть месторождения горючих ископаемых и рудые полиметаллические месторождения в горной части.
Урал знаменит своими поделочными и драгоценными камнями (малахит, яшма, аметисты, корунды, бериллы) и разнообразными металлами (железо, никель, медь, марганец, золото, платина), в т. ч. редкоземельными. В Среднем Приобье – месторождения нефти, на юге Западной Сибири – каменного угля. В Восточной и Северо-Восточной Сибири сосредоточены месторождения цветных и драгоценных металлов (медно-никелевые руды с платиноидами Норильска, золото Алданского щита и Забайкалья, олово Яно-Индигирской низменности, уран Читинской области, алмазы Якутии). На Дальнем Востоке сконцентрированы в основном металлические полезные ископаемые: оловянные руды и полиметаллы в Приморье, золото на Чукотке, Колыме, Нижнем Приамурье, медно-никелевые руды на Камчатке, платина в Хабаровском крае. В межгорных впадинах есть небольшие месторождения каменного угля. На шельфе Охотского и Берингова морей – нефть (промышленная добыча ведется у берегов Сахалина). На Камчатке и Курильских островах обнаружены источники серы. Большие запасы нефти на шельфе Каспийского, Баренцева и Карского морей.
Добыча и первичная переработка минеральных ресурсов входит в первичный сектор экономики (горнодобывающая и перерабатывающая промышленность). Потребителями являются такие отрасли, как металлургия, топливная промышленность, химия и нефтехимия, строительный комплекс.
Минеральные ресурсы относятся к невозобновляемым, поэтому их необходимо использовать рационально: из руды извлекать как можно больше полезных компонентов, сокращать потери при добыче и переработке.

3адание 3 группе.
Основные типы рельефа (в Европе преобладают низменности и низкогорья – Восточно-Европейская равнина, Среднеевропейская и Дунайская низменности, Скандинавские горы, Среднеевропейское низкогорье, Уральские горы; высокие горы – Альпы, Карпаты, Пиренеи – альпийский тип рельефа; в Азии – преобладают плоскогорья, горные возвышенности, горные хребты; равнины – Туранская, Западно-Сибирская, Северо-Сибирская, Яно-Индигирская, Колымская низменность,

Прикаспийская; Среднесибирское плоскогорье; горы – Алтай, Саяны, Прибайкальские, Северо-Восточные Сибирские горы – Верхоянские, Черский хребет, Корякская и Чукотская горные возвышенности, Приамурские горы и горы Дольнего востока – Бурейский хребет, Сихотэ-Алинь; Высокая Азия – Тянь-Шань, Памир,



Гиндукуш, Каракорум, Куньлунь, Тибет, Гималаи; полуострова Индостан, Индокитай, Аравийский; Великая Китайская равнина; Туранская и Западно-Сибирская низменности были дном моря – молодые платформы; самый крупный ледник материка Федченко на Памире (длина 77 км); некоторые горы подверглись горообразованию дважды – Тянь-Шань, Алтай, Саяны, Прибайкальские; возникли Такла-Маканская, Джунгарская, Ферганская, Балхаш-Алакольская, Иссыккульская и Зайсанские котловины; в некоторых – тектонические котловины; Урал, Сарыарка, Каратау – невысокие горы, мелкосопочный рельеф)
Во многих межгорных прогибах земной коры скопились богатейшие запасы нефти и газа. Особенно важное значение имеют месторождения Месопотамского предгорного прогиба - нефтегазоносный район Персидского залива (Ирак, юг Ирана, Кувейт, Саудовская Аравия). В этом районе сосредоточено около половины фактических запасов нефти зарубежных стран. Перспективным считают и юго-восточный нефтегазоносный район Евразии, охватывающий юго-восточный Китай, Бирму, Таиланд, часть островов Малайского архипелага (о.Суматра) и прилегающий шельф Южно-Китайского моря. Обнаружена нефть также и на материковой отмели морей Северного Ледовитого океана (например, Карского моря).
Нефтяные и газовые месторождения (Волго-Уральская нефтегазоносная область, месторождения Польши, Германии, Нидерландов, Великобритании, подводные месторождения Северного моря); ряд месторождений нефти приурочен к неогеновым отложениям предгорных и межгорных прогибов - Румыния, Югославия, Венгрия, Болгария, Италия и др. Крупные месторождения в Закавказье, на Западно-Сибирской равнине, на полуострове Челекен, Небит-Даг и др.; в районах, прилежащие к побережью Персидского залива содержатся около 1/2 суммарных запасов нефти зарубежных стран (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Ирак, юго-западе Ирана). Кроме того, нефть добывается в Китае, в Индонезии, Индии, Брунее. Месторождения горючего газа имеются в Узбекистане, на Западно-Сибирской равнине в странах Ближнего и Среднего Востока.
В тектонических впадинах, заполненных толщами осадочных пород, образовались залежи угля, различных солей, нефтегазоносные толщи. Это “каменноугольная ось Европы” каменноугольные бассейны России, месторождения на Великой Китайской равнине, во впадинах Монголии, Индостана и некоторых других районах материка.
Разрабатываются месторождения каменных и бурых углей - Донецкий, Львовско-Волынский, Подмосковный, Печерский, Верхнесилезский, Рурский, Уэльсский бассейны, Карагандинский бассейн, полуостров Мангышлак, Прикаспийская низменность, Сахалин, В Сибири (Кузнецкий, Минусинский, Тунгусский бассейн), восточные части Китая, Кореи и восточных районах полуострова Индостан.
Мощные залежи железных руд разрабатываются на Урале, Украине, Кольском полуострове, большое значение имеют месторождения Швеции. Крупное месторождение марганцевых руд расположено в районе Никополя. Имеются месторождения в Казахстане, в Ангаро-Илимском районе Сибирской платформы, в пределах Алданского щита; в Китае, в Северной Корее и в Индии.
Месторождения бокситов известны на Урале и в районах Восточно-Европейской платформы, Индии, Бирме, Индонезии.

Задание 4 группе.
Полезные ископаемые (магматические железные руды (Индия, Курск, Скандинавия), оловянно-вольфрамовый пояс на востоке Евразии, золото, драгоценные камни (Якутия, Индостан, Шри-Ланка) – сапфиры, алмазы, рубины; осадочные в районах накопления морских и континентальных отложений – железо, фосфориты, бокситы, соли, нефть, газ – в Персидском заливе, Северном и Средиземном морях, Западно-Сибирской и Прикаспийской низменностях, на Велико-Китайской равнине; каменный уголь – Уэльс (Великобритания), Верхне-Силезский (Польша), Рур (Германия), Донецк (Украина), Караганда (Казахстан), в Китае; фосфориты – в Каратау, бокситы – в Казахстане, на севере Великой Китайской равнины, в Альпах)
Руды цветных металлов распространены в основном в поясе герцинид (Германия, Испания, Болгария, в Верхнесилезском бассейне Польши). В Индии и Закавказье имеются крупнейшие месторождения марганца. В северо-западной части Казахстана, в Турции, на Филиппинах и в Иране - месторождения хромовых руд. Никелем богат район Норильска, медными рудами - Казахстан, Север Сибири, Япония; в районах Дальнего Востока, Восточной Сибири, Бирмы, Таиланда, полуострова Малакка и Индонезии имеются месторождения олова.

Месторождения каменной и калийных солей широко распространены среди девонских и пермских отложений Украины, Белоруссии, Прикаспия и Предуралья.
Богатые месторождения апатито-нефелиновых руд разрабатываются на Кольском полуострове.
Крупные соленосные месторождения пермского и триасового возраста приурочены к территориям Дании, Германии, Польши, Франции. Месторождения поваренной соли находятся в кембрийских отложениях Сибирской платформы, Пакистана и на Ю. Ирана, а также в пермских отложениях Прикаспийской низменности.
С вулканизмом, проявлявшимся на древних платформах, связаны якутские и индийские алмазы. Алмазы находят в кристаллическом фундаменте древних платформ, попадавших в зону сжатия литосферы. Сдавливаемые, платформы раскалывались, и в трещины фундамента внедрялось мантийное вещество. Этот процесс получил название траппового магматизма (или вулканизма). Очень высокое давление в трещинах приводило к образованию концентрических структур – трубок взрыва, или кимберлитовых трубок. А в них – алмазов – самых твердых минералов на Земле.

VI Обмен информацией в группах (по 3 минуты)
VII.Презентация выполненных работ.

VIII.Закрепление новой темы.
Работа в группах.
Составить кластер по полезным ископаемым и их применению.

IХ.Презентация работ.

Х. Рефлексия
ученики заканчивают некоторые предложения (2-3 по выбору)
1.А вы знаете, что сегодня на уроке я____________________________
2. Больше всего мне понравилось________________________________
3.Самым интересным сегодня на уроке было_______________________
4.Самым сложным для меня сегодня было_________________________
5.Сегодня на уроке я почувствовал________________________________
6.Сегодня я понял ___________________________________________
7.Сегодня я научился__________________________________________
8.Сегодня я задумался_________________________________________
9.Сегодняшний урок показал мне_________________________________
ХI.. Домашнее задание. § 16 – 17, к. к.
Категория: География | Добавил: Муслима (2014-12-22)
Просмотров: 1280 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 7:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru