Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Учитель географии Камкина Наталья Юрьевна КГУ «Пресновская средняя школа-гимназия им И.П.Шухова», Жамбылский район, Северо-Казахстанская область Тема: Биосфера – оболочка Земли Дидактическая цель урока: создание условий для осознания и первичного закрепления новой учебной информации об особенностях планеты Земля, и взаимосвязи биосферы с другими оболочками. Формирование предметной, информационной и коммуникативной компетенций. Образовательные задачи урока: • сформировать у учащихся систему знаний о биосфере, ее компонентах и границах, их определяющих, о ноосфере, реликтах, биоценозе; учение Вернадского В.И. о биосфере; • гипотезы возникновения жизни на Земле, • закономерности распространения жизни на Земле. Развивающие задачи: • убедить учащихся в том, что границы биосферы определяются естественными причинами; • развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; • продолжить формирование умений сравнивать, анализировать и делать выводы. Воспитательные задачи: • развивать коммуникативную и информационную компетенцию учащихся, • формировать экологическую ответственность к окружающей среде, своему здоровью. Тип урока: изучение и первичное закрепление новой информации. Понятийно-категориальный аппарат усвоения: биосфера, ноосфера, реликты, биоценоз, живые организмы. Способы действий учащихся: раскрыть связи биосферы с другими оболочками Земли; раскрыть значение растительности, животного мира своей местности. Ценностный компонент урока: доказать, что биосфера — уникальная оболочка Земли, заселенная живыми организмами; доказать, что человек — часть биосферы. Межпредметные связи: география, биология, экология, история, литература. Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, словесный, практический Методы познания: исторический, проблемный, сравнительный, наблюдение, оценка. Учебно-наглядный комплекс: схема «Строение биосферы», схема «Основные факторы, определяющие границы биосферы», презентация к уроку, интерактивная доска. Ход урока I. Организованное начало урока. Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встречи с вами. Психологический настрой: Все друг к другу повернулись, Все друг другу улыбнулись. Повернулись и ко мне, Улыбнитесь-ка и мне. II. Постановка и решение УЗ -Формулировка цели урока (самостоятельно). -Активизация знаний Какие оболочки Вы знаете? Что они собой представляют? Ш. Осмысление. Знакомство с новой темой. Изучая географию, мы постоянно подходим к мысли об уникальности Земли. Чем уникальна наша планета — эту проблему мы будем решать на уроке. Уникальность (единственность, исключительность) планеты Земля состоит в том, что ее населяют живые организмы, на ней есть жизнь. -Как Вы думаете, какой возраст нашей планеты? Развитие жизни насчитывает около 4млрд. лет. 1. Происхождение жизни на Земле. -Как появилась наша Земля? -Что вы знаете о зарождении жизни на Земле? Гипотезы о происхождение жизни • Божественная; • Самопроизвольного происхождения; • Жизнь существовала всегда; • Внеземное происхождение; • Происхождение жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов подчиняющимся физическим и химическим законам. 2. Биосфера. Границы биосферы. Название оболочки, где распространена жизнь, в конце XIX в. дал австрийский геолог Эдуард Зюсс. Этот ученый ввел термин «биосфера» (от слова «биос» — жизнь, «сфера» — шар). В 20-е гг. XX в. выдающийся русский ученый Владимир Иванович Вернадский разработал целостное учение о биосфере и ноосфере» «…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки. На земной поверхности нет силы, более могущественной, чем живые организмы…» В.И.Вернадский. По его мнению, биосфера — это не только область жизни, но и сложная природная система, которая преобразует живые организмы. -Что отличает нашу планету от других планет Солнечной системы? Это наличие на ней жизни. -Почему биосферу называют «пленкой жизни»? -Что входит в понятие «биосфера»? (выслушиваются мнения учащихся) Биосфера (греч. bios — жизнь и sphaira — шар) — это оболочка Земли, заселенная живыми организмами и преобразованная ими. Она включает почти всю гидросферу, нижнюю часть атмосферы и верхнюю часть земной коры Границы биосферы определяются наличием условий, необходимых для жизни различных организмов. Биосфера сформировалась в области взаимодействия воздуха, воды и горных пород, Пределы биосферы обусловлены границами физических условий существования живых организмов. Существование жизни ограничивается значениями температуры от – 250 до +160. °С и давлением 0,001—3000 атм. Нижняя граница жизни биосферы в Океане проходит на глубине 10 км, а в земной коре до 2 км. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере; она обусловлена слоем озона, предохраняющим живое вещество от губительного ультрафиолетового излучения Солнца, и распространена на высоте от 20 до 45 км над уровнем моря. Задаются вопросы на осмысление услышанного материала: - Какую оболочку земли называют биосферой? -Каковы границы распространения живых организмов? • Атмосфера – тропосфера + озоновый экран • Вся толща гидросферы • Литосфера – земная кора до глубины 3-7 км. - Какие сферы включает в себя биосфера? Проводится работа с учебником по законченным смысловым фрагментам, задаются вопросы на осмысление прочитанного материала. (стр.142-143) - Назовите виды живых организмов, населяющих нашу планету. - Что означает слово «биосфера» в переводе с греческого языка? - Какова главная особенность живых организмов? - Что дает живым организмам такое свойство как приспособляемость? - Почему распространение живых организмов имеет определенные границы? Задание №1. Проанализировать схему. Границы биосферы определяются естественными факторами, воздействующими на организм. Основным из них является действие ультрафиолетовых лучей и температуры. 3. Взаимосвязь организмов. Биоценоз. Растения, животные и микроорганизмы сконцентрированы в определенной части суши и воды. Определим насыщенность жизни в биосфере. Величины, характеризующие главный слой жизни (по В.А. Успенскому) Области биосферы Примерно средняя мощность главного слоя жизни (в м) Средняя биомасса в главном слое жизни (в г углерода на 1 м3) Область суши с почвенным покровом Болота Озера Шельфовые области моря Открытый океан 5,0 0,5 25 100 200 4340,0 78,5 20,7 46,9 1,5 Из приведенных данных отчетливо видно, что концентрации живого вещества в расчете на единицу площади насыщенного жизнью слоя биосферы падает по мере перехода от наземных условий к типичным океаническим. - А как вы думаете, ребята без чего невозможна жизнь на Земле? Почему? Работа с учебником (стр143) Составим схему круговорота веществ и энергии в природе. Растения из неживой природы - минеральных солей, воды и уг¬лекислого газа под воздействием солнечных лучей выделяют необ¬ходимые для жизни вещества и кислород. Травоядные животные пи¬таются растениями. В свою очередь, хищники поедают травоядных животных. После гибели животных и растений на Земле скаплива¬ются их останки. Микроорганизмы разлагают, перерабатывают их, и они снова становятся пригодными для питания растений. Организмы, сгруппировавшись в определенной природной среде, образуют жизненные сообщества. Сообщества растений, животных и микроорганизмов, обитающих на Земле в одинаковых природных условиях, называют биоценозом (по-гречески «био» — жизнь, «це-ноз» - общий). - Назовите примеры биоценоза в природе, территории с одинаковыми природными условиями. … болота, озера, луга, леса, пустыни. 4. Разнообразие организмов на Земле Учащиеся изучают текст на стр143-145 учебника и отвечают на вопросы: - Сколько видов живых организмов на Земле? - Что такое органический мир? - Почему человек — часть органического мира? - Назовите условия для существования организмов? Задание №2. Составить схему «Условия существования организмов». Условия существования организмов (создаваемые неживой природой) проникание температура влажность световой солнечного режим света - Какие особенности характеризуют мир растений? - Каковы особенности обитания живых организмов в Океане? Живые организмы живут в различных средах обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, тела других организмов. Наибольшую концентрацию живых организмов в биосфере на¬блюдается у границ соприкосновения: Задание №3.Проанализировать схему. Все организмы связаны между собой обменом веществ и энергии. - Где можно встретить живые организмы? Организмы встречаются в самых необычных и очень суровых условиях: во льдах на вершинах гор, в безводных пустынях и соляных озерах, в подземных нефтяных пластах. Задание №4. Составить кластер «Царства живых организмов» Задание №5. Проиллюстрируете примерами на краеведческом материале. Организмы разнообразны по форме и размерам. - Как Вы думаете, кто на Земле преобладает? Среди животных – насекомые, среди растений – покрытосеменные. -Основную массу составляют растения, а по видовому разнообразию животные. Почему? 3/4 по видовому составу - животные, по массе живого вещества (биомассе) – растения. Некоторые виды растений и животных сохранились на нашей Земле, пережив глобальные климатические изменения и оледенения. Это – реликты древние, сумевшие приспособиться к новым условиям обитания. Распространение организмов – неравномерно. Основная масса сосредоточена на суше. -Как Вы думаете, почему? 5.Экологические проблемы биосферы Тысячелетиями человек брал из природы, не нарушая сложившего равновесия. Возможно ли современное развитие человечества и природы в гармонии, без взаимного уничтожения? -Причины возникновения экологических кризисов в истории человечества? -Назовите современные экологические проблемы: • Загрязнение воздуха; • Снижение плодородия почв; • Загрязнение водных источников; • Сокращение лесов; • Нерациональное использование природных ресурсов; • Сокращение видового разнообразия животных и растений; • Влияние окружающей природной среды на здоровье человека; • Охрана биосферы Алгоритм решения проблемы: -выдвижение гипотезы; -совместный поиск оптимальных решений проблемы. -В заключение учитель рассказывает учащимся об охране природы, показывает картины и обращает особое внимание на мероприятия, проводимые в той природной зоне, в которой находится школа. Когда-то и я не убить не мог, Что б ни летало над головой: Садился за весла - ружье у ног, Шел в чащу - заранее взводил курок, На жатву брал дробовик с собой. Стрелял и коршуна, и воробья, Не разбираясь - друзья? Враги? А ныне На ток хожу без ружья, Катаюсь по озеру без остроги. Доверие птиц умею ценить: Бывает легко на душе, когда Случайно удастся жизнь сохранить Птенцу, упавшему из гнезда. Себя самого узнать не могу, Осинки в лесу зазря не срублю, В корнях родничок, что клад, берегу, На муравейник не наступлю, -Люблю все живое, Живых люблю. Л.Яшин. Первичное закрепление новой информации: 1. Задание «Установи соответствие». А – Биосфера. Б – Растения, животные и микроорганизмы В – Ультрафиолетовые лучи и температура Г – В.И. Вернадский. Д – Размножение и приспособляемость Е – Сферы, составляющие биосферу 1. Оболочка Земли, населённая живыми организмами. 2. Академик, основоположник биогеохимии. 3. Естественные факторы, влияющие на организм 4. Виды живых организмов 5. Почти вся гидросфера, нижняя часть атмосферы и верхняя часть литосферы 6. Свойства живых организмов 2. Задание «Допиши слово». Растения, животные и микроорганизмы сконцентрированы в определенной части … и …. Они могут существовать между собой и с природной средой в тесной …. Основа этой связи - … Растения из неживой природы - минеральных солей, воды и уг¬лекислого газа под воздействием … выделяют необ¬ходимые для жизни вещества и кислород. Организмы, сгруппировавшись в определенной природной среде, образуют жизненные сообщества. Сообщества растений, животных и микроорганизмов, обитающих на Земле в одинаковых природных условиях, называю. … Например, биоценозом являются болота, Взаимопроверка (на доске - правильные ответы) Ключ: 1. суши 2. воды 3. неразрывной связи 4. зеленые растения 5. солнечных лучей 6. биоценозом 7. озера, луга, леса, пустыни Взаимопроверка (на доске - правильные ответы) Ключ: А-1 Б-4 В-3 Г-2 Д-6 Е-5 Вывод по теме: • Биосфера – это оболочка жизни, все организмы которой существуют между собой и с природной средой в тесной неразрывной связи. • Биологический круговорот определяет связь всех оболочек Земли. • Экологически грамотное поведение человека сохранит уникальность Земли. Домашнее задание 1. Изучить § 49-50. 2.Написать эссе «Если погибнет биосфера, то…», составить экологический бюллетень по экологическим проблемам своей местности. / По выбору/. 3.. Подготовить сообщение о В. И. Вернадском. Познавательная рефлексия Подведение итогов на основе действия законов экологии Барри Коммонера: • природа знает лучше; • все связано со всем; • ничего не дается даром; • за все надо платить. | |
Просмотров: 1301 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|