Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Требования к знаниям и умениям учащихся. Что должны знать: состав атмосферы и ее роль; атмосферные слои; глобальные изменения климата. Что должны уметь: показывать по карте климатические пояса; анализировать климатические диаграммы; работать контурными картами; работать с приборами для исследования природы; оценивать свою деятельность и работу других членов группы. Что должны проявлять: -положительную мотивацию к уроку естествознании; -доброе отношение друг другу. Тип урока: изучение нового материала. Ресурсы: компьютер, атласы, контурные карты, учебники, термометр, осадкомер, оценочный лист, презентации, Ожидаемый результат: применение полученных знаний в дальнейшем изучении атмосферы. Ход урока I.Организационный момент. Тренинг «Лучики солнца» Дети представляют себя лучиками солнца. В начале урока надо дать задание разместить лучики на солнце, согласно своему настроению, Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики. Деление на группы. «Цветные конфетики» Сами избирают спикера, который в течение всего урока будет заполнять оценочные листы. Правила для работы в группах: -говорить по очереди ; -внимательно слушать; -соблюдать время; -задавать вопросы и спрашивать есть ли вопросы; -коллективно обсуждать идей и мнение . II. Проверка домашнего задания. Учитель: Какие сферы Земли мы изучали? (Литосферу и гидросферу). Проверим ваши знания – проведем небольшой Цифровой диктант «Гидросфера и Литосфера» 2.1.Индивидуальная работа для учащейся. Ответьте на вопросы, используя предлагаемые ответы: Слайд I вариант II вариант 1.____________________жерло_______________________10. 2.__________________очаг землетрясение_____________9. 3.___________________вулкан________________________8. 4.______________________литосфера__________________7. 5._______________________исток______________________6. 6.__________________река____________________________5. 7.______________________________залив_______________4. 8._______________________гидросфера_________________3. 9.___________________________горные породы__________2. 10.__________________________гора ___________________1. Содержание 1.Как называется водная оболочка Земли? (гидросфера) 2.Земная кора и верхняя часть мантии, состоящая из горных пород.(литосфера) 3.Выпуклая форма рельефа, с хорошо выраженной вершиной, склоном , подошвой. (гора) 4.Плотные и рыхлые массы, слагающие земную кору.(горные породы) 5.Часть Мирового океана, вдающаяся в сушу, но имеющая с ним свободный обмен. (залив) 6.Естественный поток воды, текущий по выработанному им руслу.(река) 7.Как называется место начала реки? (исток) 8. Гора конической формы, из горловины которой выбрасываются горючий газ, пар, пепел, горные породы.(вулкан) 9.Место на глубине, где происходит разрыв или смещение горных пород называется? (очаг землетрясения) 10 Горлавина, по которой поднимается магма (жерло) Правильные ответы: I вариант – 8; 4; 10; 9; 7; 6; 5;3; 2; 1. II вариант -3; 7; 1; 2; 4; 5; 6; 8; 9; 10. Стадия Вызова -Внимательно прослушайте стихотворение и сами определите тему урока: Есть ли, дети, одеяло, Чтоб всю Землю укрывало? Чтоб его на всех хватило, Да притом, ни развернуть, Ни пощупать, ни взглянуть? Пропускало б дождь и свет, Есть, а вроде бы и нет?! Ребята, как вы считаете, существует ли одеяло, которое укрывает всю Землю? Как оно называется? (Атмосфера) Без еды мы можем прожить три месяца, без воды один день, без воздуха ни минуты, без воды три недели. А без чего не прожить и трёх минут?(без воздуха). Кто догадался, о чем пойдёт речь на уроке? (о воздухе, о воздушной оболочке). Какие возникают ассоциации , когда вы слышите слово Атмосфера? Стратегия «Ассоциация» -Ребята, как вы думаете, какую цель мы можем поставить перед уроком? «Мозговой штурм» На уроке ответим на вопросы: 1. Что называют атмосферой? 2. Из чего она состоит? 3. Строение атмосферы. 4. Значение атмосферы для Земли. (Цели урока открываем на слайде 2) Давайте обобщим ваши ответы, дадим определение нашей сегодняшней новой теме. Стадия Осмысление Определение понятия «атмосфера» (слушаем разные версии, выбираем лучшую и записываем в тетрадь) Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Этот термин предложил М.В. Ломоносов в 1775 году. Ребята, а какие еще оболочки Земли вы знаете? Литосфера (дать определение) Гидросфера (дать определение) (открыть слайд 3) Состав атмосферы Итак, переходим к изучению состава атмосферы. Что вы знаете по этому вопросу? (Воздух – это смесь газов. Он состоит из кислорода, углекислого газа (возможно, кто-то из учащихся назовет и азот) Открываю слайд 4 – диаграмма по щелчку. Интересно, каков состав атмосферы и какую долю занимает каждый из газов в атмосфере? (Газовая оболочка Земли. От греческого «атмос» -газ, «сфера -оболочка»). Из каких оболочек состоит воздух?Азот-78%, кислород-21%, прочие газы-1%. Атмосфера –внешняя, самая легкая оболочка Земли, которая удерживается у поверхности силой земного притяжения. Мы с вами живем на самом дне воздушного оеана. Из космоса видно, что атмосфера сплошным покрывалом окутывает Землю. Атмосфера состоит из смеси различных газов, которую называют вохдух. Азот играет роль разбавителя кислорода. Если бы мы дышали неразбавленным кислородом, то все процессы в организме, в том числе и старение, протекали бы очень быстро.Следовательно азот регулирует скорость биологических процессов на планете. 1-я группа: -Как называется самый нижний слой атмосферы? Какова его толщина на полюсах и над экватором? Предположите, почему толщина этого слоя разная. Как определяют, где именно заканчивается этот слой? (Тропосфера; на полюсах 8-10 км, над экватором 16-18 км. Этот слой содержит 4/5 всего атмосферного воздуха, и температура в нем убывает с высотой, достигая у верхней границы -550С. 2-я группа: -Какой слой атмосферы называют фабрикой погоды? Где расположен этот слой? Почему его так называют? Приведите два-три доказательства, что это действительно верное утверждение. (Это тропосфера – нижний слой атмосферы. Доказательства того, что тропосфера – фабрика погоды: 1) Это самый нижний слой атмосферы, поэтому он отвечает за погоду на поверхности земли 2) Здесь сосредоточена вся влага атмосферы, поэтому здесь формируются облака и осадки. 3) Здесь происходит постоянное движение воздуха и образуется ветер, приносящий холодный или теплый воздух.) 3-я группа: Как называется второй (от поверхности земли) слой атмосферы? На какой высоте находятся верхняя и нижняя границы этого слоя? По каким признакам установили, что именно это и есть границы данного слоя? (Это стратосфера; нижняя граница от 8 до 18 км, в зависимости от положения над полюсами или экватором; верхняя граница – на высоте 55 км. Границы тропосферы установили по таким признакам: 1) в ней еще есть разреженный воздух 2) в ней есть очень мало водяного пара и облаков 3) в ней температура воздуха растет с высотой от -550 до 00. 4-я группа: В каком слое атмосферы располагается слой озона? На какой высоте над землей он расположен? Почему озоновый слой называют озоновым экраном? Почему ниже этого слоя можно встретить признаки живых существ – споры, пыльцу, микроорганизмы – а выше него признаков жизни нет? (Озоновый экран расположен в нижней части стратосферы, на высоте 20-30 км. Он отражает от себя ультрафиолетовые лучи, поэтому называется защитным экраном. Выше озонового слоя все живые существа сгорают в ультрафиолетовом излучении) Выступление групп. Взаимооценивание «Сигнальные карточки» Учащиеся приходят к выводу и записывают его в рабочие тетради: Бодрячок «Дождь» Капля-раз, капля –два, Очень медленно сперва, (хлопки руками на каждое слово) А потом, потом, потом, Всем бегом, бегом, бегом.( Бег) Стали капли поспевать, Капля каплю догонять.( Хлопки руками на каждое слово) Кап-кап, кап-кап. (свободные движения пальчиками) Зонтики скорей раскорем, От дождя себя укроем. (соединить руки над головой) Стадия Рефлексия 1. Игра «Блиц-опрос » Закрепление Ответьте на вопросы (слайд ): 1. Какого газа в воздухе больше всего? (Азота) 2. Какой газ воздуха нужен для фотосинтеза? (Углекислый газ) 3. Какой газ воздуха нужен для горения, гниения и дыхания? (Кислород) 4. Почему озоновые дыры – это опасное явление? (УФ-лучи губительны для жизни) 5. Как называется слой атмосферы, где живем мы с вами? (Тропосфера) 6. Почему для полетов в стратосфере к запасу горючего берут и запас кислорода в баллонах? (Там разреженный воздух, и горение топлива было бы невозможно) Спикеры подсчитывают баллы и выставляют оценки по критериям. «5» 9-10 балов «4» 7-8 балов «3»- менее 4-х балов Домашнее задание. Обязательная часть: № 26 . «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» пересказ. Творческая часть: Написать эссе «Воздушное покрывало » Оценивание(формативное и суммативное оценивание учителя) Светофор оценивание урока с помощью цветовых сигналов: красный, зеленый, желтый «Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями» «Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь» «Не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно требуется помощь!» | |
Просмотров: 1746 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|