Пояснительная записка В курсе Физической и Экономической географии Казахстана предусмотрено изучение своей местности. Буквально при изучении каждой темы мы, учителя, должны уделять внимание региональному компоненту. Именно «уделять внимание», так как дополнительных часов на это не отводится. Как наиболее эффективно это сделать? Можно просто упомянуть свой регион: «Наша местность – это часть Казахстана, поэтому все, что написано о Республике вообще касается и нас». А можно подойти к этому вопросу более вдумчиво и двигаясь от общего к частному, познакомить учеников со всеми особенностями (или с главными чертами) ФГХ и ЭГХ своей местности. В данной работе раскрываются подходы к изучению географии своей местности в 8 – 9 классах. Приводятся примеры вариантов выполнения практических работ на краеведческом материале. Особенность проведения которых в том, что учащиеся выступают в роли исследователя, самостоятельно определяют взаимосвязи и взаимозависимости, объясняя причины анализируемого процесса. Задания практических работ предложены учащимся на выбор. Они дополняют обязательные практические работы, внесенные в программу географии 8 – 9 классов. Предложенные практические работы позволяют: а) лучше закрепить понятия; б) применить теоретические знания на практике; в) усвоить фактический материал об особенностях природы, населения и хозяйства региона; г) научить учащихся обобщать, анализировать, находить зависимости и выявлять закономерности. Практические работы по географии развивают и общеучебные умения: анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать информацию, представлять результаты работы в различных формах (выводах, графиках, схемах и пр.). Все практические работы имеют различный уровень сложности и разделены на три группы. Уровень группы «А» – базовый. Он должен быть достигнут всеми учащимися. Задания групп «Б» и «В» более сложные. Они предлагаются тем, кто склонен к поиску, любит решать логически е задачи, выполнять творческие работы, составлять оригинальный иллюстрированный материал (от таблиц до картосхем и маршрутов заочных путешествий). Практические работы реализуют идею дифференцированного обучения. Задания первого уровня сложности содержат вопросы «Что?» и «Где?». Второго, – «Какой?» и «Что характерно?» – требуют умения выделять существенные признаки объекта. Кроме того, они предусматривают сравнение объектов и явлений, поэтому ученики должны уметь находить общие черты и черты различия. Задания третьего уровня сложности требуют ответов на вопросы «Почему?» и «Чем объяснить?». Они более сложные и включают в себя знания, позволяющие ответить на задания двух предыдущих уровней. Большое количество практических работ не предполагает их полное выполнение. Учитель выбирает из предложенного материала наиболее, с его точки зрения, целесообразное, учитывая особенности класса. Учащиеся по желанию выполняют несколько заданий. Развитие географических и общеучебных умений в процессе выполнения практических работ Задания группы «А» 1 уровень Чтение и анализ статистических и графических материалов. Теоретическое знание географических явлений и процессов. Чтение и анализ карт, картосхем, прием «наложения» карт разного содержания. Заполнение контурных карт Работа с несколькими источниками, картами, справочниками. Задания группы «Б» 2 уровень Оценка природных условий и ресурсов, прочих географических явлений и процессов. Составление географических описаний и характеристик, картирование. Свертывание географической информации в различной форме. Перевод цифровой информации в графическую. Задания группы «В» 3 уровень Объяснение географических явлений и процессов. Установление географической ситуации, географический прогноз. Выработка личностной позиции и собственного взгляда на взаимосвязи между природой и населением. Уровень 1 (группа А) Уровень 2 (группа Б) Уровень 3 (группа В) Охарактеризовать любую реку своего региона по плану: 1. Где находиться исток реки? 2. В каком направлении течет? 3. Характер поверхности местности, где течет река. 4.Основные источники питания реки. 5. Режим реки. 6.Куда впадает, какие притоки принимает? 7.Хозяйственное использование реки. Сравните по преобладающему питанию и характеру течения рек Иртыш и Аягоз. Используя физическую карту Казахстана, докажите, что реки Иртыш и Аягоз различаются по характеру течения. Таким образом, сложность задания определяется тем, сколько и какие этапы познания осуществляет ученик самостоятельно. В результате выполнения практических работ будут реализовываться следующие учебно-образовательные задачи: 1. Знакомство с компонентами природы своей местности, выявление взаимосвязей и различий между ними. 2. Отслеживание и оценка изменений происходящих в природных комплексах под влиянием хозяйственной деятельности человека. 3. Формирование умений оценивать состояние компонентов природы и их влияние на состояние природного комплекса в целом. 4. Формирование навыков и приемов самостоятельного поиска и анализ информации. 5. Составление кратких описаний географических объектов. 6.Формирование умений составления характеристики физико-географических объектов, используя различные источники информации. 7.Формирование умений построения простейших картосхем, диаграмм, графиков. На основе статистических данных. 8. Формирование навыков анализа, прогноза явлений по картам и таблицам. 9. Формирование умений оценивать условия жизни и хозяйственной деятельности человека в условиях своей местности. 10.Отработают навыки работы с мелкомасштабной картой и крупномасштабной картой своей местности. 11.Формирование умений комплексного использования карт для установления связей между компонентами природы. При выполнении практических работ используется целый комплекс различных источников информации: учебники, статистические справочники, карты атласа, периодические издания, энциклопедии. Особое внимание обращается на практические работы, углубляющие знания учащихся о населении страны. Они связывают между собой природу и человека, раскрывая влияние природных условий на его работу и быт. Знание и умение использовать административную карту, рассчитывать разницу в поясном времени, знание основных статистических показателей, характеризующих население своей местности, являются обязательными для выпускника школы, изучавшее географию своей страны. Большинство практических работ предусматривает самостоятельное использование учащимися экономических карт учебника и атласа, статистических таблиц из приложения, работу с текстом учебника. Уровень самостоятельности учащихся при выполнении этих работ можно повысить только при условии тщательной предварительной подготовки. Роль снижается по мере овладения учащимися основными приемами, необходимыми им для самостоятельного проведения работ. Практические работы по мере изучения материала усложняется в целом. Практические работы по мере изучения регионального компонента предложены по следующим темам (согласно учебной программе): 8 класс ФГП своей местности. Часовые пояса. Рельеф своей местности. Климат и агроклиматические ресурсы своей местности. Загрязнение атмосферы ВКО. Охрана водных ресурсов. Почвенно-земельные ресурсы. Значение почв в хозяйственной деятельности человека. Биологические ресурсы ВКО. Заповедники и национальные парки, памятники природы. Объекты Всемирного природного населения своей местности. Оценка статистических данных по состоянию природной среды своей местности. Практическая работа №1 Тема: ФГП ВКО. Часовые пояса. Цели проведения работы: Формирование образа «Географическое положение» региона на территории Казахстана, положение по отношению к крупным физико-географическим объектам. Отработка навыков работы с географическими картами: сопоставление, сравнение, анализ. Сформировать умение рассчитывать поясное и местное время. Задание 1 (А) На контурной карте показать границы области, подписать их. Пунсонами отметить крайние точки области, подписать координаты. Задание 2 (Б) Измерить расстояние между Семеем и Владивостоком по прямой (км). Задание 3 (Б) Определить в каких часовых поясах расположены Семей и Усть-Каменогорск. Задание 4 (В) Сколько часовых поясов нужно пересечь, чтобы попасть из Семея в Каир? Определить на сколько часов различается время Семея и Пекина. Задание 5 (В) Сколько часовых поясов нужно пересечь, чтобы попасть из ночи в утро, двигаясь из Семея на запад? Задание 6 (В) С учетом особенностей своего геополитического положении Казахстан проводит внешнюю политику (геополитику). Проследите: а) как Казахстан улучшает свое геополитическое положение с новыми независимыми государствами, ранее входившими в состав СССР; б) как укрепляются и развиваются связи Казахстана в связи со своим положением одновременно в Европе и Азии. Формой отчета о работе может быть собранный материал, обзор и их защита. Практическая работа №2 Тема: Рельеф своей местности. Цели проведения работы: Формирование знаний о строении поверхности. Отработка умений комплексного использования карт для выявления связи между тектоническим строением и рельефом. Задание 1 (А) Определите по карте, какие формы рельефа преобладают в нашей области. равнина возвышенность гора Задание 2 (Б) Установите, в какую геологическую эпоху произошло поднятие Алтая и Саур-Тарбагатая. Задание 3 (В) Установите соответствие: Тектоническая структура – форма рельефа Тектоническая структура Форма рельефа Палеозой: герциниды Ивановский хребет Палеозой: каледониды Дегелен Кайнозой Канчингиз Мезозой Иртышская депрессия Докембрий Тарбагатай Алтай Чингизтау Задание 4 (В) Подумайте, с какими полезными ископаемыми наш регион может выйти на международные аукционы, а какие виды минеральных ресурсов целесообразнее оставить на внутреннем рынке? Обоснуйте свой ответ. Практическая работа №3 Тема: Климат и агроклиматические ресурсы своей местности. Цели проведения работы: Закрепить знания о климатических особенностях Казахстана на примере климата своего региона. Продолжать отработку навыков построения диаграмм и графиков на основе статистических данных. Формировать умение чтения и анализа тематических карт. Оборудование: климатические карты Казахстана, статистические справочники по региону, календари погоды. Задание 1 (А) Постройте схему «ВМ ВКО». Покажите, какие воздушные массы приходят на территорию ВКО и откуда они поступают? Какая погода устанавливается с приходом КТВ и КАВ. Задание 2 (Б) По следующим данным постройте круговые диаграммы выпадения осадков для Семея и Шемонаихи. Сезоны года Семей Шемонаиха Зима 49 мм 53 мм Весна 55 мм 109 мм Лето 84 мм 135 мм Осень 94 мм 115 мм Всего: 275ммм 412 мм Изучите по диаграммам распределение осадков по сезонам года. Какие принципиальные различия вы можете отметить? Как это можно объяснить? Задание 3 (Б) Какие климатически неблагоприятные явления тормозят развитие безполивного земледелия и оказывают вредное воздействие на здоровье человека? Климатические явления Неблагоприятные последствия Суховеи Гололед Задание 4 (В) По приведенным данным (учитель готовит необходимые данные) сделайте вывод о климате региона: а) КП; б) господствующие ВМ; в) осадки; г) максимальные и минимальные температуры воздуха; д) изменение этих показателей с севера на юг и с запада на восток. Задание 5 (В) Какие графики и диаграммы можно построить на основе анализа следующих климатических данных? 1. Высота Солнца над горизонтом на 50 параллели: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Семей 19,9 28,2 41,1 51,7 58,6 62,2 59,9 54,4 40 28,5 24,1 16,2 2. Средняя температура воздуха по месяцам Кокпекты -17,4 17,2 -8,2 +5,6 +8,4 +12,6 +19, +24,8 +14,7 +12,4 +4,2 -9,3 3. Преобладающие ветра над 49 параллелью Шар СВ/ 15 С/ 12 СЗ/ 14 В/ 15 ЮВ/9 Ю/17 Ю/ 15 ЮВ/ 17 В/ 12 СЗ/ 10 С/ 14 СВ/ 21 Предполагается, что учащиеся вспомнят о построении графика высоты Солнца над горизонтом, розе ветров, графике хода температур, о том, что можно высчитать амплитуду температур, среднюю годовую температуру воздуха. Задание 6 (В) Как изменится климат нашего региона, если: а) исчезнут льды на Северо-Ледовитом океане; б) в результате тектонических подвижек поднимутся горные массивы к северу от нашего региона (территория Кулундинской равнины)? Задание 7 (В) Определите коэффициент увлажнения для: а) Семея; б) Усть-Каменогорска; в) п. Курчум; д) п. Уштобе. Помните, если, «К»=1, то увлажнение достаточное, если «К»>1, то избыточное, если «К»<1, то недостаточное. Практическая работа №4 Тема: Загрязнение атмосферы ВКО. Охрана водных ресурсов нашего региона Цель проведения работы: Формирование умений составлять развернутые характеристики рек, озер, оценивать состояние природной среды, используя различные источники информации. Составлять прогнозы изменения состояния географических объектов. Задание 1 (А) Составьте схему «Основные источники загрязнения Иртыша». Задание 2 (А) Составьте схему «Источники загрязнения атмосферы в Семей». Задание 3 (Б) Поучаствуйте в акции по очистке берегов Иртыша от мусора. Сделайте вывод о том, какие виды загрязнения преобладают. Составьте отчет по проведенной акции. Формой отчета может быть контурная карта с подробной легендой. Задание 4 (Б) Проведите небольшой социологический опрос на тему «Главные виновники загрязнения нашего региона». По итогам опроса составьте «черный список» предприятий региона, наносящих наибольший вред экологической среде. Задание 5 (В) Разработайте «Охранный кодекс»: а) ленточного бора; б) Иртыша; в) Михайловских озер. Задание 6 (В) Напишите эссе на тему «Зонтик для Иртыша», «Плач умирающего бора». Задание 7 (В) Составьте цепочку экологических последствий при добыче угля в зоне месторождения Каражира. А) Открытая добыча Б) Шахтная добыча Практическая работа №5 Тема: Почвенно-земельные ресурсы. Значение почв в хозяйственной деятельности человека. Определение путей повышения плодородия почв своего региона. Цель проведения работы: Формировать умение анализа тематических карт, оценивать состояние почвенного покрова. «Почва – естественноисторическое тело» (В. Докучаев). Задание 1 (А) По почвенной карте атласа определите, какие почвы преобладают в нашем регионе. Задание 2 (А) Составьте схему «Почвообразующие факторы» и раскройте роль одного из факторов. Задание 3 (Б) Используя карты атласа, заполните таблицу «Качественные показатели почв нашего региона». Тип почвы Где расположены Занимаемая S (%) Состав, структура Использование в хозяйстве Черноземы Правобережье Иртыша, Алтая, Тарбагатая. 1% от площади ВКО Комковатая, гумус – 45%-55% Лучшие почвы почвы пашня, пастбища. Светло-каштановые Темно-каштановые Бурые Аллювиальные Задание 4 (Б) Изучите строение почвенного разреза на берегу Иртыша и постройте схему почвенного профиля с указанием мощности слоев и указанием каждого почвенного горизонта. Задание 5 (В) Составьте схему, объясняющую влияние антропогенной эрозии на почвы и поверхностные воды. Задание 6 (В) Используя данные о почвах региона, сделайте вывод о том какие виды мелиорации и на каких почвах необходимы в нашей области Практическая работа №6 Тема: Биологические ресурсы ВКО. Заповедники и национальные парки, памятники природы. Цель проведения работы: Формирование умений оценивать условия жизни человека в определенных условиях, устанавливать взаимосвязи, существующие между компонентами природного комплекса. Задание 1 (А) По карте атласа определите заповедники и заказники нашей области, какие памятники природы нашей области вам известны? Составьте систематику данных объектов в табличной форме. Заповедники ВКО Заказники ВКО Памятники природы ВКО Задание 2 (Б) Используя текст учебника, справочники и атласы заполните таблицу: Заказники, заповедники Изучаемые компоненты природы. Охраняемые природные объекты растения животные формы рельефа Задание 3 (Б) Посетите ОДБЦ и составьте список обитателей, занесенных в «Красную книгу». Задание 4 (В) Разработайте туристический маршрут по заповедным местам региона. Обоснуйте свой выбор. Задание 5 (В) Разработайте проект одного из номеров газеты «Экологический вестник ВКО». Какие рубрики вы открыли бы в газете. Задание 6 (В) Смоделируйте карту «Рекреационное хозяйство ВКО». Это может быть одна листовая карта или четыре небольшие на одном листе. Составьте качественную легенду карты. Практическая работа №5 Тема: Охрана природы и экологические проблемы области. Заповедники и заказники. Цели проведения работы: Познакомить учащихся с природоохранными объектами области, растениями и животными, занесенными в Красную книгу, а также заповедниками и заказниками на территории региона. Формировать бережное отношение к природе, любовь к родному краю. Задание 1 (А) Совершить воображаемое путешествие по заповедникам и заказникам области. Приготовить рефераты (или видео-клипы). Задание 2 (Б) Рассказать о влиянии Семипалатинского ядерного полигона на природу и хозяйственную деятельность человека. Задание 3 (В) Согласно экологическим законам Коммонера, которые гласят: • все связано со всем; • все должно куда-то деваться; • ничто не дается даром. Раскройте их смысл на конкретном материале ВКО.
|