Открытый урок познания мира во 2-м классе. Тема: Красная книга растений и животных. Цели и задачи: 1) Познакомить детей с Красной книгой; 2) Расширить и углубить знания детей и животных и растениях; 3) Воспитывать бережные отношения к природе; 4) Соотнести цвет книги и её назначение; 5) Создать свою Красную книгу, внести в неё животных и растения, нуждающихся в защите; 6) В группах предложить варианты спасения редких и исчезающих растений и животных. Оборудование: Слайды; гербарий; комплекты открыток; иллюстрации с изображением редких растений и животных; рисунки животных; книжки, сделанные на уроке труда. Ход урока: I. Психологический настрой Учитель: Ребята, сегодня наш урок будет необычным. К нам пришли гости. И как радушные хозяева давайте встретим их улыбками. В путь, ребята, за новыми открытиями! Успехов Вам! II. Фенологические наблюдения за природой. Дети отмечают погоду предыдущего дня в «Календаре природы». III. Проверка домашнего задания. (Карточки) Контрольное задание: впиши в строку 1. Как человек лишает животных и растения их среды обитания? _______ 2. Что растения дарят человеку? _______ 3. Что животные дают человеку? _______ 4. Как человек заботится о растениях? _______ 5. Как человек заботится и животных? _______ (Время на работу 3-5 минут). IV. Актуализация опорных знаний. Учитель: Откройте тетради и посмотрите на цепочку , которую мы составили на прошлом уроке. Растение → Животные→ Человек Учитель: Представьте себе, что одно звено выпало (исчезло). Что произойдёт? Порассуждайте. Сделайте вывод о значимости каждого элемента в цепи. Учитель: К сегодняшнему уроку вы принесли рисунки, на которых изобразили своих домашних питомцев и подготовили сообщения о них. А каких диких животных вы знаете? А каких животных можно встретить в нашей республике? (Ответы детей) Учитель: А теперь давайте мысленно перенесёмся в самое красивое место нашего края – в сад на берегу нашей речки Чебокай. Какие растения можно здесь встретить? (Ответы детей - колокольчики, васильки, ромашки, водяные лилии, камыш…) Учитель: Как вы думаете, есть ли на земле растения и животные, которых становится меньше? Почему это происходит? А как вы думаете, делают ли люди хоть что-то, чтобы помочь им? V. Физкультминутка. Раз – прыжок, и два – присядка, Это заячья зарядка. А лисята как проснутся, Любят сладко потянуться, Обязательно зевнуть, Ловко хвостиком вильнуть. А волчата спинку выгнут И легонечко подпрыгнут. Ну а мишка косолапый Широко разводит лапы. То одну, то обе вместе, Тихо топчутся на месте. VI. Сообщение темы и целей урока. Учитель: Из за того, что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине: люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. Поэтому многие животные и растения, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими, или совсем исчезли. Чтобы сохранить редкие виды растений и животных, Международный союз охраны природы решил занести их в специальную книгу. Сегодня мы поговорим о редких животных и растениях нашей страны, о том, что люди делают для их защиты и о том, как мы можем позаботиться о них. VII. Работа над новым материалом. 1. Учитель: - Если бы вам предложили создать Книгу редких животных, какого цвета она была бы? Почему? - Какие сигналы красного цвета вам встречались в жизни? (Пожарная машина, светофор, защитная окраска божьей коровки…) - Правильно, ребята, красный цвет – сигнал. Возможно, Красная книга говорит людям: «Стойте! Остановитесь! Подумайте!» - О чём должны подумать люди? (Рассуждения детей) Учитель: «Красная книга» - красная! Значит, природа в опасности! Значит, нельзя терять дальше мига. Жизнь защищает Красная книга! 2. Чтение материала учебника, с.107. 3. Рассмотрите эмблему Всемирного фонда дикой природы (WWF). Вопрос: Как вы думаете, почему именно панда стала символом, эмблемой фонда дикой природы? 4. Учитель: Ребята, давайте и мы создадим свою Красную книгу. Возьмите книжечки, которые вы сделали на уроке труда, мы запишем в неё названия растений и животных, нуждающихся в нашей защите. 5. Повторное чтение материала учебника с.107. - Прочитать только о растениях. По ходу чтения записываем с 1-й части растения, нуждающиеся в защите. (Просмотр слайдов, иллюстраций, гербария с растениями – подснежник, ландыш, ель тянь-шанская, полынь цитварная, тюльпан, водяная лилия). - Прочитать о животных. Просмотр слайдов о животных, запись их в Красную книгу во 2-й части – «Животные». (Кулан, снежный барс, срок, сайгак, джейран, беркут, чайка, розовый фламинго...). 6. Вопросы: - Какие растения занесены в Красную книгу? - Какие животные взяты под охрану государства? - Почему люди охраняют, например, тюльпаны, джейранов и куланов, хотя они не приносят видимой пользы? VIII. Рефлексия. Работа в группах. Предложить варианты охраны редких животных и растений. (Время на работу 3-4 минуты) Выходят 4 ученика. 1. Взгляни на глобус – шар земной - Ведь он вздыхает, как живой. И шепчут нам материки: «Ты береги нас, береги!» 2. В тревоги рощи и леса, Роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги!» 3. Грустит глубокая река, Свои теряя берега. И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги!» 4. Остановил олень свой бег: «Будь Человеком, человек! В тебя мы верим – не солги, Ты береги нас, береги!» Вместе: Рыбы, птицы и звери В души людям смотрят. Вы их жалейте, люди, Не убивайте зря. Ведь небо без птиц – не небо, И море без рыб – не море, И земля без зверей – не земля. IX. Итог урока. Учитель: Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо вам. Я надеюсь, что вы будете верными друзьями природы. (Выставка оценок). X. Домашнее задание: с.107-110 читать, отвечать на вопросы. Пополнить свою «Красную книгу» описанием редких животных и растений. Оформить обложку «Красной книги».
|