Зульфия Фархатовна Тулеева Государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 РО» г. Семей, 2009 «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ» Школьная география как учебный предмет, отражающий основы науки, вносит весомый вклад в формировании у учащихся научного мировоззрения. Чтобы научное знание, усвоенное учащимися, стало элементом мировоззрения, оно должно выполнять роль ориентира для каждой личности в её отношениях с окружающей действительностью, в понимании смысла этих отношений. Одним из показателей сформированного мировоззрения учащихся являются их ценностные ориентации, оценочные суждения о тех или иных явлениях, процессах. Это и составляет специфическое мировоззрение к окружающему миру и событиям. Один из путей формирования научного мировоззрения у учащихся использование проблемных заданий, организация дискуссий. Географическое образование - надёжная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли как общего дома человечества. И чтобы учащиеся могли правильно понять материальные, духовные и культурные ценности, смысл существования человека в пространстве, необходимо накопление географических знаний. Для накопления географических знаний учащимися необходимы современные образовательные технологии и правильный выбор методов обучения. Некоторые учителя обеспокоены тем, что интерес школьников к изучению предмета падает из-за «сухости» изложения материала в учебниках, его большого объёма, высокой степени научности и недостаточной доступности для разных групп учеников. Организуя урок, надо стремиться так управлять деятельностью учеников, чтобы каждый почувствовал силу успеха. Успех – первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться. Опытные педагоги это знают хорошо. Они никогда не злоупотребляют попрёками, замечаниями, двойками. Напротив, стараются поддержать ученика, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить – даже за незначительный шаг вперёд. Если все дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если возвращаются домой довольными и ждут с нетерпением завтрашнего дня, желание учиться крепнет. На уроках нужно поддерживать учебную активность, понимать своих учеников, быть внимательной к ним, вовремя заметить усталость, переключить внимание, чтобы сохранить работоспособность. Учащиеся должны понимать, что они делают и зачем, то есть видели цель и пути её достижения. Сосредоточение внимания должно быть не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких. Помогают достичь эти цели педагогические технологии. В настоящее время известно много технологий: технология поэтапного формирования умственных действий, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, интерактивные технологии. В дидактике существуют разные классификации уроков. По главной дидактической цели выделяются уроки проблемные и не проблемные. Проблемным считается урок, на котором учитель создаёт проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по их разрешению. Одной из форм проведения таких уроков является разработка методики проведения уроков – диспутов. Урок – диспут состоит из трёх основных этапов: 1. Постановка проблемы. 2. Решение проблемы. 3. Подведение итогов. Методические рекомендации по проведению урока – диспута. Центром любого диспута является проблема. При подготовке к уроку – диспуту следует помнить: проблемы, которые учащиеся считают настоящими, обычно выходят за рамки одного предмета. 1. При выборе проблемы важно учитывать наличие необходимых материалов. 2. Проблема должна отвечать возрастным особенностям учащихся. 3. Учебная проблема должна быть достаточно серьёзной, чтобы гарантировать заинтересованность всего класса. 4. Выбранная проблема должна быть достаточно обычной. Проблемы, касающиеся человека или небольшой группы, не отвечают этому критерию. 5. Выбранная проблема должна допускать различные способы решения. 6. Проблемы должны соответствовать потребностям и интересам учащихся. Целесообразнее использование дискуссий с элементами проектов. Урок начинается с задачи, которые учащиеся решают индивидуально – 10 минут. По группам 15 минут. Обсуждение 10 минут. Подведение итога 10 минут. Время может изменяться. В группах может быть «руководитель», «генератор идей», «оппозиционер», «исследователь» и др. Задачи руководителя группы: 1. Дать возможность высказать свою точку зрения каждому участнику. 2. Не допускать оскорблений между участниками диспута. 3. Не допускать отклонений от поставленной задачи. Данную памятку можно оформить в виде стенда или написать на доске. Генератор идей корректирует предложенные решения. Оппозиционер – ученик с высоким уровнем знаний, который должен приводить доводы, факты, опровержения выдвинутым идеям. Для каждого участника диспута готовится лист диспута. • В первой колонке, индивидуально, учащиеся высказывают свою точку зрения в виде порядкового номера. • В первой колонке, коллективное, учащиеся ставят порядковый номер коллективного решения. • Во вторых колонках ставятся номера, зачитанные учителем. • В третьей записывается разница. Цифры третьей колонки суммируются и записываются ниже таблицы. Чем меньше сумма, тем ближе участник и коллектив к истине, а значит качественнее знания. Если у ученика сумма индивидуального решения меньше, чем в группе, это значит знания у него недостаточно глубоки, так как он не смог доказать свою правоту в решении поставленной проблемы. Если сумма индивидуального решения больше коллективной, учение не имеет достаточной информации по проблеме, но умеет прислушиваться к мнению других. Если сумма близка к нулю, или равна ему, ученик имеет глубокие знания и умеет их применять. Данные выводы можно оформить в виде стенда. Урок – диспут обеспечивает внимание, активизирует мысль, нацеливает на поиск, развивает мыслительные способности, создаёт устойчивый познавательный интерес. Обручев В.А. говорил: «Огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок задаёт нам природа». А загадки всегда интересны детям. Они вызывают и любопытство и любознательность – желание глубже разобраться, понять интересующие явления, сформировать устойчивый интерес к природе. Всё это помогает повышению качества знаний и способствует нормализации учебной нагрузки. Такой вид диспута исключает беспорядок на уроке. При проведении диспута учитель может проверить и оценить свои умения и реальные действия, прежде всего по активной позиции учеников. Примерные варианты проведения уроков – диспута. 6 класс Поверхность Земли в течение года освещается и нагревается неравномерно. Почему? Напротив каждой причины поставьте порядковый номер. Под цифрой 1 – самую главную причину. Под цифрой 5 возможно не имеющей значения в решении данной проблемы. Варианты проблемных вопросов для диспута: 1.Почему наибольшее количество землетрясений наблюдается в Евразии? 2. В 1991 году геополитическое положение России ухудшилось, и это отрицательно отразилось на её развитии. Поставьте причины в порядке значимости. 3. В чём причина большой концентрации предприятий ВПК на территории Уральского экономического района? 4. Почему английский язык является международным? Список использованной литературы: 1. Баринова И.И., Ром В.Я. География России. – М.: Издательский дом «Дрофа», 1997. 2. Зверева Б.И. Образовательная программа школы. – М., 1998. 3. Кларин М.В. Инновации в обучение. «Анализ зарубежного опыта». – М., 1997. 4. Савина Н.Г. Новые технологии обучения географии.- Брянск., 2000. 5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Народное образование. – М., 1998. 6. Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 1998.
|