Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Цель урока: Изучить особенности внутренних вод материка Задачи: Обучающие: -создать условия для целостного формирования представлений о внутренних водах Африки; - сформировать представление об особенностях внутренних вод Африки. - выявить зависимость внутренних вод от климата и рельефа материка. Развивающие: - развивать умения работать с разными источниками информации, навыки коллективной работы - продолжить совершенствовать навыки работы с учебником, дополнительной литературой и электронными ресурсами. Воспитательные: развитие интереса к предмету, интеллектуальной инициативы. Планируемый результат: Личностные результаты: Сформированность основ саморазвития и самовоспитания, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (решение проблемных задач) Метапредметные результаты: Личностные универсальные учебные действия (УУД): нравственно-эстетическое оценивание Познавательные УУД: -владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем -Умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать информацию -Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения -Владение навыками познавательной рефлексии Коммуникативные УУД: Умение продуктивно общаться и взаимодействовать Предметные результаты: знать/понимать определения основных понятий курса; уметь приводить примеры; Знать пути применения полученных знаний в повседневной жизни. Географические объекты: Реки: Конго, Нил, Нигер, Замбези, Оранжевая, Лимпопо Озера: Виктория, Ньяса Танганьика Водопады: Виктория, Ливингстона Тип урока: Урок изучения нового материала, формирования и закрепления знаний, умений и навыков. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная Необходимое техническое оборудование: Презентация, электронная физическая карта Африки, доска, компьютер, атлас, контурные карты, картинки географических обьектов Африки. Реализация требований к здоровьесбережению участников образовательного процесса: использование динамических изображений и работа с экраном не более 20 минут, физкультминутка Описание урока. Проводимый урок является пятым уроком в ходе изучения темы Африка. Ранее дети познакомились с географическим положением материка Африка, историей исследования, рельефом Африки, климатом, природными зонами. Главная особенность этой темы выявить особенности зависимости рек Африки от рельефа и климата. Этот урок преследует цели знакомства с особенностями водных объектов Африка, формирование умений выявлять причинно- следственные связи, работать со статистическим и картографическим материалом На уроке предполагается использование следующих методов работы: - объяснительно-иллюстративный; - проблемно-поисковый; - словесный; - метод самостоятельной работы; - метод контроля и самоконтроля; Приемов работы: - анализ, сравнение и обобщение полученных знаний; - работа со статистическим материалом; - работа с картами; Таблица1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время ( мин.) 1. Организационный момент Проверяет готовность учеников к уроку. Приветствует учеников: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами проведём не совсем обычный урок географии. Необычность нашего урока в том, что мы совершим путешествие вместе к удивительным рекам и озерам Африканского континента и возьмем с собою наших замечательных гостей. Психологический настрой: Повернитесь все друг к другу, И пожмите руки другу. Руки вверх все поднимите, И вверху пошевелите. Крикнем весело: "Ура!" Игры начинать пора! Вы друг другу помогайте, На вопросы отвечайте: «Только ДА, и только НЕТ!»- Дружно дайте мне ответ. Если НЕТ вы говорите, То ногами постучите, Если говорите ДА, В ладоши хлопайте тогда. Для начала мы соберем БООЛЬШОЙ рюкзак, который пригодится в школе. (дети должны отвечать "Да" (хлопать) или "Нет" (топать)) На дно кладем кулек конфет? (ДА) А милицейский пистолет? (НЕТ) Туда положим винегрет? (НЕТ) А может быть, улыбок свет? (ДА) Положим спелый апельсин? (ДА) А продуктовый магазин? (НЕТ) Цветов корзину для друзей? (ДА) А разноцветных кренделей? (ДА) Салат положим в сумку? (НЕТ) Кладем улыбку и успех? (ДА) Задорный детский звонкий смех? (ДА) - Игра активизирует работу класса. Учащиеся учатся работать в коллективе. Учатся слушать учителя, выполнять определённые действия и дружно отвечать, слушая друг друга. Приветствуют учителя 3 мин. 2 2. Повторения из курса 6 класса. Прежде чем допустить вас к таинствам вод материка необходимо пройти первое испытание знаниями, вспомнить основные сведения о реках и озерах. Задание 1 группе: Нарисовать речную систему. Задание 2 группе: Назвать основные типы озер, по происхождению. Задание 3 группе: Расскажите о значение рек в природе, хозяйственной деятельности людей? Рисуют на листах речную систему, подписывают части рек. Составляют схему. Составляют рассказ, чертят схему. 5 мин 4 Изучение Нового материала. Презентация Актуализация знаний, мотивация Физминутка Африка жаркий материк чтобы жить там людям, животным, растениям нужна вода. «Ассоциации» с материком Африка. Прочитаем высказывание знаменитого писателя: «Вода! Нельзя сказать что ты необходима для жизни: ты сама жизнь». (Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель) Как вы думаете почему я подготовила Вам это высказывание? - Тема нашего урока, как вы уже видели, связана с водой. Правильно, мы отправляемся в путешествие по рекам и озерам Африки. (Презентация) Работа с текстом учебника, дополнительным материалом. Прием «Мудрые совы» Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника. Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Работа с текстом учебника. Прием «Мудрые совы» Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника, дополнительного материала. Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. 1. Азы работы над текстом. 2. Не ждали? 3. Ты уже знаешь последние новости? 4. Главная жизненная мудрость. 5. Известное и неизвестное. 6. Поучительный вывод. 7. Важные темы для обсуждения. 8. «Деревья» Отвечают на вопрос о воде - как главном источнике для живого. Работают над предложенным текстом, по стратегии «Мудрые совы» Выполнение упражнений 17 2 мин 5 Этап усвоения новых знаний Вопрос: Ребята, почему мы изучаем «Внутренние воды» после темы «Рельеф»? Рельеф: - характер течения, пороги, водопады, работа рек, направление течения. Посмотрев на карту, уч-ся делают вывод, что бассейн Атлантического океана больше вследствие того, что рельеф материка понижается к северу и западу. Крупные реки Африки берут начало в горах, а затем выходят на равнины, замкнутые со всех сторон плоскогорьями и горными хребтами. Пересекая уступы этих плоскогорий, реки образуют пороги и водопады. Поэтому запасы водной энергии на африканских реках очень велики, а судоходное значение из-за порогов сильно снижается. Ребята, давайте подумаем, почему мы изучаем «Внутренние воды» после темы «Климат»? Климат: - многоводность, питание, режим, температурный режим Как вы думаете, какое влияние оказывают на реки рельеф и климат материка. Формулируют словесно влияние рельефа, климата Анализируют по карте зависимость рек Африки от рельефа и климата; 3 мин 6 Этап понимания новых знаний. Применение технологии развивающего обучения. Географические задания • Какое озеро глубже – Виктория или Чад? • Нил протекает через озеро Танганьика или Виктория? • Самое глубокое озеро Африки Ньяса или Танганьика? • Голубой Нил – левый или правый приток Нила? • Река Оранжевая впадает в Атлантический или в Индийский океан? • Какое озеро находится восточнее – Виктория или Танганьика? Задача: «В плену у крокодилов» Во время Второй мировой войны наши летчики перегоняли гидропланы из Америки. Маршрут проходил через Африку и был тщательно выверен. Но экипаж одного гидроплана, плененный красотой Африканского озера, сделал посадку… Самолет удачно приводнился, и тут - о ужас – летчики заметили, что озеро кишит крокодилами. Немедленно взлетать! –решили летчики. Но прямо по курсу – крокодил. Что делать? Как быть? Если подстрелить крокодила, сбегутся его сородичи… Но летчики нашли выход! Попробуйте найти его и вы…! Выполнение заданий, с помощью атласа Решают задачу. 7 мин. 10 Закрепление. При выполнении задания Песня Красной шапочки И теперь последнее испытание перед тем, чтобы получить достойное звание Магистра рек и озер На контурных картах обозначаются реки и озера Африканского континента. Работают с контурными картами. 4 11 Рефлексия Таким образом, дорогие путешественники мы завершаем наш удивительный маршрут по крупнейшим рекам и озерам Африки. Достигли ли мы поставленной цели? Оценочный лист Обсуждают с учителем Заполняют оценочный лист 3 12 Оценивание. Домашнее задание Выставление оценок, комментирование. Все учащимся присваивается звание Магистра рек и озер. Практическая работа «Характеристика рек Африки» Внутренние воды. Пусть на земле не умирают реки, пусть стороной обходит их беда. Пусть чистой остается в них навеки Студеная и вкусная вода. Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы 1 | |
Просмотров: 1306 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|