Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
«Использование новых методов и технологии в обучении географии» Учитель географии КГУ СОШ №65 г. Караганды Октябрьского района Сейсембаева Асем Султановна Скажи мне и я забуду Покажи мне и я запомню Вовлеки меня и я научусь. Мудрая китайская пословица. География – одна из интереснейших наук, изучаемая детьми повсеместно, так как является одной из тех дисциплин, развивающая познавательный интерес учащихся в изучении природы и населении Земли. География – одна из тех учебных дисциплин, которая воспитывает в учащихся ощущение красоты земной природы, любовь к ней, стремление заботиться о живых и неживых существах. В настоящее время многие учителя обеспокоены тем, что интерес школьников к изучению предмета падает из-за "сухости" изложения материала в учебниках, его большого объема, высокой степени научности и недостаточной доступности для разных групп учеников. Ведь если у ученика пропадает интерес к изучению данного предмета, то это влияет и на качество усвояемости учебного материала, а значит, и на качество знаний учащихся. Учитывая данную проблему, возникают вопросы: что нужно делать для накопления географических знаний, как сделать так, чтобы урок был интересным, насыщенным разными материалами, новыми информациями, чтобы учащиеся не потеряли интерес к данной науке, стремление изучать природу Земли как планеты? Ответ прост: использовать на уроке современные образовательные технологии и новые методы обучения географии. В настоящее время в образовательной системе существуют множество видов педагогических технологий, которые можно эффективно использовать на уроке: 1. Технология дифференцированного обучения. 2. Технология коммуникативно-диалоговой деятельности. 3. Модульная технология. 4. Технология проектной деятельности. 5. Технология развития критического мышления. 6. Технология исследовательского обучения. 7. Технология проблемного обучения. 8. Информационные технологии. 9. Технология дистанционного обучения. 10. Мультимедийные и интерактивные технологии. 11. Игровые технологии. 12. Технология личностно-ориентированного обучения. 13. Рейтинговые технологии. Все перечисленные технологии «перекликаются» друг с другом, то есть все они взаимосвязаны друг с другом и их можно вплотную использовать на уроке. Если внимательно рассмотреть все перечисленные виды технологий, то на уроке географии можно использовать несколько видов педагогических технологий с помощью интерактивной доски. На своих уроках географии я очень часто прибегаю к интерактивной технологии, так как интерактивные технологии не только повышают познавательный интерес учащихся, но и способствуют получению качественного образования. Интерактивные технологии в совокупности с интерактивным программным обеспечением позволяют реализовать качественно новую эффективную модель преподавания географии, а современные интерактивные доски, появившиеся в образовательных учреждениях, являются техническим инструментом для реализации эффективной модели электронного обучения. В казахстанской системе образования сегодня происходит активное внедрение интерактивных досок в учебный процесс. С их использованием урок географии действительно становится увлекательным. Технология обучения с использованием интерактивных досок позволяет учащимся видеть реалистичные двухмерные и трехмерные объекты учебной дисциплины, наблюдать их изменение и управлять их свойствами, непосредственно касаясь доски с помощью интерактивной ручки. Такая технология обеспечивает реализацию на практике развивающего обучения. С использованием интерактивных досок сокращается время, затрачиваемое педагогом на подготовку к занятию, вместе с тем улучшается качество обучения за счет нового способа объяснения материала урока. На уроках географии на интерактивной доске объясняю новый материал, проверяю знания учащихся с помощью презентаций, фильмов, различные электронные учебники, флипчарты, интерактивные карты. Как я использую несколько педагогических технологий на уроке географии с помощью данных ресурсов? Приведу пример урока географии в 6 классе:. Тема: Строение Земли. Цель урока: формирование представления о внешнем и внутреннем строении Земли. Задачи урока: 1) ознакомить учащихся с оболочками Земли – атмосферой, гидросферой, литосферой и биосферой; расширить и углубить знания о внутреннем строении Земли, полученные в курсе естествознания в 5 классе: о строении и свойствах материковой и океанической земной коры, мантии и ядра, строении литосферы, о методах исследования земной коры. 2) формировать умение анализировать полученную информацию, выбирать главное в тексте, обобщать, выделять причинно-следственные связи; развивать мышление учащихся. 3) воспитывать в учащихся умение работать в коллективе, воспитывать взаимоуважение друг к другу. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: интерактивная доска, флипчарт «Строение Земли», видеоролик о строении Земли. Ход урока: I. Организационный момент. 1) Приветствие. 2) Деление учащихся на 3 группы. II. Актуализация знаний учащихся. - Ребята! Сегодня у нас вами необычный урок, так как на уроке мы будем постигать тайны Земли, совершать удивительные открытия. А для этого нам необходимо познакомиться с внешними оболочками и с внутренним строением Земли, главными свойствами земной коры, мантии и ядра. Изучая географию, мы постоянно подходим к мысли об уникальности Земли. Чем же уникальна наша планета? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю просмотреть небольшой видеоролик об уникальности планеты Земля. Просмотр видеоролика «Уникальная планета Земля». Вопросы к фильму: 1) Чем уникальна наша планета Земля? 2) Чем отличается Земля от других планет Солнечной системы? 3) С какими оболочками вы ознакомились при просмотре фильма? III. Изучение нового материала. - Человек давно исследует оболочки Земли. Учёные при исследовании строения Земли выделили 4 оболочки Земли и дали им научные названия. Как они называются? Работа в группах: Задание 1. Каждая группа выписывает в тетради название и научное определение своей оболочки. Группа 1. Выписывает научное название и определение твердой оболочки Земли. Группа 2. Выписывает научное название и определение воздушной оболочки Земли. Группа 3. Выписывает научное название и определение водной оболочки Земли. - Но есть еще одна оболочка Земли, которая является жизненной оболочкой, так как к ней относятся все живые организмы, распространяющиеся во всех оболочках Земли – в литосфере, атмосфере и гидросфере. Её учёные называют биосферой (по-гречески био – жизнь, сфера - шар). А теперь давайте результаты своих работ занесём в общую схему на доске (каждый ученик из своей группы распределяет название термина соответственно названию оболочки). - О том, что находится внутри Земли, мы знаем мало. Самая глубокая скважина имеет глубину всего около 15 км. Бурение этой скважины началось в 1970 году на Кольском полуострове. По сравнению с размерами Земли эта величина очень ничтожна. Ведь радиус Земли более 6000 км! Сравните 15 км и 6000 км! Но, несмотря на то, что вглубь Земли человек проник всего на несколько километров, кое-какие сведения о ее внутреннем строении ученые получили с помощью геофизических методов. Геофизики на поверхности или на некоторой глубине от поверхности производят взрывы. Специальные, очень чуткие приборы - сейсмографы записывают, с какой скоростью распространяются колебания внутри Земли. По этим записям и определяют, какие горные породы находятся на глубине. Делают это с помощью специальных таблиц. В них написано, с какой скоростью проходят звуковые волны в различных горных породах. - Внутреннее строение Земли вы изучали в 5 классе. Вспомните, из каких слоев состоит изнутри земной шар? (Ответы учащихся) Работа в группах: Задание 2. Каждая группа исследует свой объект внутреннего строения Земли: 1 группа – земная кора 2 группа – мантия 3 группа -- ядро 1 группа: 1. Что такое земная кора? 2. На какие виды делится земная кора? 3. Чем отличается материковая и океаническая земная кора друг от друга? 2 группа: 1. Что такое мантия? Из чего она состоит? 2. Какая внутри мантии температура? 3. Почему на дне глубоких шахт температура горных пород выше, чем на поверхности Земли? 3 группа: 1. Где находится ядро Земли? 2. Из чего состоит ядро? 3. Чем отличаются друг от друга внешнее и внутреннее ядро? - А теперь откройте тетрадь и напишите данные о температуре и толщине слоя Земли. Внутреннее строение Земли Оболочка Толщина Температура Ядро 3500 км 6000ºС Мантия 2900 км 2000ºС 2500 С 100 – 150 С Земная кора 30-80 км 5-10 км Ближе к мантии на каждые 100 м в глубь, t на 3 ºС IV. Закрепление и проверка знаний - Давайте выполним упражнение, в котором надо определить, о какой оболочке идет речь: 1 .Земная кора 2. Мантия 3. Ядро а) ближе всего к центру Земли б) толщина от 5 до 70 км в) в переводе означает «покрывало» г) температура вещества 6000° С д) верхняя оболочка Земли е) толщина около 2900 км ж) состояние из вещества особое: твердое и пластичное з) состоит из материковой и океанической частей и основной элемент состава - железо (Ключ: 1 б, д, з; 2 в, е, ж; 3 а, г, и) V. Домашнее задание: §15 прочитать, учить определения, таблицу. VI. Рефлексия. 1. Что нового узнал на уроке? 2. Какое значение для меня лично имеют знания и умения, полученные на уроке? 3. Какая работа была интересной? На данном уроке, чтобы «зажечь» интерес учащихся, я использовала для этого показ небольшого видеофильма, благодаря которому они наглядно видят, чем уникальна планета Земля и почему, знакомятся с оболочками Земли и узнают, какое значение оболочки имеют для планеты Земли. После этого учащимся задаются вопросы, с помощью которых и начинает развиваться критическое мышление, так как они начинают думать, отвечать на такие вопросы, «что», «как:», «почему», то есть излагают свои мысли из полученной информации. Далее мы переходим к следующему этапу урока – изучению нового материала, где учащиеся знакомятся с новыми терминами – географическими названиями оболочек Земли, а также подробно знакомятся со строением внутренних оболочек Земли и свойствами. Чтобы учащиеся смогли обработать такой большой объем информации, я не просто излагала сама им на доске, но и дала им возможность им изучить внутренние оболочки самостоятельно, распределив все три внутренние слои по группам, отвечая на вопросы карточек-заданий и для этого используя различные источники информации: текст учебника, рисунки, схемы, таблицы. После чего через некоторое время всё это обрабатывается, анализируется учащимися, каждая группа делится с другой группой информацией. В ходе этого каждый учащийся отвечает на вопросы, сравнивает, излагает свою точку зрения по данному ответу. Помимо вопросов карточек-заданий, я задавала каждому учащемуся такие вопросы, как «как ты думаешь, почему вращается Земля?», «Что было бы, если бы не было одного из внутренних слоев Земли, например мантии?», «Почему люди не смогли изучить строение земли глубже 15 км?» и многое другое. Затем учащиеся закрепили полученные знания занесением своих результатов изучения в общую таблицу в тетрадь, а также проверили знания устно с помощью небольшого теста. К концу урока учащиеся выразили своё мнение по уроку, то есть они рассказали, что нового узнали на уроке, какую пользу они получили от урока и т.д. Эти этапы урока я проводила с помощью флипчарта, где выполнялись учащимися задания на доске, заполняя схемы, таблицы, где для наглядности приводились рисунки. Как вы видите, на данном уроке я применила сразу несколько педагогических технологий: технологию коммуникативно-диалоговой деятельности обучения, технологию дифференцированного обучения, технологию развития критического мышления и интерактивной технологии. Благодаря использованию данных технологий я достигла цели своего урока: дети усвоили весь учебный материал по данной теме урока, научились думать, излагать свои мысли, объяснять, анализировать, обрабатывать информацию, сравнивать, таким образом развивая критическое мышление. Что является достоинством применения интерактивных досок в процессе обучения? 1) Концентрируют внимание на основных моментах учебного материала; 2) Сочетание устного лекционного материала с изображением иллюстраций, схем, карт, таблиц, диаграмм, видео и звуковой информации, делает лекцию интересной, наглядной и убедительной за сет использования современных мультимедийных технологий; 3) Позволяет проверить знания в интерактивном режиме, в ходе лекции, составлять опорные схемы, проводить сравнение. Я считаю, что при использовании интерактивной доски значительно повышается эффективность урока за счет следующих возможностей: 1) Инновационная наглядность изучаемого материала; 2) Возможность показа сложных процессов и объектов в динамике их виртуального изменения. 3) Возможность использования как традиционных, так и нетрадиционных элементов урока; 4) Возможность развивать креативные способности детей; 5) Повышение интереса учебной мотивации учащихся к изучению учебных предметов; 6) Повышение качества усвоения учебного материала. Источник: http://новые технологии и методы обучения географии | |
Просмотров: 1423 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|