Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Урок географии. «Зависимость температуры воздуха и поясов атмосферного давления от географической широты».
Тема урока: «Зависимость температуры воздуха и поясов атмосферного давления от географической широты».
Предмет преподавания: география.
Курс: 6 класс.
Учитель: Кобелева Лариса Михайловна.
Место работы: КГУ «Быковская основная школа», село Быково Зыряновский район, Восточно- Казахстанская область РК.
Ул. Школьная №1. 872 33023 800.

Пояснительная записка
К уроку «Зависимость температуры воздуха и поясов атмосферного давления от географической широты» в 6 классе.
(учитель географии КГУ «Быковская основная школа» Кобелева Лариса Михайловна).

Урок разработан в соответствии с требованиями ГОСО по предметам основной школы (2012год).
Данный урок может помочь педагогам увидеть метод выстраивания логической цепи в выявлении причинно- следственных связей природных процессов и законов. Просто показан ход мыслей и действий учителя и его учеников.

Тема урока: «Зависимость температуры воздуха и поясов атмосферного давления от географической широты».
Цель урока:
*Знать понятие географическая широта, экватор, полюса.
*Выявите причинно-следственную связь между поясами освещенности и углом падения солнечного луча .
*Выявите причинно- следственную связь между углом падения солнечного луча и температурой приземного воздуха..
*Уметь выявлять причинно-следственные связи между космо -планетарными явлениями природы и распределением температурного режима воздуха и атмосферного давления на Земле.
*Уметь определять пояса атмосферного давления на Земле.
*.Формирование научно-мировоззренческих взглядов на открытость, глобальность мирового пространства, самостоятельности в решении логических задач, развитие аналитических способностей.

Оборудование: иллюстрации «Природные зоны мира», глобус, атласы, карандаши простые.

Ход урока:
Этапы урока. Работа учителя Работа учащихся Цели и задачи
1. Организационный момент Знакомит с темой урока.
Ставит перед учащимися цели и задачи урока.
Проверяет готовность рабочих мест учащихся. Готовят рабочее место к уроку.
Знакомятся с целью и задачами урока. Формировать самостоятельность в организации труда.
Умение систематизировать поочередность в работе.
2. Входной контроль. Задание №1.
В «Географическом лото расставьте фишки таким образом, чтобы они соответствовали друг другу в географических понятиях»

Задание №2.
На карте мира найдите пояса освещенности. Покажите и назовите их ? Повторение понятий ранее изученных, необходимых на данном уроке.

Отработка навыков работы с картой, выработка самостоятельных навыков в работе с источниками знаний.
3. ИНТ.

4. Закрепление темы урока Предлагается рассмотрение иллюстрации, на которой изображен Земной шар с выделенными поясами освещенности и падающими солнечными лучами под разными углами падения. ( от экватора до полюсов)

Задание №3:
Найдите связь между поясами освещенности и углом падения солнечного луча по рисунку.

Предлагается рассмотреть иллюстрацию природных зон: «Арктической пустыни» и «Экваториального леса»

Задание №4:
Выявите причинно- следственную связь между углом падения солнечного луча и температурой приземного воздуха..

Объясняет , что в данном выводе вскрыты причинно-следственные связи в самом общем виде, объясняющие распределение температуры по поверхности Земли. В целом же эти причинно-следственные связи включают законы космо-планетарных свойств нашей планеты и выглядят они так (показывает схему).

Шарообразность Земли и наклон ее оси.

Географическая широта

Угол падения солнечного луча.

Количество солнечного тепла

Температура приземного слоя воздуха.

Учитель переходит к объяснению вопроса по распределению атмосферного давления на земном шаре.
Показывает иллюстрации «Пустыня» , «Влажный экваториальный лес», «Степь».
Подводит учащихся к мысль о том , что отдельные территории Земли отличаются не только температурой воздуха , но и влажностью, по количеству выпавших осадков.
Задание№5:
По карте атласа «Климатическая карта мира» определите районы , где годовое количество осадков более 2000мм, менее 100мм, и годовое количество осадков нашей местности.

Задача №6:
Выявить те условия, при которых выпадает много или мало осадков. Что на это влияет?
Какими свойствами обладает воздух на экваторе?

Вопрос: Если воздух все время оттекает от поверхности Земли, то будет ли он оказывать большое давление на земную поверхность?

Вывод: Вследствие постоянного оттока теплого и влажного экваториального воздуха у поверхности Земли близ экватора, образуется область низкого давления. Наличие этой области является главной причиной объясняющей выпадение осадков в районе экватора.

Задание №7
Выявите причинно-следственную связь между географическими поясами и атмосферным давлением. Изобразите схему?

Задание №8:
Составьте логическую цепь рассуждений, где просматривается связи между законами и признаками природы? ( явления и признаки природы записанные на доске соединять стрелками)
Низкое давление много осадков
Высокое давление мало осадков
Холодный воздух высокое давление
Теплый воздух низкое давление

Задание№9:Работа в группе.
По карте «Климатическая карта мира»,
определите места с наименьшим количеством осадков?
Объясните, почему в приполярных районах выпадает мало осадков?
Задание№10: Составьте схему логического моделирования, где
выведите связь между температурой воздуха , атмосферным давлением, количеством осадков и практической деятельности человека. Учащиеся сопоставляют угол падения солнечного луча на экваторе и на полюсе. Делают вывод:
«Чем ближе к экватору , тем угол падения солнечного луча больше»

Ведут сравнительный анализ между арктическим климатом и экваториальным.
Делают вывод:
«Чем больше угол падения солнечного луча,
Тем сильнее нагревается земная поверхность и выше температура приземного слоя воздуха»

Данную схему заносят в тетрадь.

Выполняют задание по карте.
Делают вывод:
Что на экваторе выпадает много осадков, в тропиках, на полюсах- мало.

Из курса 5 класса учащиеся знают , что выпадение осадков –наличие влаги в воздухе и образование облаков. Когда воздух теплый он легкий и поднимается вверх , там он охлаждаясь, преобразуется в облака.

Примерный ответ: «Нет ,не будет.»



С.П.


60®



30®





30®


60®.



Ю.П.

В тетрадях и на доске составляют схему логического моделирования.

Работают с картой

Теплый воздух

Низкое давление

много осадков

земледелие

Выработка умений логического и аналитического мышления.

На основе
выработки умений вести сравнительный анализ, делать выводы формировать у учащихся критическое мышление, научно-мировоззренческие взгляды на глобальность комического и мирового пространства.

Формирование навыков работы с картой, как источником информационных знаний.

Закрепление, уже полученных ЗУН в предыдущих курсах.
Укрепление положительной самооценки учащихся в системе обучения.

Развитие логического мышления.

Выработка умений логического и аналитического мышления.

Выработка умений логического и аналитического мышления.

Отработка навыков работы с картой

На основе
выработки навыков по выведению причинно-следственных связей, развивать интерес практического значения в изучении предмета география.
5.Итог урока Что вы изучили на сегодняшнем уроке?
Что узнали нового?
Как вам новые знания и умения могут пригодиться в жизни? Отвечают на вопросы Формирование организационных качеств в работе направленных на положительный результат, умений подводить итоги в своей работе.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ГЕОГРАФИИ
НА ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ.


Урок разработала учительница географии
КГУ «Быковская основная школа»

Быково 2013

Источник: http://larisa.kobeleva.64@mail.ru
Категория: География | Добавил: Лариса1577 (2015-03-07) | Автор: Кобелева Лариса E W
Просмотров: 2380 | Теги: урок, региональный, причино-следственные, интересный | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru