Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Урок Машиностроение мира
Тема урока: Машиностроения мира

Класс: 10
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
сформировать представление о развитии машиностроения в мире, главных центрах машиностроения.
Задачи
Образовательные:
1. Определить значение и состав машиностроительного комплекса мира.
2. Сформировать представления о распространении отдельных отраслей машиностроения.
Развивающие:
1. Совершенствование умений анализировать текст ,умения исследовательской работы в группе .Доступность и достоверность передачи информации..
Воспитывающие:
1. Продолжить работу над формированием географической картины мира.
2. Развивать умение у учащихся анализировать и оценивать результаты своей собственной деятельности, умение работать с различными источниками знаний.
3. Умение анализировать и сопоставлять карты разного содержания; работать с таблицами, схемами.
.

Оборудование:
• карта «Политическая карта мира»
Ход урока

I. Организационный момент
Сегодня на уроке мы продолжим изучение географии промышленности. Для этого давайте представим мир, в котором мы живем. В наши дни есть такая отрасль, которая по числу занятых, и по числу стоимости продукции занимает первое место среди отраслей мировой промышленности; наиболее динамичная отрасль промышленности, которая отражает уровень развития стран. О какой отрасли идет речь? (Машиностроение)
И как называется, тема сегодняшнего урока? (Машиностроения мира) , запишем её в тетрадях.
Запись темы в тетрадь.

II. Целеполагание

На уроке мы должны: выяснить, какое значение играет машиностроение в мире; из каких основных отраслей она состоит; какие факторы влияют на их размещение; определить лидеров основных отраслей и рассмотреть территориальную структуру машиностроения.


III. Актуализация знаний

. Машиностроение возникло как отрасль всего лишь 200 лет назад во время промышленной революции в Англии. Но в наши дни машиностроение – главная отрасль мировой экономики. Она отражает уровень научно-технического прогресса, экономический уровень страны, обороноспособность страны, определяет развитие других отраслей.
Современное машиностроение имеет очень сложную структуру и состоит из большого количества отраслей и производств. Вспомним структуру машиностроения, которую вы изучали в 9 классе .
С точки зрения выпускаемой продукции, особенностей размещения производства и технологического процесса чаще всего выделяют следующие отрасли : общее машиностроение (специализирующиеся на выпуске производственного оборудования), Сельскохозяйственное, тяжелое машиностроение
Слайд


IV. Изучение нового материала

Машиностроение представляет собой одну из самых сложных и дифференцированных отраслей промышленности.
Существуют различные классификации отраслей машиностроения.
- На какие группы, на ваш взгляд, могут подразделяться отрасли машиностроения по времени возникновения. (на старые, новые и новейшие).
- Предлагаю открыть атласы на странице 19 и разделить отрасли машиностроения на старые, новые и новейшие.
Отрасли машиностроения


Старые отрасли Новые отрасли Новейшие
Железнодорожное Авиастроение Ракетостроение
Станкостроение Энергетическое Электроника
Судостроение Автомобилестроение Электротехника
Тракторостроение

Слайд 6. - А теперь определите, какие факторы влияют на их размещение.

Факторы размещения

Сырьевой Трудовой Научный
Потребительский Трудовой

- Какой вывод можно сделать из данной схемы: (запись в тетрадь)
Вывод:
Растет роль научного и трудового факторов размещения отраслей машиностроительной промышленности, а роль сырьевого уменьшается. А как вы думаете, почему?(Металл частично заменяется пластмассами и другими материалами.)
Сегодня на нашем рынке есть изделия со всего света, и прежде чем дойти до потребителя, они прошли долгий и сложный путь.
- А теперь разделимся на группы по 2 человека и выполним небольшую практическую работу.
работая по картам атласа, определить лидеров в различных отраслях машиностроения. Каждая группа работает с одной отраслью, но по ходу отчета групп будем заполнять все отрасли. Ответы оформить в виде таблицы.
Отрасли машиностроения Страны – лидеры в производстве Факторы размещения Особые примечания

Станкостроение

ФРГ, Япония, США, Италия, Швейцария, Южная Корея, Индия, Бразилия Потребительский, сырьевой Лидерами в станкостроении являются развитые страны
Бытовая электроника Южная Корея, Тайвань, Китай Трудовой Бытовая техника требует большого количества дешевых рабочих рук, поэтому широко представлена в развивающихся странах, особенно в НИС.(новых индустриальных странах)
Судостроение Япония, Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Индия, Мексика Сырьевой, потребительский Ведущие позиции занимают страны, нуждающиеся в больших количествах сырья, которое в основном поставляется морским видом транспорта. Также имеет значение и стоимость труда рабочих в развивающихся странах.
Авиастроение США, ФРГ, Франция, Россия Трудовой, потребительский, сырьевой (алюминий) Авиастроение представлено в основном только в развитых странах.
Железнодорожное машиностроение Китай, Индия, Россия, Бразилия, Аргентина, Мексика Сырьевой Вытеснение железнодорожного машиностроения из развитых в развивающиеся страны
Автомобилестроение Легковые: Япония, США, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания. Грузовые: США, Япония, Канада, Россия Сырьевой, потребительский Представлено в развитых странах, но сборка автомобилей известных марок сосредоточена в развивающихся странах (Южная Корея, Китай, Бразилия, Мексика), что связано с созданием свободных экономических зон в развивающихся странах и стоимости труда рабочих.

Далее выступает каждая группа, а остальные заполняют их в тетрадях.
- Какой вывод можно сделать из этой таблицы?

Вывод: Отрасли машиностроения размещены неравномерно.

V.Физминутка.

По уровню развития машиностроения, мир можно разделить на несколько групп.
На какие группы вы бы разделили их? (атлас стр.19)

Зафиксируем это в виде таблицы:
Страны с высоким уровнем машиностроения Страны со средним уровнем машиностроения Страны с низким уровнем машиностроения Страны. Где машиностроение отсутствуют или представлено мелкими предприятиями
США, ФРГ, Япония, Франция ЮАР, Китай, Испания, Португалия, Финляндия, Бразилия, Индия и.т.д. Чили, Перу, Турция и т.д. Непал, Бангладеш, Мали, Судан и т.д.

А теперь попробуем составить региональную классификацию стран по уровню машиностроения.
По уровню машиностроения страны можно разделить на несколько регионов: Северная Америка, Европа, Азия, Латинская Америка и СНГ.
Теперь выполним следующее задание: Каждая группа дает характеристику одного региона , пользуясь планом, опираясь на записи в тетради, текст учебника и карты «Машиностроение мира».
Северная Америка - производятся все виды машиностроения, от самой высокой до средней и низкой степени сложности.
Европа – Развиты практически все отрасли машиностроения, особенно автомобилестроение и массовое машиностроение.
Восточная и Юго-Восточная Азия. Здесь лидирует Япония, сочетающая продукцию машиностроения с изделиями самой высокой технологии. Также широко представлены судостроение, автомобилестроение.
СНГ – представлены практически все отрасли, но международная специализация – металлоемкое машиностроение.
Латинская Америка – представлены, в основном, судостроение и автомобилестроение. Лидерами являются – Бразилия и Аргентина.

VI. Закрепление знаний

Выполним небольшую тестовую работу на закрепление изученного
По числу занятых (более 80 млн. чел.) и по стоимости выпускаемой продукции занимает
первое место в мире среди всех отраслей мировой промышленности.

Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны
Наиболее важными отраслями машиностроения являются станкостроение, морское судостроение, автомобилестроение и производство электронного оборудования.

При сохраняющемся лидерстве развитых стран происходит рост производства машин и оборудования в развивающихся странах.

В развитых странах производят сложные, наукоемкие виды машиностроения. В развивающихся странах - сборочные «отверточные» производства.

VII. Рефлексия

- Над какой темой мы работали?
- Какие новые знания открыли?
- Какие задания наиболее интересные?
- Где могут пригодиться новые знания?

VIII. Домашнее задание:
Параграф учебника страница
Творческие задания разного уровня:
Подготовить интересные факты и сообщение по одной из компаний отрасли машиностроения.
Категория: География | Добавил: kuzvesova2016 (2015-03-27) | Автор: Екатерина E
Просмотров: 1631 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru