Тема урока : Население мира. Численность, воспроизводство населения мира 10 класс. Цели урока : - познакомить учащихся географией населения и ее основными объектами изучения: численностью, движением, составом, размещением. - изучить в широком смысле понятия воспроизводство населения, демографическая политика эмиграция и иммиграция, религиозный состав и мировые религии. - осуществить преемственность в работе с картами и графическими материалами, научить анализу и чтению новых карт, возрастно–половых пирамид, диаграмм, графиков отражающих движение населения. - довести до сведения учащихся, что без знания национальных и религиозных особенностей, культурного наследия нельзя понять многоликий мир. Оборудование урока: Политическая карта мира. Карта населения мира. Географический атлас. Интерактивная доска. Электронный учебник. Тип урока: нестандартный Методики применяемые на уроке: 1. Контроль текущий и закрепляющий. 2. Изучение темы крупными блоками 3. Технология проблемного обучения 4. Многократное повторение Ход урока: .1. Вступительная часть. Активизация восприятия и логического мышления учащихся. (продолжи мысль) 1. Географическая среда формируется в результате прохождения длительного процесса ……(эволюции) 2. Антропогенное влияние на географическую среду привело к глобальным ………… (проблемам человечества). 3. Географическая среда это оболочка окружающая ……… (нас.) 4. Важнейшим событием в истории развитии человека явилось добывание ….(огня) 5. На Земле проживает более ……… млрд. человек. (6) 6. Развитие отраслей народного хозяйства и рост городов имеют отрицательное …………..(экологическое последствие). 7. Лесные ресурсы составляют основную часть ……..(биосферы) 8. Природные ресурсы конкретные виды материи и энергии обеспечивающие развитие …….. (общества) (взаимопроверка тетрадей учащимися) II. Основная часть: Активизация познавательной деятельности учащихся на восприятие нового материала: (тренинг) Представьте что Вы, огромное дерево и вот руки это ваши ветви, которые качает ветер, но ноги это корни которые держат это дерево. Ноги наливаются, тяжестью и кажется, вся сила вашего тела ушла в ноги, чтобы был вес, и дерево не сломалось. Ветви качаются , качается и голова, вы медленно входите в это состояние, но вот ветер стих и вы попали в состояние покоя. Вы ощутили большой прилив сил, Сейчас Вам хочется творить и дерзать, у вас много энергии для этого, тогда приступим. III. Вспомните, ребята по курсу истории и начальному курсу географии вы уже знаете, что первый человек появился на материке Африка. Сегодня на уроке нам предстоит изучить блок: «Человек на планете Земля» Сколько направлений антропологии Вам известно? Где изучают происхождение, развитие и особенности человека. Моногенизм - что это? Полигенизм - дать определение понятия? Далее весь класс делится на группы, и каждая группа изучает поставленные перед ней вопросы: 1 группа. Используя карту народов мира. Ответьте на следующие вопросы: а) Что Вам известно о происхождении человека? б) Объясните понятие антропология? 2 группа. а) Влияние на рост населения Земли биологических и социальных факторов? б) продолжительность жизни как показатель ее качества? 3 группа. а) Демографическая политика разных стран? б) Миграции (механическое движение населения). 4 группа. Мировой рынок рабочей силы. «Утечка умов» Качество трудовых ресурсов. «Синие», «Белые», «Золотые воротнички», Квалификация трудовых ресурсов. 5 группа Глобальные проблемы человечества IV. Обмен информацией между группами. V. Корректировка и ликвидация пробелов при изучении данного блока учащимися. VI. Самостоятельная работа учащихся с географическими источниками. (кроме 5 группы она работает над своей проблемой) Карты, графики, диаграммы, сравнительная характеристика демографической политики в разных странах. (Китай, Индия, страны Европы) VII. Рефлексия как закрепляющий контроль. VIII. Домашнее задание: Каждой группе обосновать и вывести проблему по изучаемым вопросам.
|