Тема урока: Циркуляция атмосферы. Воздушные массы Цели урока: - повторить, обобщить и расширить знания теме: «Климатообразующие факторы»; проверить умения работать с тематическими картами, атласом, сопоставлять различные карты; развивать логическое мышление учащихся путем решения нетрадиционных задач и проблем, исследовательские способности, воображение и внимание; уверенность в собственных силах , учить школьников работать в группах, уважительно относится к знаниям других, воспитывать чувство прекрасного к родному краю Оборудование урока: Комплексная карта Казахстана. Плакат «Строение Атмосферы», видеоролик «Появление атмосферы на Земле». Интерактивная доска. Тип урока: нестандартный. Формы и методики применяемые на уроке: - контроль текущий и закрепляющий. - закрепление навыков и умений. - рефлексия, корректировка знаний. - разноуровневые задания. Ход урока: I. Вводная часть. Орг.момент 2 мин. Активизация восприятия на контроль ранее изученного материала. (тренинг) прилагается. II. Текущий контроль (тестирование «Да», «нет».) 1. К климатообразующие факторам относится внешняя среда.(нет). 2. Климат это многолетний режим погоды на данной территории.(да) 3. Атмосфера - это водная оболочка Земли. (нет) 4. Все неровности земной поверхности называют – тектоникой (нет) 5. Год принятия Казахстаном Независимости это 1995. (нет) 6. К низкогорным областям Казахстана относятся Алтай, Урал. (нет) 7. Высокогорные области Казахстана расположены в основном на севере. 8. К неисчерпаемым полезным ископаемым относится добыча угля (нет) 9. Ветровая энергия самое дорогостоящее сырье в Казахстане. (нет) 10. Равнины Казахстана представлены В-Е-Р и Северо – Казахской .(да) (взаимопроверка) III. Основная часть. Активизация мыслительной деятельности учащихся на восприятие нового материала. - Какие ассоциации вызывает у вас понятие атмосфера? - Как вы воспринимаете строение атмосферы? - Назовите основные части атмосферы и их функции. Объяснение учителя: Сначала учитель: вспоминают с учащимися, о значении атмосферы на Земле? Какие климатические пояса есть? и т.д. Затем на интерактивной доске демонстрируется плакат: И Здесь главное обратить внимание учащихся на тот факт что территория Казахстана равноудалена от всех четырех океанов , и следовательно над территорией формируются как планетарная циркуляция атмосферы , так и зональная. Поэтому у нас имеются контрасты связанные с климатическими особенностями. Далее объясняются причины таких контрастов – путем свободных ответов учащихся (надо отметить, что ответы учащихся принимаются все даже неправильные но таким образом что учитель не заостряет на таких ответах внимание остальных детей) IV. Затем на интерактивную доску выводится плакат «Сезонное движение воздушных масс» и учащиеся самостоятельно опираясь на уже известные им навыки и умения, делают выводы о распределении климатических поясов на территории Казахстана. V. На следующем этапе дается учащимся задание на закрепление изученного материала: VI. Физкультминутка 2 мин. 1 уровень сложности: Объяснить причины формирования тропиков на 30° северной и южной широт, опираясь на изученный материал? 2 уровень сложности: Вспомните из предыдущего курса географии, как распределяется солнечное тепло по поверхности Земли и как это связано с атмосферной циркуляцией? Ответ обосновать с научной точки зрения. 3 уровень сложности: Какие виды воздушных масс формируются над территорией Казахстана? Объясните свой ответ. Как ВМ изменяются от сезона к сезону. С чем это связано? VII. Корректировка знаний учащихся и ликвидация пробелов в усвоении нового материала. VIII. Закрепляющий контроль: 1. Назовите типы воздушных масс проходящих над территорией Казахстана? 2. В какой части умеренного пояса находится Казахстан? 3. Какие океаны оказывают влияние на климат Казахстана? 4. Какая атмосферная циркуляция называется планетарной и как она влияет на территорию Казахстана? 5. Кроме планетарной атмосферной циркуляции на территории Казахстана имеется зональная , объясните ее особенности. 6. Какие особенности атмосферной циркуляции можно выделить на территории Казахстана? IX. Рефлексия. Ведется опрос учащихся по желанию что им сегодня запомнилось на уроке. Определяется из сказанного и запомнившегося самое главное. Подводятся итого и делаются выводы. Х. Оценки за урок. ХI. Домашнее задание: § 21. страницы 81 - 83
|