Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
География, 9 класс Урок № 18: Структура, принципы и факторы размещения промышленности, кластеры. Цель урока: Выявить основные черты хозяйства: формы организации предприятий, оценку работы предприятия, принципы размещения хозяйства. Задачи. Образовательная. Формирование знаний об основных чертах хозяйства, его организации и размещении. Развивающая. Развивать умение составлять конспект, работать с текстом. Воспитательная. Патриотическое воспитание : воспитание гражданина своей страны- хозяйского взгляда на экономику страны. Профессиональная ориентация на предпринимательство. Метод обучения: словесный Форма организации: коллективная Тип урока: лекция Вид урока: проблемное обучение Оборудование: 1.Экономическая карта Казахстана. 2. Административная карта Казахстана. I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих. II.Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам. 1. Что такое хозяйство страны? 2. На что делятся все учреждения и предприятия в стране? (Отрасли) 3. Что такое отрасль Хозяйства страны? 4. На какие две большие группы можно разделить все отрасли в стране по характеру создаваемых благ? 5. Что такое непроизводственная сфера? Перечислите ее отрасли. 6. На какие отрасли делится производственная сфера хозяйства? 7. Что такое промышленность ? На какие группы делится промышленность? 8. Перечислите отрасли тяжелой промышленности. 9. Назовите отрасли пищевой промышленности. 10. Чем отличаются строительство и производство строительных материалов? 11. Назовите под отрасли сельского хозяйства. Из каких под отраслей состоит животноводство? III.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Что такое промышленность? Как ее необходимо развивать? IV Объяснение новой темы.- составление конспекта учащимися , беседа . По каждому пункту приводятся примеры из опыта учащихся. 1. Промышленность и принципы ее размещения- производство продукции машинным путем (по СНГ Казахстан по объему производства стоит на третьем месте; обеспеченность сырьем и топливом; группа А – производство средств производства – топливо, электроэнергия, машины, сырье и др.; группа В – производство предметов потребления; промышленность дает 50% продукции). Добывающая и обрабатывающая.- схема 6. 2. Оценка работы предприятия. Себестоимость – стоимость одной единицы продукции выраженная в деньгах. Состоит из 1) оплаты труда рабочего 2)затраты на сырье 3) затраты на износ оборудования и дополнительные- реклама, ЧП и т.д. 3.Эффективность производства: разность между затратами на производство 1 ед продукции и полученной прибылью от ее реализации. 4. Производительность труда- количество ед. продукции произведенных одним рабочим в единицу рабочего времени. 5. Пути развития производства: интенсивный- за счет модернизации и экстенсивный- за счет расширения уже имеющихся мощностей. Организация производства: комбинат, специализация и кооперировани , концентрация производства.( Стр. 70) 6. Кластеры. Их значение в экономике Казахстана. Шымкентский кластер. Производственный кластер - это новая форма пространственно-экономической организации хозяйствования, представляющая собой совокупность субъектов хозяйственной деятельности, а именно групп компаний различного масштаба и других, связанных с их деятельностью организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся межфирменным разделением труда и отношениями территориальной близости. Впервые понятие «кластер» было введено Майклом Портером в 1990 г. в работе «Конкурентные преимущества стран». Конкурентоспособность предприятия во многом определяется конкурентоспособностью региона. Проведя анализ развития 10-ти индустриальных стран, Майкл Портер обнаружил, что появление кластеров является следствием развития экономики и неотъемлемой частью процесса индустриализации. Майкл Портер дал следующую трактовку понятия «кластер» - это сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, финансовых организаций, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций. В кластеры также часто входят фирмы, работающие с каналами сбыта и потребителями, производители дополнительной продукции, специализированные провайдеры инфраструктуры, правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение, поступление информации, проведение исследований и установление стандартов; промышленные объединения, а также частные организации. Промышленные кластеры различаются по виду интеграции и сложности структуры. Таким образом, кластер не ограничивается какой-то одной отраслью, а затрагивает несколько смежных отраслей, представляя собой такую форму организации взаимодействующих и взаимозависимых предприятий, которая дает возможности для повышения конкурентоспособности региональной экономики, а также является важным критерием для оценки развития той или иной экономической системы или того или иного региона. В Шымкенте хим кластер-состоялась презентация трех инвестиционных проектов химической отрасли в Южно-Казахстанской области. Первый проект — «Производство каустической соды и хлора в ЮКО». Он предназначен для нужд развития химической и горно-рудной промышленности. Название второго проекта — «Производство треххлористого фосфора». Третий проект — «Производство в ЮКО глифосата (гербицида)». Если кому-то это хоть что-то говорит, то глифосат — это неселективный системный гербицид, используемый в сельском хозяйстве в борьбе с сорняками. В Южном Казахстане возрождается текстильный кластер. После 4-летнего простоя в Шымкенте запустили сразу 2 предприятия. Фабрики «Ютекс» и «Меланж» были включены в программу посткризисного восстановления. V..Усвоение новой темы. 1. Что такое промышленность? 2. На какие отрасли она делится? 3. Пути развития производства? VI.Домашнее задание. § 14,15, схема 6, конспект. Географический диктант по терминологии. VII VIII.Итог урока. Комментирование оценок. Вывод: Промышленность одна из важнейших отраслей производства необходима для создания средств производства и предметов потребления. Ее предприятия создаются по определенным правилам. Когда учитывают эффективность производства и себестоимость продукции. Источник: http://учебник географии9 класс АхметоваЕ.А. Алматы "Мектеп" 2013 | |
Просмотров: 4630 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|