Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Структура, принципы и факторы размещения промышленности, кластеры. Урок 9 класс
География, 9 класс
Урок № 18: Структура, принципы и факторы размещения промышленности, кластеры.

Цель урока: Выявить основные черты хозяйства: формы организации предприятий, оценку работы предприятия, принципы размещения хозяйства.
Задачи.
Образовательная. Формирование знаний об основных чертах хозяйства, его организации и размещении.
Развивающая. Развивать умение составлять конспект, работать с текстом.
Воспитательная. Патриотическое воспитание : воспитание гражданина своей страны- хозяйского взгляда на экономику страны. Профессиональная ориентация на предпринимательство.

Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: лекция
Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1.Экономическая карта Казахстана. 2. Административная карта Казахстана.

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам.
1. Что такое хозяйство страны?
2. На что делятся все учреждения и предприятия в стране? (Отрасли)
3. Что такое отрасль Хозяйства страны?
4. На какие две большие группы можно разделить все отрасли в стране по характеру создаваемых благ?
5. Что такое непроизводственная сфера? Перечислите ее отрасли.
6. На какие отрасли делится производственная сфера хозяйства?
7. Что такое промышленность ? На какие группы делится промышленность?
8. Перечислите отрасли тяжелой промышленности.
9. Назовите отрасли пищевой промышленности.
10. Чем отличаются строительство и производство строительных материалов?
11. Назовите под отрасли сельского хозяйства. Из каких под отраслей состоит животноводство?

III.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Что такое промышленность? Как ее необходимо развивать?

IV Объяснение новой темы.- составление конспекта учащимися , беседа .
По каждому пункту приводятся примеры из опыта учащихся.

1. Промышленность и принципы ее размещения- производство продукции машинным путем (по СНГ Казахстан по объему производства стоит на третьем месте; обеспеченность сырьем и топливом; группа А – производство средств производства – топливо, электроэнергия, машины, сырье и др.; группа В – производство предметов потребления; промышленность дает 50% продукции). Добывающая и обрабатывающая.- схема 6.
2. Оценка работы предприятия. Себестоимость – стоимость одной единицы продукции выраженная в деньгах. Состоит из 1) оплаты труда рабочего 2)затраты на сырье 3) затраты на износ оборудования и дополнительные- реклама, ЧП и т.д.
3.Эффективность производства: разность между затратами на производство 1 ед продукции и полученной прибылью от ее реализации.
4. Производительность труда- количество ед. продукции произведенных одним рабочим в единицу рабочего времени.
5. Пути развития производства: интенсивный- за счет модернизации и экстенсивный- за счет расширения уже имеющихся мощностей.
Организация производства: комбинат, специализация и кооперировани , концентрация производства.( Стр. 70)
6. Кластеры. Их значение в экономике Казахстана. Шымкентский кластер.
Производственный кластер - это новая форма пространственно-экономической организации хозяйствования, представляющая собой совокупность субъектов хозяйственной деятельности, а именно групп компаний различного масштаба и других, связанных с их деятельностью организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся межфирменным разделением труда и отношениями территориальной близости.

Впервые понятие «кластер» было введено Майклом Портером в 1990 г. в работе «Конкурентные преимущества стран». Конкурентоспособность предприятия во многом определяется конкурентоспособностью региона. Проведя анализ развития 10-ти индустриальных стран, Майкл Портер обнаружил, что появление кластеров является следствием развития экономики и неотъемлемой частью процесса индустриализации.

Майкл Портер дал следующую трактовку понятия «кластер» - это сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, финансовых организаций, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций. В кластеры также часто входят фирмы, работающие с каналами сбыта и потребителями, производители дополнительной продукции, специализированные провайдеры инфраструктуры, правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение, поступление информации, проведение исследований и установление стандартов; промышленные объединения, а также частные организации. Промышленные кластеры различаются по виду интеграции и сложности структуры.

Таким образом, кластер не ограничивается какой-то одной отраслью, а затрагивает несколько смежных отраслей, представляя собой такую форму организации взаимодействующих и взаимозависимых предприятий, которая дает возможности для повышения конкурентоспособности региональной экономики, а также является важным критерием для оценки развития той или иной экономической системы или того или иного региона.
В Шымкенте хим кластер-состоялась презентация трех инвестиционных проектов химической отрасли в Южно-Казахстанской области.
Первый проект — «Производство каустической соды и хлора в ЮКО». Он предназначен для нужд развития химической и горно-рудной промышленности. Название второго проекта — «Производство треххлористого фосфора». Третий проект — «Производство в ЮКО глифосата (гербицида)». Если кому-то это хоть что-то говорит, то глифосат — это неселективный системный гербицид, используемый в сельском хозяйстве в борьбе с сорняками.
В Южном Казахстане возрождается текстильный кластер. После 4-летнего простоя в Шымкенте запустили сразу 2 предприятия. Фабрики «Ютекс» и «Меланж» были включены в программу посткризисного восстановления.

V..Усвоение новой темы.
1. Что такое промышленность?
2. На какие отрасли она делится?
3. Пути развития производства?

VI.Домашнее задание. § 14,15, схема 6, конспект. Географический диктант по терминологии.

VII VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Промышленность одна из важнейших отраслей производства необходима для создания средств производства и предметов потребления. Ее предприятия создаются по определенным правилам. Когда учитывают эффективность производства и себестоимость продукции.

Источник: http://учебник географии9 класс АхметоваЕ.А. Алматы "Мектеп" 2013
Категория: География | Добавил: zhuravets62 (2015-11-02) | Автор: Журавец Елена Алексеевна E
Просмотров: 4630 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru