Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Ширяева Екатерина Сергеевна Вагулинская средняя школа Северо-Казахстанская область Кызылжарский район Цели и задачи урока: • начать формирование у учащихся представлений и знаний о природе Австралии; • вспомнить уже имеющиеся и разобрать новые термины и понятия; • рассмотреть особенности географического положения Австралии, продолжив отрабатывать умение определять географическое положение объекта; • начать формирование умения сравнивать географическое положение двух объектов; • познакомить учащихся с историей открытия и исследования Австралии, с наиболее значительными экспедициями и путешествиями. Учебно-наглядный комплекс: Физическая карта Австралии, мира, атласы, контурные карты, учебники, контурные карты. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный день - собралось много гостей, которым мы все очень рады. Урок будет тоже необычный по своей форме и содержанию. И материк, с которым мы будем знакомиться - тоже, весьма необычен. Я предлагаю начать. Эпиграф «Путешествие продолжается» Сегодня мы с вами снова отправимся в путешествие. Для того, чтобы его совершить вы должны купить билеты на самолет, но билеты вам продадут только при одном условии - вы должны показать свои знания о материке, о котором мы говорили на предыдущих уроках. Что вы узнали об Африке? (Ответы детей) - Чтобы определить какой из материков нам предстоит изучать следующим, я хочу прочитать стихотворение. Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год, Там расцветают в октябре сады, Там в октябре, а не в июле лето, Там протекают реки без воды (они в пустыне пропадают где-то) Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют, Деревья сами лезут из коры. Там кролики страшней, чем наводненье... - О каком материке идет речь? (ответы детей - Австралия) - Правильно, это материк Австралия. Учитель: какие выводы вы уже можете сделать по материку, который еще не изучали? (учащиеся называют особенности материка). С чего нам нужно будет начать изучение? (Ответы: ФГП). Сегодня на уроке мы познакомимся с географическим положением материка Австралия и его рельефом. Учитель ставит перед классом цели и задачи урока (дети записывают тему урока в тетрадь). Откройте тетради, запишите число и тему урока: "ФГП Австралии". - В последующие 40 минут каждый из вас станет исследователем. А что необходимо начинающему исследователю? (Первоначальные знания, составить план изучения и исследования) - А сейчас давайте определимся, что мы должны узнать на уроке? (Целеполагание детей): - Размеры материка; - Где находится материк Австралия; - Положение по отношению к экватору, нулевому меридиану, тропикам, соседние материки; - Крайние точки и их координаты; - Изрезанность береговой линии; - Рельеф материка: средние высоты, максимальная и минимальная высота; - Сравнение ФГП и рельефа Австралии с Африкой. Откройте физическую карту мира. Что вы можете сказать о размерах материка Австралия? (Самый маленький) (Площадь – 7,7 млн кв. км). А сейчас самостоятельно определите географическое положение Австралии. План характеристики ГП материка - Относительно экватора Австралия располагается в южном полушарии; - Относительно нулевого меридиана находится в восточном полушарии; - Почти посередине пересекается южным тропиком; - Находится на значительном расстоянии от всех материков; - Омывается с запада - Индийским океаном, с востока - Тихим; Моря, омывающие Австралию: Коралловое море, Арафурское море, Тасманово море, море Фиджи. Северо-восток материка - Большой Барьерный риф - Каковы причины его образования? - Берега слабо изрезаны; - Крайние точки материка: • Северная - М. Йорк 10 ю.ш. 142 в.д • Южная - М. Саут-Ист-Пойнт 39 ю.ш 146 в.д. • Западная - М. Стип-Пойнт 26 ю.ш. 113 в.д. • Восточная - М. Байрон 28 ю.ш. 153 в.д. - Определите географические координаты крайних точек Австралии: Теперь нами уже рассмотрены ФГП двух материков - Африки и Австралии. Давайте найдем черты сходства и различия в географическом положении этих материков. Черты сходства Черты различия Как вы считаете, почему первой темой при изучении материка рассматривается ФГП? (Географическое положение оказывает влияние на природу материка). Зная особенности географического положения Австралии, попробуйте дать примерную характеристику природы материка. Видео «Природа Австралии». Ставится проблемный вопрос: Почему Австралия отличается от других материков? Почему она была позже всех заселена? А теперь давайте узнаем, как, когда и кем был открыт и изучен материк Австралия. Перед вами карта "Исследование Австралии" пользуясь этой картой, попробуйте дать ответ на вопрос: Кто исследовал Австралию? Когда? Обсуждение, запись в тетради: 17 век - голландцы. Абель Тасман исследовал северные и северо-западные берега материка. 18 век Джеймс Кук - открыл восточное побережье. - О чем нам может рассказать тектоническая карта Австралии? (В основании Австралии лежит Австралийская платформа, значит, можно предположить, что рельеф будет преобладать равнинный) Перечислите основные черты рельефа Австралии. - Почему в Африке много вулканов, а в Австралии нет? - Рельеф Австралии, как и Африки, сравнительно прост. На востоке материка находятся сильно разрушенные, невысокие горы древней складчатости - Большой Водораздельный хребет. Вершины их, как правило, имеют куполообразную форму. Восточные склоны гор круто обрываются к морю, западные более пологие. Наивысшая точка Австралии - гора Косцюшко 2 228 м. К западу, поверхность понижается, и горы переходят в Центральную низменность, которая покрыта мощной толщей осадочных отложений. Западная часть материка приподнята - обширное плоскогорье высотой 400-600 м. Австралия - единственный материк, где нет действующих вулканов и современного оледенения. Решение логической задачи. - как вы считаете, почему открытие материка начиналось с северного, южного и юго-восточного побережья, а не с восточного? ( на пути был Большой Барьерный риф). - Что вы можете сказать о месторождениях полезных ископаемых, которыми обладает Австралия? (Есть каменный уголь, Золото, железная руда, полиметаллические руды, медные руды, алюминиевые руды, природный газ, нефть) Итог урока. Все ученые-исследователи всегда анализируют полученные результаты. Вот и вам предстоит сделать вывод о своих исследованиях. Домашнее задание: - параграф 35; - нанести на контурную карту объекты ФГП и формы рельефа Австралии; - *сообщение об одном из путешественников - первооткрывателей Австралии; Рефлексия. Итак, друзья, пришла пора проститься. И я хочу вам пожелать: Всегда с охотою учиться, Всегда с охотою трудиться. И никогда не унывать. (Слайд 15) | |
Просмотров: 1023 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|