Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Интегрированный урок географии, биологии и физике в 7 классе по теме «Природные зоны материка Африка». Урок -путешествие по тропическим пустыням материка. На уроке используются разнообразные формы работы учащихся в виде сообщений, презентаций, видео фрагменты по соответствующей теме, включено музыкальное сопровождение. Цель урока: Дать характеристику природного комплекса, показать тесные межпредметные связи между уроками естественных наук.. Задачи: 1. Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки. 2. Продолжать знакомить детей с климатом пустыни, с животными и растениями, их приспособленностью к этим условиям жизни, с природными явлениями. 3. Развивать словарь детей за счет новых слов . 4. Развивать познавательный интерес, умение поддерживать диалог. 5. Побуждать детей выстраивать свои взаимоотношения в процессе познавательно-поисковой деятельности. Тип урока :Урок-путешествие, Оборудование: Физическая, климатическая, карта природных зон, комплексная карта Африки, народы и плотность населения мира, стенные картины с изображением пустыни, оазисы, таблицы «Растительный и животный мир пустынь и полупустынь», климатограммы пустыни Сахары, видеофильмы о животных и растениях пустыни, музыкальное сопровождение, дополнительная литература. Подготовительная работа: Опережающие задания: Подготовить сообщения: «Кочевники - туареги – синие призраки», «Ветер - самум»,« Варан», «Верблюд -караван пустыни», «Финиковая пальма»,« Вельвичия», «Антилопа – орикс» Ход урока. 1. Орг. момент 2. Мотивация. ( о связи между предметами) Безмолвные пустыни живут своей жизнью, своими тайнами и загадками. Мы предлагаем совершить путешествие на уроке в загадочный мир пустынь. На уроке мы поймём почему необходимо изучать и хорошо знать школьные предметы, между которыми существует тесная взаимосвязь. Экскурсоводами будут учителя географии, биологии и физики. Туристы во время экскурсии могут помогать и задавать вопросы. 3. Учитель географии: Где в Африке расположены зоны пустынь и полупустынь? (В зоне тропиков и субтропиков) Как называется крупнейшие пустыни в Северной и Южной Африке? (Сахара и Калахари) Африка - континент контрастных ландшафтов. Около 1/2 ее территории занимают пустыни и полупустыни. (сопровождение- видео о пейзажах пустынь) С высоты космического полета эта часть континента выглядит красновато- бурым, иссушенным солнцем пятном. Все они не так велики, не так суровы, как Сахара, занимающая 90% территории Северной Африки. На ней мы и остановимся. «Сахара» или «сахра» - арабское слово, означает однообразную коричневую пустынную равнину. В нем слышится хрип человека, задыхающегося от жажды и палящего зноя. С чего начинается любое путешествие? (с карты). Какие карты надо использовать? ( физическая карта Африки, климатическая карта и политическая, карта природных зон) Сначала определим, где она находится? ( В северной части материка, вдоль тропика) Определите положение природной зоны на градусной сетке: положение относительно экватора и нулевого меридиана. Определите протяженность Сахары с севера на юг по 20 в. Д. (111 км. х 17 градусов = 2000 км). Определить протяженность Сахары с запада на восток по 23,5 с.ш. (111км. х 54 градуса = 6000 км.). Относительно других объектов (близко расположена Евразия). Относительно океанов. (омывается Индийским и Атлантическим океанами) В рельефе преобладают? (равнины, низменности, в центральной части горные массивы, глубокие бессточные впадины). Музыка. 1 куплет песни « Учку дук» ансамбля « Ялла». Учитель географии: Представьте, что мы уже находимся в пустыне! В каком климатическом поясе находится пустыня? Какие преобладают воздушные массы? (тропический пояс, тропические сухие, горячие). Определите температуру января (+ 16С), температура июля (+32С, +58С). Обратите внимание на годовой ход температур в течение года (большие колебания температур). Определите годовое количество осадков (очень мало, до 100мм) Человеку, попавшему в Сахару, днем приходится изнывать от сильной жары, а ночью дрожать от холода? Почему? Объясните? (Большая протяженность, северо – восточные пассаты, высокое атмосферное давление, нисходящие потоки воздуха, мало осадков, тепло расходуется на нагрев песка, который отдает его воздуху, поэтому высокие температуры; В связи с отсутствием облаков ночью поверхность земли и воздуха быстро охлаждаются, поэтому колебания суточных температур очень большие - 20-30С). Учитель биологии: Посмотрите вокруг….. Фильм (отрывок - « Животные в пустыне»). С приходом ночи жизнь в пустыне становится активнее, начинают выползать из своих нор змеи. Фильм (отрывок « Ночная жизнь. Змеи»). Какие еще змеи обитают в пустыне? (удав, гадюка, кобра, эфа). Фильм (отрывок « Песчанки»). Ночь кончается, при свете дня видно, что поверхность барханов изрыта норами. Что за животные здесь живут? (большие песчанки, скорпионы, жуки, можно встретить варана, длиной больше метра). Сообщение « Варан» (ученик). Кроме грызунов и змей в Сахаре можно встретить и хищников. Это шакал, гепард, гиена, лисица - фенек. Фенек очень интересное животное. Роет норы. Имеет уши, которые составляют 1/3 тела. Как вы думаете, зачем? (слух, охлаждение). Рассказ по рисунку. Как приспособились животные к жизни в пустыне? ( Прячутся ночью, ищут тень, долгое время обходятся без воды, собирают утренние туманы- насекомые, слух и т.д.). Музыка. Инструментальная пьеса «Караван». Учитель биологии: Вдали показался караван. Какое животное называют кораблем пустыни? (верблюд). Сообщение «Верблюд - караван пустыни» (ученик). Благодаря уникальным способностям этих животных издавна используют их люди. Учитель географии: Кто же эти люди? Кочевники - туареги, вечно кочующие по самым отдаленным и необитаемым районам. Их называют «синими призраками». Почему их так называют? (они носят синюю одежду, закрытую) Сообщение- презентация « Кочевники - туареги – синие призраки» (ученик). Какой должна быть одежда у жителя пустыни? ( лёгкая, защищающая тело от песка) Нам повезло, что мы встретили караван. Как вы думаете, почему туареги говорят «В пустыне приятно встретить даже разбойника?» (Пустыни не заселены, необитаемы, безжизненные) Посмотрите на карту плотности населения Африки. Работа с картой. Очень большие пространства имеют низкую плотность, значительные территории вообще не заселены, высокая плотность вдоль реки Нила, оазисы, побережье Средиземного моря. Население распределяется крайне неравномерно. Население Сахары малочисленно. Его составляют арабы и берберы. Кочевники ведут кочевой образ жизни. Музыка. Вступление песни (завывание ветра) «Учку-дук». « Ялла». Учитель географии: ( Музыкальная заставка) Слышите, как запели пески, это песня пустыни. Не к добру она! Песок поет, ветер зовет, а с ветром в пустыню прилетает смерть. Что это за ветер? (песчаные бури - самум, смерчи сирокко, местные жители говорят - «яд воздуха», «дыхание смерти», «огненный ветер»). Арабская пословица гласит; «В Сахаре ветер встает и ложится вместе с солнцем». Чем же опасен ветер? Сообщение « Ветер - самум» (ученик). Часто возникают смерчи, когда сильно нагретый воздух от раскаленной солнцем земли стремительно поднимается вверх, захватывая мелкую пыль, унося ее высоко в небо. Это песчаные ведьмы, танцующие словно призраки не приносят вреда человеку, т.к. мало заселена. Учитель биологии: Но ветер может нести и жизнь. Жизнь - новым растениям, именно так расселяются семена многих растений пустынь. Какие приспособления должны иметь семена? (парашютики, крылышки, воздушные мешки). Некоторые растения имеют кустики шарообразной формы. Это перекати – поле, их легко подхватывает ветер и катит по пустыне (а семена высыпаются). Учитель физики: Приближается полдень, зной становится нестерпимым, устали люди и животные и вдруг… (музыкальная заставка) ….на горизонте показалось колышущееся озеро, пальмы, горы, но через некоторое время прекрасный сказочный вид исчезает, и опять на горизонте только пустыни. Что же это было? (мираж). Видео «Мираж» Почему он бывает только в пустыне? С очень сильным нагревом почвы и преломлением лучей света в слоях воздуха разной температуры связано возникновение миражей. В Сахаре ежегодно наблюдается около 160 миражей. «Не верь глазам своим, - говорят арабы, чтобы не стать жертвами миража». Учитель биологии: Чаще всего люди в пустыне видят оазисы. Где, в каких местах расположены оазисы? Остановимся и отдохнем около самого крупного в мире артезианского колодца, который находится в Алжире. Его глубина 63 метра, в сутки может дать 400 ведер воды. Какие растения распространены в оазисе? Про какое дерево говорят: «Королева пустыни, она всегда держит голову в огне, а голову в воде» (финиковая пальма). Сообщение-презентация «Финиковая пальма» (ученик). Учитель угощает туристов плодами финиками. Что выращивают в оазисах? (финиковая пальма, цитрусовые и плодовые деревья, персики, абрикосы, гранаты, хлопчатник, рис, пшеницу, ячмень, кукурузу). А как ценится вода? Пора продолжать путь и снова бесконечные пески. Этот песок ветры давно бы развеяли. Если бы не растения. Например, пустынный злак селим. Засыпанный полностью песком: он дает новую поросль и новые корни, а старые при этом отмирают. Раскопав такой кустик можно увидеть несколько этажей и посчитать сколько раз растение засыпалось. Или селитрянка, которая своими листочками задерживает гонимый ветрами песок, и собирает холмиком около стебля, точно его окучивали как картошку. А корни этих растений могут достигать нескольких десятков метров. Известен случай, когда при рытье Суэцкого канала выкопали растение с корнем 36 метров длиной. А какие растения пустынь знаете вы? (кактусы, верблюжья колючка, песчаная акация, тамариск). Как эти растения приспособились к жизни в пустыне? (колючки, шелковые листья, сочные стволы, длинные корни). Учитель физики: Вдали показались горные вершины. Над дорогою возвышаются каменные глыбы, напоминающие фигуры людей, зверей или фантастические замки. В полдень, и самую жару, иногда можно слышать громкий и отчетливый треск, это лопаются камни, издавая сильные звуки. Местные жители говорят, что солнце на их родине заставляет кричать даже камни. Отчего это происходит? (большие суточные колебания температур) и как называется это природное явление? (выветривание). Какие здесь почвы? (каменистые, 70 % покрыта обломками камня, возникли в результате выветривания горных пород). Учитель биологии: Жизнь в каменистых пустынях намного беднее. На твердой иссохшей поверхности растут редкие пустыни полыней и солянок, да встречаются лишайники. Иногда в ложбинках можно встретить песчаную акацию. Только на несколько недель весной пустыня расцветает. За это время растения успевают дать семена и погибнуть (это эфемеры). Видели ли вы, чтобы цвели камни? В каменистых пустынях встречаются и такие. На вид настоящий камень: гладкий, как галька пустыни, серый известняк или зеленоватый гранит. После дождей словно по команде на них появляются крупные яркие цветки. Они быстро увядают, но остаются семена, которые могут сохраняться на растении до 14 лет. Сами же « камни» сочные и часто служат источником пищи и воды для пустынных животных. В каменистых пустынях дождей не бывает по несколько лет. Откуда же растения берут воду? (из туманов). А что вы узнали об этом необычном растении? Вельвичия. Сообщение- презентация « Вельвичия» (ученик). Иногда пробегают стада антилоп, изредка хищники. Самое удивительное из антилоп- орикс. Сообщение «Антилопа – орикс» (ученик). Учитель географии: На востоке этой горной страны обнаружены пещеры с изумительной наскальной живописью - фрески Тассили с изображением богатой растительности и животного мира. Эта картинная галерея позволила проследить, как изменились условия жизни человека. А каковы же занятия жителей пустыни? (Скотоводство, земледелие- оазис, добыча полезных ископаемых, издревле ведется добыча соли, традиционные виды прикладного искусства: чеканка, резьба по металлу, плетение, ковроделие, тиснение по коже, ювелирные изделия). Учитель биологии: Как сказывается деятельность человека на состояние пустынь? Деятельность человека в пустыне не проходит бесследно. Как изменилась площадь пустынь? Увеличилась площадь на 650 тысяч километров за счет саванн. Причины? (Вырубка деревьев, чрезмерные выпасы скота, выжженная и вытоптанная растительность не успевает восстанавливаться). Как предотвратить наступление пустынь? (Ограничить вырубку деревьев, посадка деревьев, правильное ведение сельского хозяйства). Этот уникальный, ранимый мир пустынь, бедные почвы, суровый климат, животный и растительный мир, постоянно вынужденный бороться за свое существование и человек…, от которого зависит благополучие этого мира. Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие. Обратите внимание и запомните слова с которыми сегодня мы с вами познакомились. О том, что вам запомнилось или понравилось больше всего, напишите в сочинении-миниатюре к следующему уроку. Итог урока. ( выставление оценок учащимся за подготовленные сообщения, за работу на уроке) Всем спасибо за участие. Источник: http://Материалы с сайта http://subscribe.ru/archive/history.alltheuniverse Источник: http://reftrend.ru/268890.html Пустыня Са | |
Просмотров: 749 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|