Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Вяткина Екатерина Сергеевна учитель географии Вагулинская средняя школа Кызылжарский район, СКО Цель: Способствовать углубленному изучению родного края, его природы, истории, культуры, экономики. Задачи: расширить знания учащихся о родном крае; закрепить умения работать с географическими картами Казахстана, СКО; способствовать воспитанию любви к малой родине. Ход мероприятия На доске написаны слова: «…Не скажу, что – самый лучший, но милей всех сердцу край». Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. «Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придает силы. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью». Ребята, скажите, в каком районе Северо-Казахстанской области мы с вами проживаем? А чем известен наш Кызылжарский район? Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по родному краю. Нам поможет в этом устный журнал. Итак, открываем первую страницу журнала. Она называется « Край мой Кызылжарский». Волнует сердце сторона родная Всем, что увидит мой сыновний взор: Платками белыми, гусиной стаей, Серебряными слитками озёр; Комбайнами, идущими по полю, Дыханием электропил в лесах, Пробежкой лося, травами по пояс И журавлиным клином в небесах. И, забывая горький день вчерашний, Неутомимый. Славный мой народ Идёт тропою по росе на пашню, Спешит на лесосеку, на завод. Родной республики преображенье Я вижу каждодневно наяву… С народом вместе – этим я живу. ( С. Вишневский) – Дом, в котором мы живем, – это наша малая Родина – село Вагулино Кызылжарского района Северо-Казахстанской области. Село Вагулино образовалось в 19 веке, сейчас в нём проживает примерно 630 человек. (Слайд 3) Наш районный центр - Бишкуль. (Слайд 6) Живя в Северо-Казахстанской области, мы не услышим шума морского прибоя, так как она удалена от морей. Не сможем увидеть и горные вершины – область расположена на Западно-Сибирской (Северо-Казахской) равнине. СКО располагается посередине умеренного пояса. Область относится к зоне недостаточного увлажнения. (Слайд 7) На территории нашей области находятся: холмистые равнины, речные долины, овраги и балки. Балки широко распространены по всей территории области, особенно в верховьях рек. Это длинные и широкие понижения с заросшими травой склонами. – Назовите реки Северо-Казахстанской области. (Есиль) (Слайд 8) В области расположено много озер. В основном они лежат в поймах рек. (Слайд 9) 1 ученик Взгляните на карту республики. Она напоминает красивый ковёр, сотканный из зелёных лесов и голубых озёр, речных долин, прорезанных голубыми лентами Есиля, Ертыса, Тобыла. Родник серебряный в лесу Нашёл я за деревней. Листву резную на весу Над ним дуб держит древний. Из родника водицу пью Настой целебный точно, И кружит голову мою Густой туман цветочный. Бежит, прозрачна. Как слеза. Из родника речушка… Считает ей иль мне года Пророчица – кукушка. Посмотрите, сколько на карте голубых пятнышек. Это озёра. Их в нашем крае очень много. Они, как голубые куски неба в зелёной оправе берегов, рассеяны по всей территории нашего района. А сколько рыбы в озёрах? Обратите внимание на их названия: Карасево, Окунево, Судаково. Многие озёра представляют собой прекрасные места для отдыха. Там построены базы отдыха, детские лагеря. Ведущий. Открываем вторую страницу журнала « Лесная книга». Прослушав её, вы подробнее узнаете, как богаты и щедры наши леса. Наша область и район расположены в лесостепной зоне. Больше половины её площади занимают леса. Лес красив во все времена года. Прекрасны стройные высокие сосны, раскидистые ели. Лес – это огромная кладовая природы. Ценность его не только в красоте, но и в большой пользе для человека. Почему мы с лесом дружим, Для чего он людям нужен? Вот стоит обычный стол. Это лес! Или рама, двери, пол? Лес! А пенал красивый наш? Лес! Ну, а стол, скамейка, парта? Лес! А тетрадка, книжка, карта? Лес! Лес! Оглянись, всё вокруг- Это наш зелёный друг. А как вкусно нас кормит лес! Грибы собирают, ягоды. Сколько радости взрослым и детям доставляет сбор грибов. И налево и направо- Сколько ягод - посмотри! Земляничек сколько алых, Жарким солнцем налитых! Целый день их собирала, И всё больше было их. Ведущий Открываем третью страницу журнала « Звери и птицы наших лесов». Эта страница необычная, вам предстоит самим назвать обитателей наших лесов. Показ слайдов 1.Посмотрите – ка , какая- Вся горит, как золотая. Ходит в шубе дорогой, Хвост пушистый и большой. Лиса. Сама небольшая, Шкурка пушистая, 2.Зубато, серовато, По полю рыщет, Телят, ягнят ищет. Волк. 3.Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая - для лета Для зимы другого цвета. Заяц. 4.В перевалку зверь идёт По малину и по мёд. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны Где он спит и видит сны. Медведь. 5.Полежала между ёлками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала. Ёж. 6.Я день деньской Стучу – стучу. Я врач лесной Я лес лечу. Дятел. 7.У неё глаза большие, Хищный клюв – всегда крючком. По ночам она летает Спит на дереве лишь днём. Сова. 9.Кто это птица? Никогда не строит Для себя гнезда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. Кукушка. Ведущий Очень хорошо, что все вы узнали наших лесных зверей и птиц. Лес им даёт и пищу и кров. А сколько в лесу таинственных звуков, запахов и тайн. Давайте послушаем голоса птиц и зверей. (Запись « Утро в зоопарке» или « Голоса птиц в природе».) Сегодня мы узнали, как много прекрасного можно увидеть в лесу, как он нам дорог. Но лес, как и всё живое, требует бережного отношения к себе. Открываем четвёртую страницу журнала « Берегите природу». Помните: Дерево, трава, Цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни. В природе нет лишних животных, птиц, все они по-своему полезны. Птицы, змеи, ежи, ящерицы уничтожают вредителей лесов, полей, садов. Многие обитатели прудов, рек служат пищей для рыб, уток и гусей. Берегите редко встречающиеся растения: ландыш, сон – траву, кувшинку белую, кувшинку жёлтую, ветреницу. Не берите для букетов много цветов, два - три цветочка, поверьте, будут смотреться гораздо красивее, чем большой букет. Я сорвал цветок - и он завял, Я поймал жука - и он умер, У меня в ладони. И тогда я понял, Что прикоснуться к Красоте Можно только сердцем. Берегите лес от пожаров и вредителей. Мастерите и развешивайте в парках, садах и лесах скворечники, дуплянки. Подкармливайте зимующих птиц. Особенно бережливость нужна во время экскурсий, туристических походов и отдыха на лоне природы. Не губите деревья, не засоряйте места отдыха. Костёр разжигайте и тушите правильно. Организуйте зелёные и голубые патрули. В нашем районе созданы заказники и охраняемые территории. Красотой, богатством и разнообразием природы этот замечательный уголок республики с каждым годом привлекает всё больше и больше людей. Манит своими богатствами густой лес, окружающий живописные лазурно - голубые озёра. Ведущий А теперь открываем пятую страницу журнала « Знаешь ли ты?» Давайте проверим, хорошо ли вы знаете природу нашей области. Деревья. 1.Клейкие почки, Зелёные листочки, С белой корой Стоит под горой. ( Берёза ) 2.Что за дерево стоит Ветра нет, а всё дрожит. ( Осина ) 3.У меня длинней иголки, Чем у ёлки. Очень прямо я расту В высоту. Если я не на опушке, Ветви только на макушке. ( Сосна ) 4.Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. ( Ель ) 5.Весной зазеленела, Летом загорела, Осенью надела Красные кораллы. ( Рябина ) Животные 1.Он , как ёлка, весь в иголках, Ловит смело страшных змей, И хотя он очень колкий, Обижать его не смей! ( Ёж ) 2.Хитрая плутовка, Рыжая головка Хвост пушистый – краса! А зовут её …. ( Лиса ) 3.Возле дуба острым рылом Деловито землю рыл он, Видно жёлуди искал. Я пугать его не стал. Не спугнул и мой Полкан, Очень грозен был… ( Кабан ) 4.Что за зверь лесной Встал , как столбик, Под сосной. И стоит среди травы,- Уши больше головы! ( Заяц ) 5.Хозяин лесной, Просыпается весной. А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. ( Медведь) Итог занятия: - О чём сегодня говорили на занятии? - С чем познакомились? Замечательный писатель Константин Паустовский сказал: “Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”. А Родина – это и есть природа, которую мы должны охранять и беречь. | |
Просмотров: 1840 | Комментарии: 6 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|