Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Доклад на тему: «Метод проектов и его использование в работе» Ульянов А. А., учитель КГУ ОШ№17 г.Сарани Карагандинской области Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 20-е годы прошлого столетия. Его так же называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюри, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Кьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны им пригодиться в жизни. Но для чего, когда? Вот тут –то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые ещё предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации или просто направлять мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. И в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный, ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Её суть – стимулировать интерес ребят к определённым проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Метод проектов привлёк внимание педагогов в России ещё в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли практически параллельно с американскими педагогами. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу и в 1931 году этот метод был осуждён. Вместе с тем в зарубежной школе от активно и весьма успешно развивался (в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии и др.) В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в самостоятельном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках одного предмета. Метод – дидактическая категория. Это совокупность приёмов, операция овладения определённой областью практического и теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Таким образом, это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способности прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой- необходимость интегрирования знаний из разных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Основные требования к использованию метода проектов: 1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения; 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; 3. Самостоятельная деятельность учащихся; 4. Структурирование содержательной части проекта; 5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действия: • Определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования; • Выдвижение гипотезы и её решения; • Обсуждение методов исследования; • Обсуждение способов оформления конечного результата; • Подведение итогов, оформление результатов, их презентация; • Выводы, выдвижение новых проблем исследования. Типология проектов Прежде всего, типологические признаки могут быть: 1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, ознакомительно - ориентировочная; 2. Предметно-содержательная область: монопроект, межпредметный проект; 3. Характер координации проекта: непосредственный, скрытый; 4. Характер контактов; 5. Количество участников проекта; 6. Продолжительность выполнения проекта. В соответствии с первым признаком можно выделить: исследовательские, творческие, ролевые, информационные, прикладные. По второму признаку монопроекты бывают: литературно-творческие, естественно-научные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, спортивные, географические, исторические, музыкальные и т.д. Межпредметные проекты затрагивают два-три предмета и требуют квалифицированности координации многих творческих групп. По третьему признаку проекты могут быть с открытой, явной координацией, где учитель навязчиво направляет работу участников и со скрытой координацией, где координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп учащихся. По четвёртому признаку проекты могут быть внутренние и региональные. По пятому признаку проекты бывают: личностные, парные и групповые. По шестому признаку проекты бывают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих. Каждый тип проекта характеризуется тем или иным видом координации, сроками исполнения, поэтапностью, количеством участников. В работе над проектами не только исследовательскими, но и многими другими, используются разные методы самостоятельной и познавательской деятельности учащихся. Среди них исследовательский метод занимает едва ли не центральное место и, вместе с тем, вызывает наибольшие трудности Очень важно структурировать проект, предусмотреть все логически необходимые этапы, возможность сбора и обработки данных , обобщения и выводы для последующей исследовательской деятельности. При подготовке проекта весьма полезной остается технология сотрудничества, которая позволяет всем участникам проекта полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное–научится работать совместно и самостоятельно. | |
Просмотров: 631 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|