В связи с гуманизацией юридических систем, мы учителя особенно естественных наук должны с помощью биологии и географии, физики и астрономии решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Отсюда вытекает важное требование к уроку – чёткое определение целей и задач, которые должны решаться на уроке. Важно не ограничиваться постановкой перед уроком только образовательных задач, следует тщательно продумывать возможности решения задач воспитания, формирования у наших воспитанников ответственного отношения к природе, к народному богатству, к своему здоровью и здоровью окружающих формирования у них научной картины мира. При определении задач урока необходимо исходить из требования реформы школы с учётом которых составлена программа по биологии и географии. С учётом поставленных задач проводится отбор содержания, определяются системы основных знаний и умений, которыми должны овладеть наши учащиеся. Следует иметь в виду, что не всегда отобранное для урока содержание учебного материала, позволяет решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи во взаимосвязи. В зависимости от содержания на уроке больше делаю опору на воспитательные задачи. Например, знания об эволюции живой природы не всегда используется для подведения воспитанников к выводу о естественно-научных причинах развития органического мира, при изучении молекулярно-цитологических основ жизни не устанавливается единство живой природы, а также живой и не живой природы, не обосновывается её познаваемость: при развитии экологических понятий не уделяется должного внимания формированию бережного отношения к природе. При изучении гигиенических понятий мы не можем подвести к выводу о необходимости не употреблять спиртное, наркотики, твёрдо требовать эти нормативы жизни. Интеграцию фактических знаний, целостность предмета обеспечивают следующие ведущие идеи: Эволюции, разно уровневые организмы живой природы, взаимосвязи в биологических системах, взаимосвязи биологических систем с биологической средой. На семинар был подготовлен интегрированный урок на тему: «Экологическая обстановка Шемонаихинского». На уроке выяснили главное, что наши ученики внимательны и исполнительны и умеют высказать свои мысли правильно, умеют отстоять свои понятия. В обучении биологии и географии практикуются задания для учеников на составление схем, таблиц, зарисовки объектов. Наши ученики испытывают большие затруднения при определении названий графы таблицы, отбора для неё сведений из учебника, при формировании кратких записей. Учитывая эти факты, на уроке больше объясняю, показываю готовые таблицы по биологии. Работать с контурными картами нет возможностей, поэтому я на уроке географии использую физические, политические карты, карты полезных ископаемых. Конечно, работая с натуральными объектами, имеет большее преимущество по сравнению с изобразительной наглядностью. В данный момент мы стараемся создать музей, чтобы наши ученики приобщались к бережному отношению к природе Восточно-Казахстанской области. У нас имеется описание растений и животных ВКО. В дальнейшем планируем улучшить наш музей путём размещения гербариев местных растений и животных в виде муляжей.
|