Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Тема урока: Динамика численности населения Северо-Казахстанской области Цель: Изучить численность населения, и структуру населения по полу и возрасту Северо – Казахстанской области, а так же динамику городского и сельского населения. Развивающие задачи: 1. Продолжить развивать умения работать по типовому плану. 2. Продолжить формирование работы с статистическим материалом. 3. Формировать умение обобщать и делать выводы, используя различные источники знаний. Воспитательная задача: Воспитывать чувство ответственности за принятие решения. Тип урока: Комбинированный Форма обучения: Дифференцированно-групповая. Методы урока: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Оборудование: Учебник «Экономическая и социальная география Казахстана» Усикова В.В., географический атлас, статистический материал, контурная карта, презентация. «Приложение 3» План урока: 1. Организационный этап. 2. Этап опроса. 3. Этап исследования. 4. Этап закрепления. 5. Итог урока. Ход урока: Сегодня на уроке мы приступаем к изучению населения Северо – Казахстанской области, но прежде, повторим пройденный материал. Несколько слов скажу о нашей работе. Работаем по группам. Цель каждой группы мыслить, давать полные грамотные ответы, доказывать, делать выводы, используя при этом различные источники знаний. Для успешной работы необходимо, чтобы каждый чувствовал свою ответственность. Я ожидаю увидеть, как вы работаете активно совместно, помогая друг другу. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе. Ваша работа будет оцениваться сигнальными карточками. Оранжевая карточка — дается вам при полном, правильном ответе, а также при правильном показе географических объектов. Голубая карточка — получаете при не полном ответе и не точном показе по карте. Зеленая карточка — дается при отсутствии ответа и незнании карты. Значит, напрашивается вывод: чем больше группа получит оранжевых сигнальных карточек, тем выше будет оценка. Разминка. 1. О каком экономическом районе идет речь «Расположен в бассейне небольших бессточных рек Нуры и Сарысу, в пределах древней страны» (Центральный Казахстан) 2. Сколько областей входит в состав этого района? (1, Карагандинская) 3. Какой экономический район Казахстана является самым большим по площади? (Западный Казахстан) 4. Главное богатство Западного Казахстана? (Нефть) 5. Какой из районов Казахстана полностью располагается на горной территории? (Восточный Казахстан) 6. Какое место по уровню урбанизации занимает восточный Казахстан? (последнее, пятое) 7. Что обозначает понятие «специализация района»? 8. Дайте понятие определению «градообразующее предприятие»? 9. 3акончите мое предложение: ведущими отраслями экономики Центрального Казахстана являются (электорэнергетика, угольная промышленность и черная металлургия) 10. Какой из районов Казахстана называют сокровищницей природных ресурсов? (Восточный Казахстан) 11. По запасам хрома Казахстан занимает 1 место в мире. В каком районе налажено промышленное производство хрома? (в Западном) 12. Перечислите виды факторов, влияющих на размещение производства? (топливный, сырьевой, водный, потребительский, энергетический, экологический) 13. Главная проблема Центрального Казахстана? (Нехватка водных ресурсов) 14. Основная ориентация машиностроительного комплекса Казахстана? (производство сельхозтехники) 15. Отрицательные показатели агроклиматических ресурсов Казахстана? (резко-континентальность, малое количество осадков, непродолжительный вегетационный период) Итак, закончили разминку Эпиграфом нашего урока будут слова Луи де Брейля «Знания — дети удивления и любопытства». Открываем тетради записываем число и тему урока: «Динамика численности населения Северо-Казахстанской области». Каждая группа получает задание, в течение нескольких минут вы работаете по своему вопросу, после выполнения информирует нас о изученном материале, остальные внимательно слушают и делают запись в тетради в виде опорного конспекта. Итак, приступаем к работе. Задание первой группе: 1. Работая с политико-административной картой Казахстана и текстом учебника на с.77 дайте оценку экономико-географическому положению Северо – Казахстанской области. А) расположение Б) состав (показать) Г) пограничные районы Д) площадь Ответ: Северо-Казахстанская область – одна из четырнадцати областей в составе Казахстана, расположена на южной окраине Западно-Сибирской равнины и северо-западной части Казахского мелкосопочника. В составе Северо-Казахстанской области находятся: 5 городов, 11 поселков, 190 сельских округов, 13 районов и 1 город областного значения - Петропавловск. Площадь области составляет 97,9 тысяч км2. Граничит на севере с 3 областями Российской Федерации: Тюменской, Омской, Курганской, на юго-востоке - с Павлодарской областью, на юге - с Акмолинской областью, на западе - с Костанайской областью. Задание второй группе: Проанализируйте данные из таблицы и диаграммы населения региона по следующим вопросам: 1. Численность населения? 2. Динамика численности городского и сельского населения 3. Динамика численности мужского и женского населения 4. Динамика численности по возрастному составу Ответ: Общая численность населения - 569,4 тыс. человек. Численность городского населения идет на увеличение а затем к сокращению, в то время как численность сельского населения динамично идет к сокращению населения. Уменьшение общей численности население наблюдается с 1999 года; уменьшение численности сельского населения – с 1979 года; уменьшение численности городского населения – с 1999 года, а с 2009 года численность городского население характеризуется приростом, относительно данных предыдущей переписи населения. Рисунок свидетельствует о том, что численность женского населения в пределах Северо-Казахстанской области всегда преобладала над численностью мужского населения. Важным демографическим показателем является рождаемость, которая отображает число родившихся за определенный промежуток времени. Рождаемость Северо-Казахстанской области, как и другие демографические показатели, характеризуется динамичностью. Таблица отображает количественные изменения возрастной структуры населения Северо-Казахстанской области, из которой следует, что численность детского населения постепенно уменьшается, в то время как численность пожилого населения увеличивается. Причиной тому служат такие факторы, как сокращение рождаемости и увеличение продолжительности жизни. Закрепление нового материала Сегодня мы с вами изучили динамику Северо – Казахстанской области. Вы сами самостоятельно разобрали данную тему при этом использовали различные источники знаний. Постарайтесь проверить на сколько вы усвоили материал. Предлагаю каждой группе задать по вопросу друг другу по этой теме, можно и по карте. Выполнение практической работы. Учитель напоминает о работе с контурной картой (выполняем простым карандашом, подписываем печатными буквами, название географических объектов должны быть параллельны условным знакам). На контурной карте Северного Казахстана обозначьте: 1. Границу области, подпишите областной центр. Объявление домашнего задания: На с. 80-81, заполнить таблицу, прочитать дополнительный текст. Подведение итогов урока. (подсчет карточек) Комментирование оценок | |
Просмотров: 805 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|