Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Цель: выяснить суть глобальных проблем Задачи: обобщить и систематизировать знания о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путей решения каждой из этих проблем; научить обосновывать главную мировоззренческую идею темы «Ядерная война не может быть средством достижения целей». Способствовать формированию умений выступать перед аудиторией Тип урока: нестандартный, урок-конгресс. Конгре́сс (лат. congredior, congressus sum — сходиться вместе) - это название различных собраний, конференций,совещаний. Целевая аудитория: ученики 11 класса В диалоге принимают участие: Президент Географического общества, обозреватели по экологическим, экономическим, политическим и социальным вопросам, а также. Участники. Ресурсы: раздаточный материал , маркеры, листы А4, интерактивная доска, презентация, постеры, мультфильм о команде. Эпиграф 1. «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», значит пересесть из него просто некуда». (Антуан де Сент-Экзюпери) 2. Мы унаследовали Землю от наших предков. Мы берем ее взаймы у наших потомков! А как думаешь ты? Ход урока: I. 1.Позитив. Просмотр мультфильма о команде. 5 мин. Регистрация участников конгресса Каждый участник конгресса получает бюллетень с опорными и базовыми словами Понятия и термины по теме (на каждом столе) Глобальные(мировые) – глобалистика – наука. Глобалистика - область знаний, изучающая глобальные проблемы человечества Ойкумена – населенная и освоенная человеком часть Земли. Экологическая проблема – проблема взаимоотношения общества и природы, сохранения окружающей среды – так можно определить эту проблему с географической точки зрения. АНТРОПОГЕННАЯ НАГРУЗКА – количественные и качественные характеристики различных форм влияния деятельности человека на природу. Понятие употребляется при анализе глобальных проблем в целом, а также экологической, демографической и др. проблем. Антропогенное воздействие может носить как позитивный, так и негативный характер. Примерами негативных воздействий служат опустынивание, эрозия почв, их засоление, загрязнение воздуха и воды и т.д Ключевая – проблема мира и разоружения. Экологическая Демографическая Насущная – проблема дефицита сырья, топлива и продовольствия. Освоение Космоса и Мирового океана. Узловая – преодоления экономической отсталости отдельных стран мира. Ключевая – ключ к решению всех проблем. Насущная – ежедневно, ежечасно требует решения. Узловая – разрубив этот узел противоречий в развитии отдельных стран, продвинемся к решению всех глобальных проблем человечества. II. «Круглый стол» Председатель (учитель) приглашает учащихся-делегатов занять места согласно указателям: I Проблемы природно-экономического характера II. Проблемы социального характера; I II. Проблемы «универсального» характера; IV. Проблемы смешанного характера. Зал заседаний заполнен, все заняли свои мест Председатель(учитель) произносит вступительное слово. Тема нашего конгресса Глобальные проблемы, их сущность и пути решения, виды глобальных проблем, их взаимосвязь. Проблема сохранения мира. Миссия конгресса: Содействие пониманию сложившейся международной экологической ситуации. Проводиться для: • развития диалога и обмена опытом между представителями 11 класса по вопросам повышения экологической грамотности • повышения роли экологического воспитания и образования населения, продвижения идей здорового образа жизни; Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов. В научной литературе можно встретить различные перечни глобальных проблем, где число их варьируется от 8-10 до 40-45. Это объясняется тем, что наряду с глобальными проблемами существует еще множество частных проблем. 2) Глобалистика - область знаний, изучающая глобальные проблемы человечества К основным глобальным проблемам относят следующие. I Проблемы природно-экономического характера II. Проблемы социального характера; I II. Проблемы «универсального» характера; IV.Проблемы смешанного характера. Глобальные проблемы · Касаются всего человечества, затрагивая интересы всех стран, народов, слоев общества · Приводят к значительным экономическим и социальным потерям, могут угрожать существованию человечества · Могут быть решены лишь при сотрудничестве в планетарном масштабе Основная причина возникновения (вернее, пристального изучения) глобальных проблем - глобализация экономических, политических отношений! осознание того, что мир взаимозависим и что существуют общие проблемы, решение которых жизненно необходимо. Др. причины: быстрый рост человечества Большие темпы технического прогресса НТР преобразование производительных сил (внедрение новых технологий) и производственных отношений (в том числе и отношений человека с природой) Необходимость большого количества природных ресурсов и осознание того, что многие из них рано или поздно кончатся«Холодная война» люди реально ощутили угрозу уничтожения человечества. Обозреватели представляют проблемы, а участники- в своем бюллетене фиксируют в таблицу главные проблемы, пути их решения. Сегодня мы начинаем изучать тему «Глобальные проблемы человечества», на эту тему отведено 7 часов. Подробно остановимся на Проблемах «универсального» характера; Виды проблем современности: I Проблемы природно-экономического характера Обозреватель по Экологической проблеме . 2. Обозреватель по продовольственной проблеме. 3. Обозреватель по использованию природных ресурсов. 4. Проблема использования Мирового океана II. Проблемы социального характера 5.Обозреватель по демографической проблеме 6.Обозреватель по проблеме здоровья людей III. Проблемы смешанного характера. ТЕРРОРИЗМ .ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ. ТЕКТОНИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ. Проблемы научного характера. Обозреватель по проблеме освоения Космоса IV.Проблемы «универсального» характера 7.Обозреватель по проблеме развивающихся стран 8. Обозреватель по проблеме Массового вооружения и военных расходах III. ПРЕНИЯ. Председательствующий Безусловно, глубокими и интересными были выступления членов конгресса. Однако их нельзя считать исчерпывающими: времени у нас очень мало. Поэтому участники «Круглого стола» могут получить дополнительную информацию в школьной библиотеке, справочниках, атласах, дополнительной литературе. Чтобы принять резолюцию конгресса, мы должны удостовериться, что все не только правильно поняли информацию, но и запомнили ее. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ УЧАСТНИКУ КОНГРЕСС Проблема и ее сущность Причины возникновения (или обострения) Пути решения Достигнутые результаты и существ. трудности 1. Предотвращение войны; проблема мира и разоружения -мир под угрозой уничтожения ç ядерной войны или чего-то в этом роде 1. Две мировые войны 20-го века 2. Технический прогресс è Создание и распространение новых видов оружия (в частности ядерного оружия) 1. установление более жесткого контроля за ядерным и химическим оружием 2. сокращение обычных вооружений и торговли оружием 3. общее сокращение военных расходов 1) Подписание международных договоров: о нераспространении ядерного оружия (1968 г. - 180 гос-в.), о запрете ядерных испытаний, конвенция о запрещении разработки, произв-ва, хим. оружия (1997 г.) и т.д. 2) Торговля оружием сократилась в 2 р. (с 1987 по 1994 гг.) 3) Сокращение военных расходов на 1\3 (за 1990-е гг.) 4) Усиленный контроль за нераспространением ядерного и др. оружия со стороны международной общественности (Пр.: деятельность МАГАТЭ, и др. межд. организаций) НО *К договорам о нераспространении разных видов оружия присоединились не все страны, либо некоторые страны выходят из подобных договоров (Пр.: США односторонне вышли из договора по ПРО в 2002 г.); *Деятельность некоторых стран дает основания полагать, что они разрабатывают ядерное оружие (КНДР, Иран) *Не прекращаются вооруженные конфликты (Ливан - Израиль, война в Ираке и т.п.) --Одним словом, все еще далеко от совершенства… ІV. Итог урока и принятие резолюции. Председательствующий. Подведем итог конгресса. Участники конгресса заполнили бюллетени. Это нам поможет выяснить следующие вопросы. Во второй половине ХХ века обострилась большая часть глобальных проблем человечества. Как вы думаете, почему? Очень много проблем связано с противоречиями между обществом и природой. Почему? Весь мир находится в борьбе за наше будущее. Почему проблемы со временем все более усугубляются, а не решаются? По ходу дискуссии участники конгресса выполняют задание: составляют и записывают на специально подготовленном листе Обращение к человечеству(в 10 пунктах), в котором тезисно отражают пути решения глобальных проблем. Это обращение должно быть прочитано при подведении итогов. Резолюция (читает председатель конференции) Обращение к человечеству 1.Воспитание нового поколения должно быть направлено на: развитие всемирного сознания, благодаря которому человек осознает себя как член мирового сообщества; 2.формирование бережного отношения к использованию природных ресурсов; 3.развитие отношений к природе на основе гармонии, а не подчинения; 4.воспитания чувства сопричастности к будущим поколениям и готовности отказаться от части собственных благ в их пользу”. 5.поднять уровень самосознания - поднять культуру 6.развертывание взаимовыгодного, широкого международного сотрудничества, потребуются, неординарные политические решения и акции. 7.необходимость не только создания общепланетарного экономического механизма, совокупных действий и согласования потребностей человечества, но и переустройства всего быта, правил общежития. 5. Подведение итогов. Заключительное слово учителя Почему глобальные проблемы продолжают существовать? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, иногда бывает мало даже жизни. Ведь вот и Сократ “…решил посвятить жизнь выяснению вопроса, почему люди знают, как надо правильно поступать, а поступают наоборот”. Хочется надеяться, что ваше поколение, осознав возможность изменения мира теоретически, осуществит это практически. Тренинг с обручем. Всем встать в круг и вытянуть руку с указательным пальцем, которым поддерживать обруч и не сгибать палец. Надо всем вместе присесть и встать в полной тишине. - Вот мы провели с вами тренинг, для чего ? Что он вам дал? ( ответы учащихся) Обруч- это наш земной шар. Наши руки – это все человечество. Если мы все вместе будем беречь природу, относится к ней как к обручу, чтобы его не уронить, вот тогда у нас будет меньше экологических проблем. А тишина нужна для того чтобы на земле был мир, и не было никаких войн. Рефлексия. - Как вы думаете, достигли мы цели урока? Что помогло вам в этом? «Пятерочка» Рефлексия «Пятерочка» 5 минут. Ученикам предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно; Указательный палец - мне было трудно (не понравилось); Средний – для меня было недостаточно; Безымянный палец – мое настроение; Мизинец – мои предложения. VIII. Итог урока. Домашнее задание: § 56, Задание: написать эссе «Если бы Я был главой мирового правительства……» | |
Просмотров: 1786 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|