Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

разработка урока "Грибы" 5 класс
Тема: Грибы, микроорганизмы, их значение и разнообразие.
Цели урока: дать понятие о грибах как отдельном царстве живой природы; познакомить со строением гриба, учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов; расширять кругозор, мышление, речь учащихся; воспитывать бережное отношение к природе родного края. Ожидаемые результаты:
- должны знать: грибы и микроорганизмы- понимать: их разнообразие и значение; уметь: использовать полученные знания в жизни и в быту - обобщать признаки растений и животных, формулировать признаки грибов, как отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека.
Методы работы:1.Интерактивные методы обучения помогут заинтересовать учащихся, а также смена деятельности 2.Одаренные и сильные ученики помогают в групповой работе 3. Одаренные и сильные ученики консультируют и помогают в осмыслении 4.Развивают речь при интерпретации своих идей, вносят свои предложения
1.Психологический настрой: «Минутка бодрости» слова приветствия: Все становятся в круг и приветствуют друг друга. 1. Желаю (соприкасаются большими пальцами); 2. Успеха (указательными); 3. Большого (средними); 4. Во всём (безымянными); 5. И везде (мизинцами); 6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) 1. Деление на группы: «Съедобные», «Ядовитые», «Необычные» 2. Вызов –загадка. Землю пробуравил, Корешок оставил, Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. (гриб)
Хороводами и в ряд в шляпах молодцы стоят. Кто ни пройдёт, им поклон отдаёт. (грибы)
Осмысление. Проблемный вопрос: Грибы- это растения или животные? Сравнить . признаки растений и животных. (Грибы питаются солями из почвы, как растения, и останками живых существ, как животные, но они не производят питательные вещества сами и не могут передвигаться.)
Ученые долго не могли решить, что такое грибы? Растения? Но ведь грибы совершенно не похожи на них. Главное - они не зелёные. Животные? Но на животных они тем более не похожи, долгое время люди думали, что грибы появляются от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже …по прихоти какой-нибудь нечистой силы. Наконец, грибы были все-таки отнесены к растениям, Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет ни в каких растениях, но зато есть в теле некоторых животных. И в 19 веке грибы выделились в особое царство-царство грибов.- Знаете ли вы, где растут грибы? Как правильно их собирать? Какие грибы съедобные, а какие опасные? Что можно приготовить из грибов? Любите ли вы собирать грибы ? Грибы – это уникальные организмы. Презентация- рассказ- исследование о грибах.(опережающее задание для сильного ученика). Нужно было заранее вырастить плесень на кусочке хлеба. - Мир грибов богат и разнообразен. С ними человек встречается не только в лесу. Покрылась плесенью корочка хлеба – это грибы. Выросло на стене в сыром помещении что-то зеленое и скользкое – опять грибы, испортилось яблоко – и это работа грибов. На пользу человеку работают: грибы – хлебопеки, грибы – сыровары, грибы – маслоделы, грибы – пивовары. На самом деле вкусный кефир готовит кефирный грибок. Возьмем булочки. Какими пышными сделал их дрожжевой грибок – хлебопек. это – грибы-карлики. А есть грибы, которые человек взял к себе в союзники в самом важном: в борьбе за жизнь. А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы – трутовик, дождевик, бокальчики, чага, рогатик.
Класс оценивает презентацию- «Две звезды и пожелание».
Закрепление по презентации. Мозговой штурм:
1)Как называется та часть у гриба, которая находится на поверхности почвы? (Грибное тело.) 2)Как называется та часть у гриба, которая находится в почве? (Грибница.) 3)А плодовое тело у шляпочного гриба что имеет? (Шляпку и пенек.) 4)Как называется гриб, который имеет трубочки на шляпке? (Шляпочный.) 5)Как называется гриб, который имеет пластинки на шляпке? (Пластинчатый)
6)При каких условиях грибы хорошо растут?
7)Почему у нас мало грибов?
Вывод. Гриб состоит из: шляпки, ножки и грибницы. Гриб имеет плодовое тело, которое мы видим над землёй, а под землёй находится грибница, похожее на паутинку сплетение нитей. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами. Чтобы грибница росла, нужны тепло, воздух и влага. Плодовое тело – это шляпка и ножка. Грибы, которые имеют в своём составе шляпку и ножку, называют шляпочными грибами. Игра: «съедобные; несъедобные» Хлопки в ладоши. На слайде –называет учитель, а дети оценивают.
Групповая работа 1. Подписать на схеме- части гриба. Работы вывешиваются на доску. Формативное оценивание. «Три хлопка» 2.«Пересказ по кругу» с заданием. 1- о значении грибов; 2- о пользе всё положительное; 3- отрицательное. Презентация работы. Оценивание работы групп «Большой палец»
3.Коллаж. 1- съедобные; 2- ядовитые; 3- необычные и лекарственные. Критериальное оценивание с дескрипторами- смайликами.. Критерии: 1-яркость. 2-аккуратность, 3-тематичность; 4- работа в группе. Презентация работы каждой группой и её оценивание. 4. Разработать правила сбора грибов- работа в группе. Презентация работы. Физминутка. Угадай гриб по описанию. Дифференцированное домашнее задание: № 27. Вырастить белую и зеленую плесень. Рефлексия. Альтернативный тест. Да и нет.
1. Грибы состоят из плодового тела и грибницы.
2. Грибы, как и растения образуют на свету органические вещества.
3. Сожительство грибов с корнями деревьев –это симбиоз.
4. 4. Человек использует в пищу плодовое тело.
5. Для роста грибам нужно много солнечного света.
Обратная связь- дерево познания.
- Кому было интересно на уроке?
- Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.- А что вы уже знали раньше?
- Что понравилось делать?- Что было трудно?
На столе перед вами лежат сигнальные карточки.
- Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, прикрепите на наше дерево зеленую карточку, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, красную.

«Узнай гриб по описанию»
1.Эти грибы растут семейкой. Издали она рыжая, может лисёнком показаться. (Лисички)
2.В сосновом лесу можно встретить желтовато-оранжевые грибочки, шляпки у них почти плоские, а на сломе появляется оранжевый сок- молочко. Растут большими семьями. Издалека кажется, что по зелёной траве разбросаны монеты из древнего клада. (Рыжики)
3. Этот гриб можно найти в берёзовой роще или под молодой берёзой. У него плотная ножка белого цвета и круглая шляпка бурого цвета. (Подберёзовик)

4.Эти грибы растут осенью на пнях. Бывают ложные и настоящие. (Опята)
5.Шляпка у него зеленоватая, под шляпкой – красивый бахромчатый шарф- бантик, на ножке внизу разорванный мешочек. (Бледная поганка)
Приложение для работы групп.
Значение грибов в природе Значение грибов в жизни человека
положительное отрицательное
1.Являются пищей и лекарством для животных и человека.
2.Образуя грибокорень, помогают растениям всасывать воду.
3. Участвуют в круговороте веществ. В цепи питания являются – организмами, питающимися мёртвыми органическими остатками, подвергающими эти остатки минерализации до простых неорганических соединений.
5. Разрушают древесину.
6. Вызывают заболевания растений и животных. 1. Служат пищей человеку и животным.
2. С плесневых грибов (пеницилл, аспергилл) получают антибиотики - лекарства, которые используют при многих заболеваниях.
3. Широко используют дрожжи в хлебопечении, виноделии, пивоварении и производстве спирта.
4. Изготовление сыра, витаминов и органических кислот.
5. Виды грибов, паразитирующих на насекомых, используют для борьбы с вредителями. 1. Значительный ущерб наносят грибы-разрушители древесины.
2. Грибы, поражающие культурные растения, снижают их урожаи (парша яблонь и груш и другие).
3. Вызывают порчу продуктов питания и предметов, используемых человеком.
4. Грибы вызывают заболевания у животных и людей (парша, стригущий лишай и др.).
5. Грибы могут вызвать смертельное отравление.

Давайте составим памятку для сбора грибов в лесу.
 Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
 Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в сторону листву и мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца может высохнуть и погибнуть.
 Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.
 Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный яд для человека.
 НЕЛЬЗЯ собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.
 Не порть ядовитые грибы, не срывай и не топчи их, потому что есть среди них лекарство для зверей.
Категория: География | Добавил: valya6161 (2017-01-14) E
Просмотров: 802 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru