Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Обобщающий урок по теме «Гидросфера»
Задачи урока: 1.Образовательные. Повторить изученный материал, обобщить и систематизировать знания по теме.
2.Развивающие. Развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных заданий.
3.Воспитательные. Формировать экологическую культуру учащихся,
Способствовать развитию интереса к художественной литературе.

Ход урока.
1.Что такое гидросфера?
2.Каково соотношение соленой и пресной воды на Земле?
Вода – самое необыкновенное вещество в мире. Она есть во всех уголках вселенной. Среди планет Солнечной системы вода распространена очень неравномерно. На Венере воды очень мало и она находится в газообразном состоянии. На Марсе весь небольшой объем воды – лед. Только на Земле царство – жидкой воды.
3. Из каких частей состоит гидросфера?
«Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды из Волги текут в Ниагару.
Волги воды и в Байкале и в Ниле
И в Танганьике и в нашей квартире.
Значит должны понимать это все мы:
Реки – часть водной единой системы.
Но, чтоб не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море.»
4. а) О каком процессе идет речь в этом стихотворении?
б) Что называют мировым круговоротом воды?
Мы с вами отправимся в кругосветное плавание. Перед нами стоит непростая цель: переплыть Мировой океан, а для этого нам необходимо вспомнить все, что мы знаем о нем, его частях, его единстве. Путь нам предстоит долгий. Во время стоянок в портах будете заправляться пресной водой, а расплачиваться за неё вы будете своими знаниями о водах суши. У нас три фрегата….. И каждая команда плывет на своем корабле. Якорьки на карте - это наши с вами стоянки.
На вашем корабле есть судовой диспетчер, который будет выдавать вам фишки за каждый правильный ответ.

Сначала узнаем, из какого порта мы начнем свое плавание. И кто первым возглавит регату.
Задание 1. Определите координаты порта из которого мы начнем путешествие.
430 с.ш., 1320 в.д.
Молодцы! Правильно! Возглавит нашу регату корабль…..
Итак в путь.
Совершим кругосветное плавание. Через залив Петра Великого переплываем Японское море, и вот мы в просторах Тихого океана. Он на удивление спокойный и дружелюбный. Ребята, что мы о нем уже знаем.
Какие моря ТО омывают Хабаровский край? Откройте атлас «Люби и знай свой край» на стр. 5.
Спасибо! Вот и первая наша стоянка. Как называется архипелаг, к которому мы подплываем? (Малайский архипелаг)
Правильно, но прежде, чем мы отправимся в плавание дальше, выполним следующее задание.
Задание 2. Цифровой диктант
Подберите к терминам определения.
А) Материк. Б) Остров. В) Полуостров. Г) Архипелаг. Д) Море
Е) Залив. Ж) Пролив.

1. Небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой.
2. Узкое водное пространство, которое соединяет части Мирового океана.
3. Часть океана более или менее отделенная от него сушей.
4. Огромный участок суши.
5. Часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу.
6. Скопление островов.
7. Часть суши, с трех сторон, окруженная водой.
Ключ: Б, Ж, Д, А, Е, Г, В

Оцените, пожалуйста, правильность ответов самостоятельно. Количество баллов не забудьте выставить в судовые журналы.
Задание 3. Найди на карте:
Моря: Черное море, Красное море, Карибское море, Аравийское.
Заливы: Бискайский, Бенгальский, Мексиканский.
Проливы: Дрейка, Магелланов, Берингов.
Где же наш следующий якорь? Город Каир. Но путь до него нелегкий. Впереди Индийский океан. На пути у нас встали подводные рифы, и, чтобы преодолеть этот участок пути, выполним следующее задание.
Задание 4. Викторина.
1. Прибор для автоматического определения глубины при помощи звука.
2. Какова глубина океана, если звук, посланный с корабля, возвратится в виде эха за 8 с?
3. Назовите наибольшую глубину Мирового океана: как она называется? Кто первым опустился на дно?
4. Какой пролив разделяет два материка, два государства, соединяет два океана, два моря?
5. Назовите виды движения воды в океане. Причины их возникновения.
6. Что такое соленость?
7. Назовите самое соленое море в мире. Объясните, почему оно самое соленое.
Пока мы отвечали на вопросы викторины, мы уже доплыли до Красного моря, прошли по Суэцкому каналу и вышли в Средиземное море.
Мы в Каире. В дельте, какой реки он расположен и столицей какого государства он является? Есть возможность подзаправиться, набрать пресной воды.
Вспомним.
Какие воды относятся к водам суши?

Задание 5. Кроссворд
Воды суши

По горизонтали:
2. Выход твердых пород, пересекающих русло реки
4. Река, впадающая в главную реку.
7. Часть дна речной долины, по которой происходит сток.
9. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море.
11. Понижение, которое тянется от истока реки до её устья.
12.Совокупность рек, включая главную реку со всеми ее притоками.
По вертикали:
1. Падение воды реки с уступа, сложенного твердыми породами и пересекающего речное русло.
3. Граница, разделяющая соседние речные бассейны.
5. Начало реки, которым может быть сток из озера или ручей, питающийся из родника, болота, ледника.
6. Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку.
8. Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.
10. Дно речной долины, затопляемое в половодье.

Капитаны команд выполняют задание - составить описание реки.
1-Амазонка. 2. Волга. 3. Амур.
1. В какой части материка течет?
2. Где начинается река
3. В каком направлении течет?
4. Куда впадает.
5. Длина реки.
6. К бассейну, какой реки (озера, моря) относится.
7. Притоки реки.
8. Горная или равнинная.
9. Источники питания и режим.
10. Как используется человеком, как изменена?
Мы продолжаем наше путешествие. Через Гибралтарский пролив выходим в Атлантический океан.
Что нам известно о нем?
Мы находимся в районе Бермудского треугольника. В этом месте исчезло множество кораблей и самолетов. Недаром молва нарекла Бермудский треугольник адовым кругом, треугольником смерти, морем привидений, кладбищем Атлантики. Многие пытались разгадать тайну Бермудского треугольника. Чем обусловлено большее по сравнению с другими районами количество морских и воздушных аварий в Бермудском треугольнике? (В этом районе частота прохода судов и воздушных полетов намного выше, чем в других. Вероятность аварий повышена из-за более сложных гидрометеоусловий, вызываемых влиянием теплых вод Гольфстрима. Кроме того, сравнительно сильное течение быстро уносит обломки потерпевших бедствие воздушных и морских судов. Отсюда иллюзия их бесследного исчезновения.)
Почему Гольфстрим – теплое течение (т. воды +120), а Канарское – холодное (т. воды +200)?
Бермудские острова… Карибское море… - один из главных районов древнего и современного пиратства. Предлагаю вашему вниманию словарь пиратов (Ученики отвечают на вопросы). Знаете ли вы что такое …
Абордаж-излюбленный пиратский способ ведения боя. Корабли сцепляются бортом к борту и на палубах начинается рукопашная схватка.
Галион-быстрожодный, хорошо вооружённый корабль 15 – 16 вв.
Пиастр – старинная испанская монета.
«Весёлый Роджер»- пиратский флаг с черепом и костями на чёрном фоне, которые морские разбойники поднимали на мачте перед боем, дабы нагнать страху на противника.
Каперы (корсары)- пираты, получившие от своего монарха разрешение на грабёж судов других государств.
Флибустьеры-пираты, занимавшиеся разбоем в Карибском море.
Прогулка на доске- название весьма распространённой казни на пиратских судах.
Любите ли вы читать книги о путешествиях? Такие писатели, как Майн Рид, Фенимор Купер, Жюль Верн, оставили блестящие географические описания различных уголков Земли. Если вы сейчас не прочитаете ни одной книги о путешествиях, то вряд ли ступите ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег, станете участниками открытий.
Через Панамский канал выходим в Тихий.
Следующая стоянка порт Сан-Франциско . Здесь мы снова заправимся пресной водой и вспомним все , что знаем об озерах.
Задание 6. Викторина
1. Что называется озером?
2. Чем озеро отличается от моря?
3. Самое большое озеро на Земле.
4. Самое глубокое.
5. Самое соленое.
6. Как возникают озерные котловины?
7. Чем сточное озеро отличается от бессточного?
Вот мы и на финишной прямой. Но чтобы вернуться обратно домой, выполним последнее задание.
1. Амур в районе впадения в него Сунгари Очевидны следы загрязнения
2. Назовите вещества – основные загрязнители гидросферы.
3. Чистая ли вода в водоемах нашей местности?
4. Что можно сделать для улучшения ее охраны?

Сброс стоков солнечного ГОКа в Силинку
Молодцы! Вы успешно преодолели все трудности на своем пути, и все три команды достигли финиша.
Подведение итогов.
Вот и закончилось наше путешествие, и урок подошел к концу. Я надеюсь вы поняли, какой величайшей силой человечества являются знания. В заключение слово диспетчерам. Оцените, пожалуйста, свои команды.

Категория: География | Добавил: lelka (2010-11-13)
Просмотров: 3147 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 3:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru