Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
3А. Вещества и материалы Школа: ПОШГ им И.П.Шухова Дата: Имя учителя: Камкина Наталья Юрьевна Класс: 5 Количество учащихся: Количество отсутствующих: Тема урока: Диффузия Цели обучения, которые будут достигнуты с помощью данного урока 5.3.1.1 – объяснять распространение частиц в жидкостях и газах. Цели урока -познакомить учащихся с диффузией в жидкостях, газах и твердых телах; -научить объяснять явление диффузии и скорость ее протекания в зависимости от температуры тела. Критерии оценивания - объясняет особенности распределения частиц в жидких и газообразных веществах - объясняет структуру твердых, жидких и газообразных веществ в соответствии с теорией частиц Я знаю – что такое диффузия Я понимаю – как происходит диффузия Я умею – определять явление диффузии в окружающем мире Языковые цели Учащиеся могут: распределения жидкости и газа, а также групповой / парной коммуникации путем объяснения твердой, жидкой и газообразной структуры веществ в соответствии с теорией частиц; Лексика и терминология, связанные с дисциплиной: Диффузия, температура, молекулы, скорость движения молекул, агрегатные состояния вещества Полезные слова для диалогов и письма: Явление взаимодействия друг с другом называется.. X. Особенно X ... быстрее, медленнее - ... очень медленно - .... Когда температура возрастает, возникает явление ..Х. Привитие ценностей Уважение и сотрудничество, через выполнение групповой исследовательской работы; развитие навыков культуры общения; Обучение на протяжении всей жизни, через формирование активной жизненной позиции и бережного отношения к окружающей среде через беседу о вредном влиянии выхлопных газов автомобилей. Межпредметная связь Междисциплинарная связь химии-физики: основные принципы молекулярно-кинетической теории Использование ИКТ Видеообзоры на основе ИКТ Формы деятельности: -работа с видео ресурсами, - работа с презентацией; тестовый контроль знаний. Предварительные знания учащиеся начальной школы «Естествознание» могут знать и описывать классификацию веществ по их совокупным состояниям. Ход урока Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы Начало урока 1.Организационный момент. Создание коллаборативной среды Цель: Обеспечение благоприятного климата для работы на уроке и психол подготовка учащихся к предстоящему занятию. 2. Психологический настрой на урок. Давайте поделимся своим настроением друг с другом. Повернитесь к своему товарищу по парте, улыбнитесь ему, поделитесь с ним своим хорошим настроением. Пожелаем друг другу успехов. Обратите внимание на доску, «Любое знание желательно добывать опытным путем» эти слова принадлежат великому учёному Леонардо да Винчи. Как вы их понимаете? Презентация, слайд № 3 Середина урока Работа над новой темой Цель: Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала. 1.Приём «Корзина идей» Индивидуальная работа. Каждый ученик записывает в тетради все, что ему известно по теме: «тела»,«вещества» на 2 колонки. Вывод: Предметы, которые нас окружают, а вещества – это то, из чего состоят физические тела. • Назовите физические тела вокруг нас. • Из чего состоят физические тела? • Приведите примеры одних и тех же физических тел, изготовленных из разных веществ. • Из каких частиц состоят вещества? • Как называются мельчайшие неделимые частицы. (Ф)Взаимооценивание.(устная оценка) 2.Немного из истории… Древнегреческий философ Демокрит ещё две с половиной тысячи лет назад догадался, что все тела состоят из мельчайших частиц. Он впервые высказал гениальное предположение – все вещества состоят из мельчайших и неделимых частиц – атомов. • Молекула вещества – это мельчайшая частица данного вещества.. • Молекулы состоят из еще более мелких частиц – атомов. 3.Итальянская сказка «Фея – цветок» Цель: Прослушать отрывок из сказки и ответить на вопрос. «…Однажды утром, спускаясь по лестнице, заметила девушка на ступеньках что-то, но сразу рассмотреть не смогла – нагнулась, подняла и видит – смятый красный цветок. Почистила девушка цветок, нежно расправила помятые лепестки и приколола себе на грудь, а вернувшись домой, поставила его в вазу со свежей водой. Цветок – то и ожил, наполняя воздух благоуханием». - Благодаря какому физическому явлению запах распространяется ? Выдвижение гипотез: - Кто-нибудь уже догадался, о чём сегодня пойдет речь на уроке? - Попробуйте сами определить тему урока? Проблемный вопрос. Итак, о чем у нас сейчас идет речь? (о распространении запаха) Сейчас изучив новое явление, Где есть взаимное проникновение. Одних веществ в другие, Узнаем из каких в какие? Это явление диффузии. Это наша тема «Диффузия» Каковы цели нашего урока? (ответы учащихся) Попробуйте самостоятельно дать определение диффузии Благодаря чему происходит диффузия? Диффузия – явление проникновения молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого. В переводе с латинского – растекание, распространение. 1. Найди в тексте учебника определение диффузии. Прочитай его. 2. Проговори определение своему товарищу. 3. Прослушай, как это делает твой сосед. Причина диффузии – это беспорядочное движение молекул. Посмотрите, как протекает процесс диффузии. 4. Исследование. Цель: уметь самостоятельно добывать знания из исследований, работать в группе. Для выяснения определения и свойств диффузии проведём исследование в 3 группах.Каждая группа получает индивидуальное экспериментальное задание. Группа1. Почему происходит диффузия? Демонстрация явления диффузии на модели: В стаканчик насыпать не доверху горох Досыпать стаканчик с горохом рисом Слегка встряхнуть стаканчик. Какой вывод можно сделать? Вывод: Диффузия происходит благодаря тому, что между частицами есть расстояния и они движутся. Скорость диффузии зависит от расстояния между молекулами. Чем больше расстояние между частицами, тем быстрее протекает диффузия. Группа 2. Выясните, где диффузия происходит быстрее: в газах или в жидкостях? Набрызгать в воздух духи. Через некоторое время их запах распространился по всей комнате. Как вы думаете, почему это произошло? Вывод: Молекулы в газах постоянно движутся во всех направлениях. Благодаря этому мы ощущаем запах ароматизированной свечи, духов, цветов, бензина, краски и т.д. Диффузия в газах Запахом чудным весь дом наполняется: Наша сирень у крыльца расцветает. Диффузией газа все объясняется. Молекулы очень быстро летают. Группа3. Выясните, при какой температуре диффузия происходит быстрее ? В 3 стакана положить одновременно по пакетику заварки. (в стаканах вода разной температуры). Что происходит? В каком стакане заварка распространяется быстрее? Какой вывод можно сделать? Вывод: Вода окрашивается быстрее в стакане с горячей водой и медленнее – в стакане с холодной водой. Диффузия в жидкостях Капля чернил в воде растворяется- Это диффузией все объясняется. Сахар, чай, кофе в воде растворяются- Это … все объясняется! При дополнительном перемешивании веществ диффузия протекает быстрее, так как молекулы движутся с большей скоростью. Закон прохождения диффузии — чем выше температура, тем быстрее происходит диффузия. А происходит ли явление диффузии в твердых телах? (предположения детей). Диффузия в твердых телах. В твердых телах трудновата диффузия, Но мы не ждем снисхождения, нет! Чистим поверхность металлов, под груз их Плотно сжимаем на целых пять лет. Чтоб увеличить скорость явления, Нагреем металлы, и будет вплавление. 5.Рубрика «Это интересно…» Английский металлург Вильям Робертс-Аустин в простом эксперименте измерил диффузию золота в свинце. Он наплавил тонкий диск золота на конец цилиндра из чистого свинца, поместил цилиндр в печь, где поддерживалась температура около 2000 С, и держал его в печи 10 дней. Затем разрезал цилиндр на тонкие диски и измерил массу золота, которое проникло в каждый срез свинца. Учащиеся записывают в тетрадях выводы по проведенным экспериментам в ходе обсуждениия. Вывод исследований: 1. Молекулы движутся. 2. Вещества диффундируют. 3. Диффузия протекает в газах быстро, жидкостях медленнее, твердых телах очень медленно. 4. При повышении температуры увеличивается скорость диффузии. 6. Применение диффузии 7.Закреплению новых знаний Цель: мотивировать учащихся на рассуждения об процессе диффузии в газах, жидкостях. 1. Объясните движением молекул поведение тел в следующих ситуациях: • На каком явлении основана засолка овощей? • Художник смешивает на палитре разные краски для получения нужного оттенка. • Белье разного цвета, замоченное вместе, закрасилось. • Из кухни доносится аппетитный запах жареной картошки… Как это могло произойти? • Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде рек, озёр и морей. Какой физический процесс позволяет кислороду из атмосферы попадать в воду? 2. Объясните смысл пословиц с помощью законов физики: • «Ложка дегтя бочку меда портит» (Русская) • «На мешке с солью и верёвка солёная» (Корейская) 3. Формирования экологических понятий • Почему летом выхлопные газы от автомобилей мы чувствуем сильнее, чем зимой, с чем это может быть связано? 4.Игровой прием «Найди ошибку» Работа в парах 1. Диффузия не может протекать в газах. 2. В твёрдых веществах диффузия происходит быстрее. 3. Молекулы газа движутся быстрее, чем молекулы жидкости. 4. При склеивании деревянных изделий клей проникает только в верхнее тело. 5. Для того чтобы свежие огурцы быстрее засолились, их заливают очень холодным рассолом. 6. Диффузия – это смешивание веществ при их непрерывном помешивании. 7. В чай положили кусочек сахара. Без применения ложки нельзя сделать чай сладким. 8. Диффузия – самопроизвольное проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества. (Ф) Взаимооценивание. Самооценивание. Работа в тетради Видеоресурс« Строение вещества » https://www.youtube.com/watch?v=sTfcMtvXv6E Презентация, слайд № 4 Презентация, слайд № 5 Презентация, слайд № 2 Работа с учебником стр.99 Презентация, слайд № 6 Видеоресурс «Диффузия» https://www.youtube.com/watch?v=3RL_gaZ__Ew Презентация, слайд № 7 Презентация, слайды № 8-15 Формативное устное поощрение учителем Презентация, слайды №16-17 5.Итог урока. Рефлексия Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов. 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Материал урока мне бы понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен Домашнее задание: 1.Разноуровневое домашнее задание по учебнику «Естествознание, 5 класс», 2.Экспериментальное задание (описать явления диффузии, наблюдаемые дома). Презентация, слайд № 18 Дополнительная информация Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности Дифференциация выражена в подборе разноуровневых заданий заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся. Уровень сложности выбирают сами учащиеся ФО: Самооценивание, взаимооценивание Соблюдение ТБ во время урока. Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? | |
Просмотров: 2485 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|