Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Тема: Водяной пар в воздухе Цели: сформировать представление о насыщенном и ненасыщенном воздухе, нау-чить вычислять относительную и абсолютную влажность Оборудование: учебник Тип урока: изучение нового материала Ход урока: 1. Оргмомент 2. Изучение материала: - Тема сегодняшнего урока «Водяной пар в воздухе». Давайте, ответим на несколь-ко вопросов: в каком состоянии вода находится в атмосфере, видим ли мы водяной пар? (ответы учащихся) После дождя вы не раз наблюдали, как крыши домов, листья деревьев намокали, появля¬ лись лужи. Но стоило показаться Солнцу, подуть ветру, как все вокруг высыхало. - Куда же исчезает дождевая вода? (ответы учащихся) Она превращается в водя¬ной пар. Поскольку он бесцветен, как воздух, то мы его не видим. В воздухе всегда находится определенное количество водяного пара. Частицы воды в виде пара содержатся также в составе воздуха комна¬ты. Заметить это нетрудно. Зимой обратите внимание на металлические предметы (замок портфеля, коньки и др.), занесенные домой с улицы. Через некоторое время они начинают «потеть». Это значит, что теплый воздух в комнате, соприкасаясь с холодными предметами, выделяет ка¬пельки воды. Влага земной поверхности испаряется из почвы, болот, рек, озер, морей и океанов и попадает в виде водяного пара в атмосферу. Самое большое количество воды (86%) испаряется из океанов и морей. В природе водяной пар находится в непрерывном круговороте. Под¬нимаясь над Океаном и поверхностью суши, он попадает в атмосферу. Воздушные течения уносят его с собой в другие места. Водяной пар, в свою очередь, охлаждаясь, превращается в облака, и в виде осадков снова возвращается на поверхность Земли. - Как вы считаете количество водяного пара зависит от температуры? (ответы учащихся). Содержание водяного пара в воздухе зависит от состояния испаряе¬мой поверхности и температуры. Над Океаном в воздухе водяного пара много, а над сушей - мало. Кроме того, чем выше температура воздуха, тем больше в нем содержится водяного пара.(см. таблицу на с .84) Как видно из таблицы, воздух при определенной температуре может содержать определенное количество водяного пара. Если воздух вмеща¬ет такое количество водяного пара, какое он при данной температуре может содержать, то его называют насыщенным. Например, для насыщения 1м3 воздуха водяным паром при температуре +30°С необхо¬димо 30 г водяного пара. Если количество водяного пара составляет всего 25 г, то воздух будет ненасыщенным, сухим. - Давайте запишем в тетрадь новые понятия При повышении температуры насыщенный воздух становится нена¬сыщенным. На-пример, для насыщения 1м3 воздуха при температуре 0°С необходимо 5 г водяного пара. Если температура воздуха поднимается до +10°С, то для насыщения воздуха не будет хватать 4 г водяного пара. -Сколько граммов водяного пара может вместить 1 м3 насы¬щенного воздуха при его нагревании от 0°С до +10°С? (4 г.) От +20°С до +30°С? (13 г.) -Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20°С 1 м его содержит 7 г водяного пара? (Нет, не хватает 10 г до насыщения.) -Произойдет ли конденсация водяного пара при охлаждении 1 м3 воздуха, содержаще-го 7 г водяного пара, до температуры +10°С? (Нет, т. к. воздух будет ненасыщен, кроме то-го, воз¬дух при этих условиях способен впитывать водяной пар.) Учитель предлагает решить проблемное задание: -Почему утром появляется роса, почему при восходе солнца она исчезает? Если ученики самостоятельно не смогут ответить, то учитель в беседе с учениками объясняет. - Днем температура воздуха была 30°С. Сколько воды могло со¬держаться в 1 м воздуха (при условии, что он насыщен 30 г? - Утром температура упала до +10°С. Сколько грамм воды мо¬жет содержаться при данной температуре? (9 г.) - Какой возникает вопрос? (Куда девалась «лишняя» вода мас¬сой 21 г?) - Какой напрашивается ответ? (Вода выпала в виде росы.) - А теперь объясните сами - куда исчезла роса днем и почему? (Температура повысилась до +30"С, и воздух, имея в себе 9 г воды, превратился в ненасыщенный, и поэтому началось ис¬парение, и роса исчезла?) - Таким же образом объясняется появление и исчезновение ту¬манов. Содержание водяного пара в воздухе определяется абсолютной и относительной влажностью. Абсолютная влажность - количество водяного пара в граммах, содержащегося в 1 м3 воздуха (г/м3). Относительная влажность - отношение количества вла¬ги, имеющейся в 1 м3 воздуха, к тому количеству водяного пара, кото¬рый насыщает воздух при данной температуре. Относительная влаж¬ность выражается в процентах. Относительная влажность показывает степень насыщения воздуха водяным паром. Например, 1 м3 воздуха может содержать 1 г водяного пара при температуре -20°С. В воздухе содержится 0,5 г вла¬ги, значит, относительная влажность равна 50%. При насыщении воз¬духа водяным паром относительная влажность достигает 100%. - Всегда ли при t = +30°С содержится 30 г воды? (Ученики вы¬двигают несколько версий - да и нет, чтобы выделить глав¬ную, учитель напоминает о пустынях.) - Итак, не всегда при определенной температуре может содер¬жаться максимальное для этих условий количество водяного пара. При t = +30°С содержится 30 г водяного пара. Выразите 30 г в процентах (100%), а, если содержится 17 г водяного па¬ра? Составление пропорции: 30 г - 100% 17г - х% 56% - относительная влажность. После насыщения воздуха водяным паром его излишки превращаются в капельки воды. Например, если в 1 м3 воздуха при температуре -10°С вместо 2 г водяного пара содержится 3 г, то его излишки (1 г) превращаются в капельки воды. При пониже¬ нии температуры насыщенного воздуха он не может удержать в себе прежнее количество водяного пара. Так, для насыщения 1 м3 воздуха при +10°С нужно 9 г водяного пара. Но если температура понизится до 0°С, то воздух сможет вместить только 5 г водяного пара, остальные 4 г превратятся в капельки воды. Переход водяного пара при определенных ус¬ловиях в жидкое состояние называют кон¬денсацией (по-латыни конденсацио - сгуще¬ние). При температуре ниже 0°С водяной пар пе¬реходит в твердое состояние, т.е. превращается в кристаллики льда. Относитель¬ная влажность измеряется с помощью прибора -волосяного гигрометра (по-гречески гигрос - влажный, метр - мера). В этом приборе используется свойство человеческого волоса уд¬линяться при повышении влажности. Когда влаж¬ность уменьшается, волос укорачивается. Изме¬нение длины волоса передается стрелке, которая, двигаясь вдоль циферблата, показывает относи¬тельную влажность в процентах (рис. 54). Гигрометр так же, как и термометр, помещается в метеорологичес¬кую будку. На метеостанциях влажность воздуха определяется на более точных приборах и с помощью специальных таблиц. Закрепление: Д/з: параграф 30 | |
Просмотров: 31028 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|