Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Контрольные и проверочные работы по географии за курс 6 класса
Физическая география
6 класс
Введение
Путешествия и географические открытия.
Вопросы и задания для текущего и итогового контроля.
I уровень
1.Что такое география в переводе с греческого языка? Кто дал название этой науке?
2.Что изготовил в 1492 году М. Бехайм?
3.Какие доказательства шарообразности Земли вы знаете?
II уровень
1.Установите соответствие между фамилией путешественника и сделанным им открытием. Например, 1-Д.
1.Пифей А. Первое кругосветное путешествие
2.Геродот Б. Достиг островов Центральной Америки
3.Эрик Рыжий В. Открыл путь в Индию вокруг Африки
4.Васко да Гама Г. Составил описание природы и народов Малой Азии, Балканского полуострова и Восточно-Европейской равнины
5.Христофор КолумбД. Исследовал север Европы, достиг Британии, первым установил взаимосвязь между географической широтой и длиной дня и ночи
6.Фернан Магеллан Е. Основал колонии в Исландии, Гренландии, Северо- Восточной Америке.

Географический диктант
1.Назовите отрасли современной географии.
2.Древнегреческий ученый, создавший труд о земле «География».
3.Автор первой карты.
4.Укажите границы эпохи Великих географических открытий.
5.Автор первого глобуса.
6.Первооткрыватель Америки.
7.Кто доказал, что Земля имеет шарообразную форму?

Тестовые задания.
Вариант 1
1.Первые точные измерения размеров Земли осуществил:
А) Аристотель
Б) Эратосфен
В) Птолемей
Г) Кратес
2. Первый глобус изготовил:
А) Бехайм
Б) Эратосфен
В) Кратес
Г) Фалес
3. Первым европейцем, достигшим Китая, был:
А) М. Поло
Б) А. Никитин
В) Х. Колумб
Г) Ф. Магеллан
4. Первое кругосветное плавание совершил:
А) Н.М. Пржевальский
Б) Дж. Кук
В) В. да Гама
Г) Ф. Магеллан
5. Антарктиду открыли мореплаватели:
А) России
Б) Голландии
В) Португалии
Г) Испании
6. В честь Х. Колумба назван:
А) материк Б) страна В) океан Г) море
7. Термин «география» принадлежит греческому ученому:
А) Геродоту
Б) Гомеру
В) Эратосфену
Г) Аристотелю
8. Название науки «география» было дано:
А) 5000 лет назад
Б) во II в. до н.э.
В) в III в. до н.э.
Г) 1000 лет назад
9. «География» в переводе:
А) измерение Земли
Б) изучение Земли
В) описание Земли
Г) исследование Земли
10. Какой океан впервые открыли для европейцев Фернан Магеллан и его спутники?
А) Индийский
Б) Тихий
В) Северный Ледовитый
Г) Атлантический

Вариант 2
1. «География» означает:
А) изучение Земли
Б) описание Земли
В) исследование Земли
2. Сколько отраслей выделяют в современной географии?
А) 2
Б) 3
В) 4
Г) 5
3. Сколько периодов накапливания географических знаний существует?
А) 2
Б) 3
В) 4
Г) 5
3. Определите правильно временные рамки «Эпохи Великих географических открытий»
А) кон. XV- серед. XVII в.в.
Б) серед. XV- кон. XVIIв.в.
В) кон. XVI- серед. XVIIIв.в.
Г) кон. XVIII- серед. XXв.в.
4. Кто является автором первого глобуса (1492 год)?
А) Птолемей
Б) Эратосфен
В) Бехайм
В) Колумб
5. Чья экспедиция в 1519 -1522 г.г. совершила первое кругосветное плавание?
А) Х. Колумба
Б) Ф. Магеллана
В) Васко да Гама
Г) А. Веспуччи
6. Открытие части света Америки началось с экспедиции …..
А) Х. Колумба
Б) Ф. Магеллана
В) Васко да Гама
Г) А. Вепуччи
7. Первый казахский учёный – географ?
А) Абай
Б) Птолемей
В) Х. Колумб
Г) Ш. Уалиханов
8. Когда начались исследования Антарктиды?
А) в XV в.
Б) в XVIII в.
В) в XIX в.
Г) в XX в.
9. Кого называют «отцом географии»?
А) Птолемей
Б) Бехайм
В) Эратосфен
Г) Геродот
10. Греческий учёный, автор карты мира (II в. н.э.)
А) Птолемей
Б) Бехайм
В) Эратосфен
Г) Геродот

Раздел I
Земля – планета Солнечной системы.
Вопросы и задания для текущего и итогового контроля.
I уровень.
1.Напишите, как называется (слова- определения).
1)Воображаемая линия, которая проведена на равном расстоянии от полюсов и делит Землю на два полушария.
2)Воображаемая прямая, проходящая через центр Земли, вокруг которой происходит суточное вращение Земли.
3)Самая большая планета Солнечной системы.
4)Подъем воды в океане, вызванный притяжением Луны или Солнца.
5)Пылающий шар, вокруг которого вращаются Марс, Плутон и др.
2.Перечислите планеты Солнечной системы в порядке убывания их диаметра.
3.Почему происходит смена времен года?

II уровень.
1.Дайте определение, что такое: Солнечная система, день летнего солнцестояния, Северный полярный круг, Южный тропик.
2.Что было бы с нашей планетой, если бы ось ее вращения располагалась строго вертикально?
3.Приведите примеры городов, поселков, где лето гораздо теплее чем там, где вы живете, а зима холоднее?
4.Как вам кажется, где интереснее жить- там, где есть все четыре времени года, или там, где вечное лето или зима?
Географический диктант.
1.Малые тела, вращающиеся между орбитами Марса и Юпитера.
2.Какие тела называют «падающими звездами»?
3.Расстояние между Землей и Солнцем равно …
4.Длина экватора равна …
5.Форму, какой геометрической фигуры имеет Земля?
6.За какое время Земля проделывает один полный оборот вокруг своей оси?
7.Год, состоящий из 366 дней, называют ….
8.Чему равен угол наклона земной оси к плоскости орбиты?
Тестовые задания.
1. Сколько планет входит в Солнечную систему?
А) 7
Б) 8
В) 9
Г) 10
2. Планета по- гречески означает….
А) блуждающая
Б) вращающаяся
В) кружащаяся
Г) гуляющая
3. Путь вращения планет вокруг Солнца называется ….
А) круг
В) орбита
Г) геоид
Д) шар
4. Малые тела, вращающиеся вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера, называются:
А) кометы
Б) метеоры
В) астероиды
Г) планеты
5. «Волосатая» звезда – это
А) комета
Б) метеор
В) астероиды
Г) планета
6. «Падающими звёздами» называются:
А) кометы
Б) метеоры
В) астероиды
Г) планеты
7. Среднее расстояние от Земли до Солнца равно ….
А) 120 млн. км.
Б) 130 млн. км.
В) 140 млн. км.
Г) 150 млн. км.
8. Длина экватора равна:
А) 4000 км
Б) 40000 км
В) 14000 км.
Г) 400000 км.
9. На сколько км. полярный радиус Земли короче экваториального?
А) на 17 км.
Б) на 20 км.
В) на 21 км.
Г) на 22 км.
10. Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток ….
А) по часовой стрелке
Б) против часовой стрелки
11. Земная ось расположена к плоскости орбиты под углом (градусов) …
А) 60,5
Б) 63,5
В) 65,5
В) 66,5
12. Високосный год состоит из ….
А) 365 дней
Б) 366 дней
В) 367 дней
Г) 368 дней

Раздел II
План и карта.
Вопросы и задания для текущего и итогового контроля.
I уровень.
1.Объясните, почему неудобно путешествовать с глобусом?
2.Что общего между изображением земной поверхности на глобусе и на плане?
3.Что показывает масштаб: 1: 500; 1 : 10 000; 1 : 2500? Какое расстояние на местности соответствует 1 см на планах с масштабом: 1 : 500; 1 : 10 000; 1 : 2500? Переведите это расстояние в метры. Какой из этих планов будет самым подробным?
II уровень.
Используя план местности в атласе, ответьте на вопросы:
1)В каком масштабе выполнен план?
2)Все ли объекты на плане показаны в масштабе? Если нет, то перечислите объекты, для изображения которых масштаб не использовался. Почему их нельзя изобразить в масштабе?
3)Какой лес по составу древесных пород изображен на плане?
4)Показаны ли на плане реки? В каком направлении они текут?
III уровень
1.Пользуясь планом местности в атласе, придумайте задания на определение:
1)Направлений на объекты местности;
2)Расстояний между объектами;
3)Объектов по условным знакам, которыми они изображены;
2.Если бы на карте полушарий граница между полушариями была проведена по нулевому меридиану, как изменилось бы изображение?
3.Напишите короткую памятку «Как работать с географической картой» для своих одноклассников.

Географический диктант по терминам.
1.Определение своего местоположения относительно сторон горизонта- это …
2.Угол между направлением на север и на какой- нибудь определенный предмет местности – это …
3.Пропорция, которая показывает степень уменьшения длины линии на карте или плане по сравнению с действительным расстоянием – это …
4.Изображение сверху небольшого участка поверхности Земли на бумаге в уменьшенном виде- это …
5.Высота точки земной поверхности, отсчитываемая от уровня моря или океана – это ….. высота.
6.Разность высот от одной точки земной поверхности до другой называют …… высотой.
7.Линии , соединяющие точки с одинаковой высотой на плане местности и топографической карте – это …
8.Линия окружности, условно проведенная на поверхности Земли от одного географического полюса к другому.
9.Линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору.

Географический диктант 2 вариант
1.Назовите виды масштаба и приведите примеры.
2.Вид съемки, проводимой с одной точки земной поверхности.
3.Длина 10 дуги экватора и меридиана приблизительно равна …. км.
4.Географическую широту отсчитывают от ….. к полюсам.
5.Начальный (нулевой) меридиан проходит через обсерваторию Гринвича, близ города …..
6.На какие группы по содержанию делятся карты?
7.На какие группы делятся карты по масштабам? Приведите примеры.
8.При помощи чего изображают рельеф на картах?
9.Направление на Полярную звезду имеет азимут …

Топографический диктант (с записью или демонстрацией условных знаков)
1 вариант
А) родник
Б) дорога
В) овраг
Г) река
Д) луг
Е) вырубленный лес
Ж) хвойный лес и просека
З) сад
И) колодец
К) болото

Топографический диктант
2 вариант
Начертите план местности по описанию. М = 1 : 10 000 (в 1 см 100 м)
Направляясь на слет туристов, группа учащихся от железнодорожной станции прошла 40 м на северо-восток и повернула на север на грунтовую дорогу, проходящую через хвойный лес. По грунтовой дороге учащиеся прошли 200м до домика обходчика и на перекрестке дорог повернули на восток – северо- восток (А = 250).
Через 1000 м учащиеся подошли к роднику. К северу от них был смешанный лес, к югу – хвойный.
От родника дорога пошла на восток до шоссе (200 м). к юго – западу от перекрестка шоссе и грунтовой дороги – озеро (длина озера с севера на юг – 65 м, с запада на восток – 50 м). западный берег озера – заболоченный. К северо- западу от перекрестка шоссе и грунтовой дороги –луг.
По шоссе учащиеся пошли на юг и через 500 м свернули на тропинку, проходящую через хвойный лес в юго- восточном направлении. Через 800 м учащиеся подошли к реке, протекающей с северо- востока на юго- запад.
На берегах этой реки и должны будут проводиться соревнования по туризму.

3 вариант
Составить схематический план местности способом полярной съемки.
М = 1 : 10 000 (в 1 см 100 м)
Ю – В 350 метров кустарник
С – З 400 метров лиственное дерево
С – В 250 метров редкий лес
Ю 500 метров родник
З 550 метров сад и колодец

Тестовые задания
1 вариант
1.Определите, какой из масштабов наибольший:
А) 1 : 5000
Б) 1 : 25 000
В) 1 : 10 000
Г) 1 : 50 000
2. Определите, какой из масштабов наименьший:
А) 1 : 1 000 000
Б) 1 : 200 000
В) 1 : 50 000
Г) 1 : 500 000
3. Во сколько раз уменьшено расстояние при масштабе : в 1 см 100 м?
А) в 10 000 раз
Б) в 1 000 раз
В) в 10 раз
Г) в 100 раз
4. Чему равно расстояние между двумя населенными пунктами, если при измерении получилось 8 см, а масштаб плана 1 : 10 000?
А) 80 м;
Б) 8 км;
В) 80 км;
Г) 800 м;
5. Какой стороне горизонта соответствует азимут в 2700 ?
А) север
Б) юг
В) запад
Г) восток
6. Какой стороне горизонта соответствует азимут в 2250 ?
А) северо – восток
Б) юго – восток
В) северо – запад
Г) юго – запад
7. Какому азимуту соответствует направление на запад?
А) 00
Б) 900
В) 1800
Г) 2700
8. Какому азимуту соответствует направление на юго - восток?
А) 450
Б) 1350
В) 2250
Г) 3150

Тестовые задания
2 вариант
1.Рельефом называются:
А) выступающие формы земной поверхности
Б) горы и холмы
В) все неровности земной поверхности
Г) самые высокие места
2. Горизонтали – это линии:
А) соединяющие точки с одинаковой абсолютной величиной
Б) соединяющие самыевысокие точки местности
В) показывающие направление понижения местности
Г) изображающие рельеф
3. Простейший прибор для измерения высоты называется:
А) термометр
Б) нивелир
В) флюгер
Г) компас
4. Истинная форма Земли называется:
А) шар
Б) эллипсоид
В) сфероид
Г) геоид
5. Средний радиус Земли:
А) 40 000 км;
Б) 6371 км;
В) 12 500 км;
Г) 6000 км;
6. Экваториальный радиус Земли:
А) больше полярного;
Б) равен ему;
В) меньше полярного;
7. Площадь поверхности Земли:
А) 6000 км2
Б) 40 000 км2
В) 510 млн км2
Г) 1083 . 1012 км2
8. Первым практически доказал шарообразность Земли:
А) Парменид
Б) Аристотель
В) Эратосфен
Г) Магеллан
Тестовые задания 3 вариант
1.Великий мореплаватель, возглавивший первое кругосветное путешествие, доказавшее на практике шарообразность Земли:
А) Христофор Колумб
Б) Васко да Гама
В) Фернан Магеллан
Г) Марко Поло
2. Масштаб в виде числа, которое показывает, во сколько раз расстояние на глобусе или карте меньше расстояния на местности, называется:
А) линейный масштаб
Б) мелкий масштаб
В) численный масштаб
Г) именованный масштаб
3. Превышение точки земной поверхности над уровнем моря по отвесной линии называется:
А) абсолютная высота
Б) горизонталь
В) нивелир
Г) относительная высота
4. Какой масштаб мельче?
А) 1 : 1 000 000 или Б) 1 : 2 000 000 ?
5. Если численный масштаб плана составляет 1: 5 000 000, то именованный будет:
А) в 1 см 500 км
Б) в 1 см 50 км
В) в 1 см 50 000 км
Г) в 1 см 5 км
6. Установите соответствие между сторонами горизонта и их азимутом.
Сторона горизонта Азимут
1.Северо-восток А) 2700
2.Запад Б) 2050
3.Юг - юго-запад В) 900
4.Восток Г) 450
7. Выберите верные высказывания:
А) Туристы определяют направление с помощью нивелира
Б) Если на деревьях гуще растут лишайники с одной стороны, то это сторона- северная.
В) Полоску бумаги можно применять для измерения расстояний на карте.
Г) Планшет необходим топографу только для маршрутной съемки местности.
Д) Водные объекты на плане обозначают голубым цветом.
8. Каков масштаб плана, если на нем расстояние от озера до дороги 1 км соответствует 20 см?
А) 1 : 2 000
Б) 1 : 50
В) 1 : 5 000

Географические координаты.
Вопросы и задания для текущего и итогового контроля.
I уровень.
1.Как отличаются параллели и меридианы по длине?
2.Из какой точки Земли можно двигаться только на север? Только на юг?
3.Если вы будете двигаться из своего населенного пункта строго на север, то где вы закончите свой путь?
4.Если вы будете двигаться из своего населенного пункта строго на запад или восток, то где вы закончите свой путь?

II уровень
1.Подумайте, сколько можно провести параллелей и меридианов через Астану?
2.В каком полушарии (Северном или Южном) расположены: 1. Астана; 2. Материк Австралия; 3. Территория Казахстана?
3.В каких полушариях расположены точки, если их координаты: 220 с.ш. и 150 в.д.; 750 ю.ш. и 1200 з.д.?

III уровень
1.Как вы думаете, можно ли сравнить градусную сеть с сетью автодорог? Почему?
2.Составьте краткую памятку о том, как определять географические координаты объекта. Запишите ее в тетрадь.

Задания для обобщения по разделу «План и карта»
(Задания выполняются учащимися, которые работают в группах по 3-5 человек. Деление на группы проходит дифференцированно, т. е. с учетом уровня знаний. Возможно выполнение слабыми учащимися только тех заданий, которые они смогут выполнить без посторонней помощи.)
Группа №1

1. По карте атласа (стр.16) определить абсолютную высоту окрестностей следующих городов:
А) Ташкент В) Кабул
Б) Омск Г) Екатеринбург

2. Пользуясь картой (стр. 16) определите расстояние от Москвы до городов (в сантиметрах и километрах)
А) Бишкек Б) Красноярск
В) Якутск Г) Киев
В каком направлении от столицы России находятся эти города?

3. С помощью горизонталей изобразите холм высотой 20 метров. Его западный склон должен быть пологим, а восточный – крутым. Горизонтали проведите через 5 метров. На западном склоне растёт смешанный лес, а на восточном – лиственный лес. Спуск с холма должен быть обозначен в северо – западном направлении.

4. Определите по географическим координатам объекты и дайте им описание по плану:
1. На каком материке, или в каком океане находится объект.
2. Форма рельефа суши, океана (остров, полуостров, город, озеро)

А) 28 градусов с.ш., 81градус з.д.
Б) 53 градуса ю.ш., 69 градусов з.д.
В) 12 градусов ю ш., 35 градусов в.д..
Г) 1градус с. ш., 115 градусов в.д..
Д) 53 градуса с.ш., 13 градусов в.д..

Задания для обобщения по разделу «План и карта»
Группа №2

1. По карте атласа (стр. 16) определить абсолютную высоту окрестностей следующих городов:
А) Пхеньян Б) Якутск
В) Оймякон В) Минск

2. Пользуясь картой (стр. 16) определить расстояние от Москвы до городов (в сантиметрах и километрах)
А) Астана Б) Воркута
В) Братск Г) Берлин

3. С помощью горизонталей изобразите впадину, высота которой -25 метров. Западный склон её должен быть крутым, а восточный пологим. На западном склоне- кустарники, на восточном – родник. Горизонтали проведите через 5 метров. Спуск должен быть обозначен в северо – восточном направлении.

4. По данным географическим координатам определите объекты и дайте им описание по плану:
1. На каком материке или в каком океане находится объект.
2. Форма рельефа суши, океана (остров, полуостров, горы, озеро, водопад)
А) 9 градусов с. ш., 47 градусов в. д..
Б) 42 градуса с. ш, 81 градус в. д..
В) 38 градусов ю.ш., 138 градусов в. д..
Г) 5 градусов с. ш., 61 градус з. д..
Д) 19 градусов ю ш., 159 градусов з. д..

Тесты и задания для проверки.

1 вариант.
1.Есть ли материки и если есть, то какие, все точки которых имеют только:
А) северную широту;
Б) южную широту;
В) западную долготу;
Г) восточную долготу;
2. Какие населённые пункты имеют следующие координаты?
1. 480 с.ш.; 20 в.д.:
А) Лондон;
Б) Париж;
В) Нью- Йорк;
Г) Дели;
2. 370 с.ш.; 1220 з.д.:
А) Мехико;
Б) Вашингтон:
В) Сан- Франциско;
Г) Пекин.
3. 340 ю.ш.; 1510 в.д.:
А) Сидней;
Б) Кейптаун;
В) Сантьяго;
Г) Каир.
4. 160 ю.ш.; 470 з.д.:
А) Рио- де Жанейро;
Б) Токио;
В) Тегеран;
Г) Бразилиа.
3. Какие географические координаты имеют:
1. остров Мадагаскар:
А) 00 ш.; 1150 в.д.;
Б) 50 ю.ш.; 1400 в.д.;
В) 200 ю.ш.; 450 в.д.;
2. горы Гималаи:
А) 430 с.ш.; 430 в.д.;
Б) 300 с.ш.; 800 в.д.;
В) 550 с.ш.; 590 в.д.;
3. Панамский канал:
А) 90 с.ш.; 800 з.д.;
Б) 300с.ш.; 330 в.д.;
В) 190 с.ш.; 700 з.д.;
4. река Амазонка:
А) 300 ю.ш.; 600 з.д.;
Б) 40 ю.ш.; 600 з.д.;
В) 300 с.ш.; 900 з.д.;

2 вариант.
1.Определите географическую широту, установив соответствие:
1.Южного полюса; А) 560 с.ш.;
2.Экватора; Б) 900 ю.ш.;
3.Г. Дели; В) 00ш;
4.Г. Москвы Г) 290 с.ш.

2.Джомолунгма (Эверест) – высочайшая вершина мира. Ее абсолютная высота:
А) 6 848 м;
Б) 8 848 м;
В) 6 868 м;
3. Выберите верные утверждения:
А) Город Владивосток расположен восточнее Пекина
Б) Мыс Челюскин – это крайняя южная точка Евразии;
В) Меридианы – это окружности на карте, соединяющие полюса;
Г) Материк Южная Америка целиком находится в западном полушарии:
Д) Африка с восточной стороны омывается Индийским океаном;
Е) Бразилиа расположена севернее Вашингтона;
Ж) Австралия экватором не пересекается.
4. Установите соответствие между городами и их приблизительными координатами:
Координаты: Города:
1.430 с.ш.; 1320 в.д.; А) Буэнос- Айрес;
2.350 ю.ш.; 1500 в.д.; Б) Владивосток;
3.380 с.ш.; 1220 з.д.; В) Канберра;
4.350 ю.ш.; 590 з.д.; Г) Сан- Франциско.

Раздел III
Оболочки Земли
Литосфера

Вопросы и задания для текущего и итогового контроля.
I уровень.
1.Какая оболочка в одной и той же точке земного шара толще: земная кора или литосфера? Почему?
2.Назовите различие земной коры под материками и под океанами по толщине и строению.
3.Как изменяется сила землетрясения при удалении от эпицентра?
4.Внешние силы часто сравнивают со скульптором, который формирует рельеф. Чем можно объяснить такое сравнение?
5.Найдите шкалу высот и глубин в атласе. Как вы думаете, почему для нее были выбраны именно такие цвета? Каким цветом на физической карте показаны самые глубокие впадины Мирового океана? Самые высокие горные области? Какими цветами показана местность, где вы живете? Какова ее абсолютная высота?
II уровень.
1.По карте полушарий в атласе определите: 1) наибольшую глубину Индийского океана;
2) Среднюю глубину Индийского океана. Объясните, как вы это сделали.
2. Как, по-вашему, выглядят линии горизонта в горах и на равнинах?
3. Как вы думаете, почему равнины всегда охотнее заселялись людьми? Что является причиной того, что одни равнины заселены густо, а другие практически безлюдны?
4. Где бы вы стали бурить сверхглубокую скважину с целью достичь мантии - на материке или в океане? Почему?
5. Приведите примеры использования горных пород в хозяйственной деятельности людей.
III уровень.
1.Выражение «Жить на вулкане» отражает постоянную готовность, к каким- либо неприятностям. Почему же люди упорно заселяют территории у подножия вулканов?
2.Как далеко от сейсмически активных районов расположен ваш населенный пункт? Как вы думаете, насколько необходимы каждому человеку знания о таких стихийных бедствиях, как землетрясения и извержения вулканов?
3.Почему на шельфе находятся большие запасы нефти и газа?
4.Какие части суши и Мирового океана наиболее освоены людьми? Почему?
5.Сопоставьте физическую карту полушарий и карту «Государства мира» в атласе и приведите примеры горных и равнинных стран.

Географический диктант
1 вариант
Вопросы
1.Вулканическая горная порода обычно черного цвета.
2.Форма рельефа, имеющая высоту над уровнем Мирового океана, не более 100 м.
3.Форма рельефа с плоской или слегка волнистой поверхностью, имеющая абсолютную высоту более 500 м.
4.Опущенный участок земной коры, ограниченный с обеих сторон сбросами.
5.Равнинные участки суши высотой от 200 до 500 м над уровнем Мирового океана.
6.Ровное или слегка всхолмленное обширное пространство суши.
7.Расплавленная огненная масса, образовавшаяся в глубинах земной коры, изливающаяся из кратера вулкана или из трещин в земной коре на поверхность.
8.Приподнятый участок земной коры, ограниченный с обеих сторон сбросами.
9.Широко распространенная глубинная кристаллическая магматическая порода.
10.Расплавленная огненная масса, образующаяся в глубинах земной коры и насыщенная парами воды и газами.
Перечень ответов: 1. Магма. 2. Лава. 3. Базальт. 4. Гранит. 5. Равнина. 6. Низменность. 7. Возвышенность. 8. Плоскогорье. 9. Горст. 10. Грабен.

2 вариант. (по карте)
А) Амазонская низменность;
Б) Ключевская сопка;
В) Кавказ;
Г) Джомолунгма;
Д) Срединно- Атлантический хребет;
Е) Тибет;
Ж) Прикаспийская низменность;
З) Анды;
И) Восточно- Европейская равнина;
К) Уральские горы;

3вариант.
Диктант по терминам, определениям, понятиям.
А) мантия;
Б) горы;
В) шельф;
Г) кратер:
Д) овраг;
Е) низменность;
Ж) жерло;
З) очаг землетрясения;
Тесты и задания для проверки:
1.Определите, о какой оболочке Земли идет речь.
1.Земная кора.
2.Мантия.
3.Ядро.
А) ближе всего к центру Земли;
Б) толщина от 5 до 70 км;
В) в переводе с латыни «покрывало»
Г) температура вещества +4000…+50000 С;
Д) верхняя оболочка Земли:
Е) толщина около 2900 км;
Ж) состояние вещества особое: твердое и пластичное;
З) состоит из материковой и океанической частей;
И) основной элемент состава- железо.

2. Определите способ образования горных пород и минералов:
А) магматические Б) осадочные В) метаморфические
1.Известняк 7. Песчаник
2.Мрамор 8. Торф
3.Поваренная соль 9. Пемза
4.Гранит 10. Уголь
5.Кварцит 11. Гнейс
6.Базальт 12. Гипс

1 вариант
1. Воздух, окружающий земной шар снаружи в виде толстого слоя , называется:
А) атмосферой Б) литосферой В) гидросферой Г) биосферой
2. Земная кора и верхняя часть мантии, состоящая из кристаллических горных пород, называется:
А) атмосферой Б) литосферой В) гидросферой Г) биосферой
3. Оболочка, расположенная между земной корой и ядром Земли, называется:
А) гидросферой Б) биосферой В) мантией Г) атмосферой
4. Из каких металлов состоит ядро?
А) железа Б) никеля В) железа и никеля Г) нет правильного ответа
5. Ядро, которое находится в расплавленном состоянии:
А) внешнее Б) внутреннее
6. Крупный блок земной коры (несколько тыс. км в поперечнике) – это
А) платформа Б) материк В) литосферная плита Г) часть света
7. На сколько см./год перемещаются литосферные плиты относительно друг друга?
А) 1-2 см. Б) 2-3 см. В) 3-4 см Г) 2-5 см.
8. При столкновении, каких литосферных плит образовались горы Гималаи?
А) Наска и Южно - Американской Б) Тихоокеанской и Евразийской
В) Южно – Американской и Евразийской Г) Евразийской и Индо-Австралийской
9. В местах опускания литосферных плит образуются:
А) впадины (желоба) Б) хребты В)разломы Г) горы
10. Природные тела, заполняющие земную кору, называют:
А) минералами Б) горными породами В)магмой Г) осадками
11. Горные породы, образовавшиеся из расплавленных веществ, называются…
А) магматическими Б) осадочными В) метаморфическими
12. Зоны, где часто происходят землетрясения, называют:
А) литосферными Б) вулканическими В) сейсмическими Г) разрушительными
13. К какой группе горных пород относятся уголь, торф, поваренная соль, гипс?
А) магматическим Б) метаморфическим В) осадочным
14. Вулкан состоит из :
А) кратера, жерла, очага магмы Б) бокового кратера, пепла, жерла
В) лавы, очага магмы, кратера Г) жерла и кратера
15. Фонтанирующий источник горячей воды с паром называют:
А) очагом магмы Б) вулканом В) гейзером Г) минеральным

2 вариант
1. Внешний слой Земли называется:
А) земной корой Б) мантией В) ядром
2. Часть ядра, которая находится в твёрдом состоянии:
А) внешняя Б) внутренняя
3. Древний материк, который находился в основе всех материков-
А) Антарктида Б) Пангея В) Лавразия Г) Гондвана
4. Вещества, из которых состоят горные породы:
А) минералы Б) породы В) плиты Г) земная кора
5. Горные породы, претерпевшие изменения под воздействием высоких температур, называют:
А) магматическими Б) осадочными В) метаморфическими
6. К каким горным породам относят базальт и гранит?
А) магматическим Б) осадочным В) метаморфическим
7. При землетрясении место на глубине, где происходит разрыв и смещение горных пород, называют:
А) эпицентром Б) горообразованием В) очагом Г) движением
8. Какие приборы регистрируют движение земной коры?
А) барометры Б) флюгеры В) сейсмографы Г) нивелиры
9. Гейзером называют источник, периодически выбрасывающий из земных недр:
А) лаву Б) горячую воду и пар В) газы и пыль Г) грязевые потоки
10. На полуострове Камчатка расположен самый высокий из действующих вулканов в России:
А) Ключевская Сопка Б) Кроноцкая Сопка
В) Шивелуч Г) Корякская Сопка
11. Горные породы, состоящие из пород и минералов, которые разрушались под действием ветра, воды, ледников, называются:
А) магматическими Б) обломочными В) метаморфическими
12. Внутреннее строение Земли характеризуется следующей сменой её частей:
А) земная кора, ядро, мантия Б) ядро, мантия, земная кора
В) мантия, земная кора, ядро Г) ядро, земная кора, мантия
13. На побережье, какого океана расположены большинство вулканов?
А) АтлантическогоБ) Индийского В) Тихого Г) Северного Ледовитого
14. Поверхность Мохо расположена между:
А) ядром и мантией Б) ядром и земной корой В) земной корой и мантией
15. Горы Анды растут из-за смещения литосферных плит:
А) Северо- Американской и Африканской Б) Наска и Африканской
В) Наска и Тихоокеанской Г) Наска и Южно – Американской

Атмосфера

Вопросы и задания для текущего и итогового контроля.
I уровень.
1.Какой из слоев атмосферы оказывает непосредственное влияние на жизнь людей?
2.Как взаимосвязаны: 1) температура воздуха и атмосферное давление? 2) атмосферное давление и ветер?
3.Мэри поппинс прилетела с восточным ветром. Как она перемещалась – с запада на восток или с востока на запад?
II уровень.
1.Где климат более влажный – в Лондоне, Москве или Астане? Свой ответ аргументируйте.
2.Приведите примеры, доказывающие, что циркуляция атмосферы влияет на распределение температур и осадков на земном шаре.
3.Назовите и покажите на карте основные и переходные климатические пояса. Чем отличается жизнь людей в разных климатических поясах?

III уровень
1.Где образуются морские воздушные массы, где – континентальные воздушные массы, какие из них приносят преимущественно облачную и дождливую погоду, какие – сухую и ясную? Почему?
2.Подумайте, в каком случае сила ветра будет больше: если он дует между пунктами с атмосферным давлением 760 мм и 749 мм или между пунктами с атмосферным давление 760 мм и 710 мм?
3.Какие аргументы можно привести в оправдание синоптиков, если прогноз погоды не подтвердился: например, обещали ясную погоду, а идет дождь?

Географический диктант.
1 вариант

1.Скопление в воздушной оболочке Земли на значительной высоте мельчайших капелек воды или кристалликов льда, выделившихся при охлаждении воздуха, насыщенного водяными парами.
2.Прибор для определения количества осадков, выпавших на поверхности земли.
3.Ветер, меняющий свое направление дважды в сутки.
4.Воздушная оболочка Земли, вращающаяся вместе с Землей.
5.Ветер, меняющий свое направление дважды в год.
6.Мельчайшие капельки воды, образовавшиеся в приземном слое воздушной оболочки Земли из насыщенного водяным паром воздуха при его охлаждении.
7.Состояние нижних слоев воздушной оболочки Земли в данном месте в данный период времени.
8.Нижний, приземный слой воздушной оболочки Земли.
9.Прибор для определения относительной влажности воздуха.
10.Изменения в состоянии нижних слоев атмосферы, повторяющиеся из года в год.
Перечень ответов: 1. Атмосфера. 2. Тропосфера. 3. Бриз. 4. Муссон. 5. Погода. 6. Климат. 7. Туман. 8. Облако. 9. Гигрометр. 10. Осадкомер.

2 вариант.
Географический диктант по приборам, измеряющим элементы атмосферы.
1.Прибор, измеряющий температуру воздуха.
2.Прибор, измеряющий состояние толщи атмосферы.
3.Прибор, измеряющий атмосферное давление.
4.Прибор, измеряющий скорость ветра.
5.Прибор, измеряющий влажность.
6.Прибор, измеряющий количество осадков.
Перечень ответов: 1. Термометр. 2. Радиозонд. 3. Барометр. 4. Анемометр. 5. Гигрометр.6. Осадкомер.

Тесты и задания для проверки:
1.Определите, в какой день наблюдается следующее состояние освещенности Земли Солнцем:
1.Больше освещено Южное полушарие.
2.День равен ночи.
3.Лучи Солнца отвесно падают на экваторе.
4.Вокруг Северного полюса- полярный день.
5.Вокруг Южного полюса – полярная ночь.
6.21 марта и 23 сентября.
7.День короче ночи в Северном полушарии.
8.Больше освещено Северное полушарие.
9.Вокруг Южного полюса – полярный день.
10.Вокруг Северного полюса – полярная ночь.

А) летнее солнцестояние
Б) зимнее солнцестояние
В) осеннее и весеннее равноденствие.

2.Что из указанного относится к элементам погоды, а что – к явлениям?
1.Элементы погоды.
2.Явления погоды.
А) температура
Б) ветер
В) осадки
Г) атмосферное давление
Д) облака
Е) влажность.

1 вариант.
1.Меньшее атмосферное давление наблюдается на
А) берегу моря
Б) уровне подошвы горы
В) дне оврага
Г) вершине горы
2. обычно самая высокая температура воздуха наблюдается
А) в полдень
Б) за 2 – 3 часа до полудня
В) через 2- 3 часа после полудня
Г) за 1 час до полудня.
3. Из-за разницы атмосферного давления над различными участками земной поверхности возникает (- ют)
А) ветер
Б) облака
В) радуга
Г) туман.
4. Водяной пар – это вода, находящаяся в состоянии
А) твердом
Б) жидком
В) газообразном
Г) переходном ( от твердого к жидкому)
5. Из облаков выпадают осадки, если
А) температура воздуха в облаках ниже 00 С
Б) относительная влажность воздуха увеличивается
В) восходящие потоки воздуха могут удерживать только мельчайшие капли
Г) атмосферное давление у земной поверхности понижается.
6. Состояние нижнего слоя атмосферы в определенном месте в определенный момент времени называют
А) климатом
Б) многолетним режимом погоды
В) погодой
Г) типом погоды
7. Толщина нижнего слоя атмосферы – тропосферы – изменяется следующим образом:
А) над экватором – 20 км, над средними широтами – 11 км, над полярными районами – 9 км.
Б) над экватором – 9 км, над средними широтами – 11 км, над полярными районами – 20 км.
В) над экватором – 11 км, над средними широтами – 9 км, над полярными районами – 20 км.
Г) над экватором – 11 км, над средними широтами – 11 км, над полярными районами – 11 км.
8. Значением нормального атмосферного давления принято считать
А) 740 мм рт. ст;
Б) 750 мм рт. ст;
В) 760 мм рт. ст;
Г) 765 мм рт. ст;
9. Если в течение суток термометр показал самую высокую температуру – 240С, а самую низкую 160С, то суточная амплитуда температуры воздуха равна
А) 200 С Б) 400 С В) 40 С Г) 80 С
10. 22 июня самое большое количество солнечной энергии в единицу времени поступает на
А) экватор
Б) Северный тропик
В) Южный тропик
Г) Северный полярный круг.
2 вариант.
1.Нижний слой атмосферы, в котором формируется погода местности, называется:
А) стратосферой
Б) термосферой
В) тропосферой
Г) верхними слоями атмосферы.
2. На какой широте расположен Северный полярный круг?
А) 23,50 с.ш. Б) 66,50 с.ш. В) 66,50 ю.ш. Г) 23,50 ю.ш.
3. Установите соответствие между прибором и его измерениями:
1. Анемометр А) влажность воздуха
2. Гигрометр Б) скорость ветра
3. Барометр В) количество осадков
4. Осадкомер Г) давление
4. Выберите правильное направление ветра:
А) 753 мм рт. ст. → 750 мм рт. ст.
Б) 760 мм рт. ст. → 765 мм рт. ст.
В) 742 мм рт. ст. → 755 мм рт. ст.
5. Если воздух не может вместить больше водяного пара, чем он уже содержит, то его называют:
А) влажным
Б) ненасыщенным
В) насыщенным
Г) сухим
6.Какова температура воздуха на высоте 1000 метров, если у подножия она +200 С?
А) 0 С Б) +100 С В) +140 С Г) +180 С
7. Самый длинный день в Южном полушарии:
А) 23 сентября
Б) 22 декабря
В) 21 марта
Г) 22 июня
8. На высоте 8 км термометр показал -180 С. Какая температура в это время была у поверхности Земли?
А) + 200 С Б) +300 С В) +400 С Г) +250 С
9. Ветер, дующий с юго-востока, называется:
А) северо-восточный
Б) юго-восточный
В) юго-западный
Г) северо-западный
10. Угол наклона земной оси к плоскости орбиты равен:
А) 23,50 Б) 450 В) 66,50 Г) 700

Контрольная работа
1. Что такое атмосфера, из каких слоёв она состоит?
2. Каково нормальное атмосферное давление, где его можно встретить?
3. Высчитайте атмосферное давление: г. Эльбрус в Кавказских горах.
(Высоту вершины найдите на карте, атмосферное давление у подножия горы возьмите условно за 760 мм рт. ст.)
4. В течение суток были зафиксированы следующие данные :
Максимальная температура равна +20 С, минимальная равна -80 С.
5. Изобразите схематично ветер: зимний муссон.
6. Установите соответствие приборов и элементов погоды:
А) барометр 1) температура
Б) осадкомер 2) направление ветра
В) термометр 3) количество осадков
Г) флюгер 4) атмосферное давление
Д) гигрометр 5) влажность воздуха
7. Заполните пропуски:
При подъёме вверх температура воздуха уменьшается на каждые …. км на …. градусов С
8. На высоте 3 км температура воздуха -150 С , чему равна температура воздуха у поверхности Земли?
А) +50 С Б) +30 С
В) 0 гр.С Г) – 4 гр. С
9. При Т= +10 гр.С в воздухе содержится 6 граммов водяного пара. Такой воздух называется:
А) насыщенным Б) ненасыщенным
10. Покажите стрелочками направление ветра, выделите ветер с наибольшей

Категория: География | Добавил: ОлЕчКа3909 (2011-01-15) | Автор: Фризен Ольга Сергеевна E
Просмотров: 31873 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/7
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 3:26 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru