Разнообразные формы и методы самостоятельной работы на уроках географии в средней общеобразавательной школе. Учитель географии ОСШ№60 г. Караганды Пальмтаг Татьяна Александровна Преподаватели географии хорошо знают, что курс географии является одним из самых насыщенных, в этом курсе школьники должны ознакомиться со множеством понятий и определений, а так же научиться применять знания, полученные в предыдущем: курсе при работе с конкретным физико - географическим материалом. Для усвоения данной программы на уроках используются разные формы самостоятельной работы учащихся. Во всех классах самой простой формой самостоятельной работы является работа с учебником, учащиеся знакомятся с содержанием параграфа, анализируют текст, отвечают на вопросы после параграфа и дают дополнительные выводы. Предлагаемые вопросы, задания помогут учащимся отработать изучаемый материал. Так же на уроках используются тестовые задания в различных формах, среди которых встречаются обычные, открытые, в виде вопроса или в виде вопроса с несколькими вариантами ответов. Кроме привычных учащимся форм заданий используются тесты, в которых нужно выбрать правильный ответ (да, нет) из двух утверждений. Другая форма заданий - выбор нескольких правильных ответов из нескольких представленных вариантов. Наибольшую сложность для учащегося, -который впервые сталкивается с такими заданиями, может представлять конструирование правильных утверждений. Работая с такими тестами, необходимо вспомнить определение, или заглянуть в атлас и вместо цифр подставить нужные слова, выбранные из слов для вставки. Следующий тип заданий - обнаружение ошибки в тексте. В этом случае в ответе указывается ошибочно употребленное в определении слово. В ответах, связанных с заданиями, где необходимо показать связь между понятиями и определениями указан номер понятия и буквенное обозначение его определения. Задания имеют схематический материал, на котором необходимо указать номера названий географических объектов. Тесты имеют разную степень сложности, и при их использовании следует учитывать индивидуальные особенности ученика, так - как учащиеся не только закрепляют полученные знания, но и формируют необходимые навыки, обучаются прослеживать причинно- следственные связи. При работе самостоятельно учащиеся также пользуются справочным материалом, которым учащиеся могут воспользоваться по разрешению учителя, это сделано с целью самопроверки и взаимопроверки учащихся выполнения работы, чтобы учащийся еще раз мог ознакомиться с правильной формулировкой понятия. Некоторые уроки насыщены информацией и различными видами деятельности, на таких уроках используются схемы, которые, как правило , заполняются по мере закрепления материала. Для лучшего усвоения учебного материала в средних и старших классах, учащиеся заводят тетрадь « Шпаргалка»,тетрадь делится на три части : 1- определение, 2- копилка знаний (краткие записи о рекордах),3-таблица. Записи в эту «Шпаргалку» учащиеся делают сами, но иногда под руководством учителя. Эти записи помогут детям при подготовке к проверочным работам разных типов. В старших классах при изучении новой темы используется защита проектов, например в разделе страноведение (презентация страны- визитная карточка страны, фгп, эгп, достопримечательности, все оформляется на диске со звуковым сопровождением. В заключение хотелось бы отметить, что учитель должен уметь не только красиво и хорошо говорить, но что гораздо важнее - уметь слушать своих учеников.
|