Трегубова В.В. учитель географии гимназии № 6 г. Астана Вопросы по географии Акмолинской области (дидактический материал для 8 класса) 1. Областной центр Акмолинской области. 2. На севере область граничит с … областью, её особенность; 3. На юге область граничит с … областью, её особенность; 4. На сколько раньше встретят рассвет жители населенных пунктов пограничных районов с Павлодарской областью, чем жители пограничных населенных пунктов с Кустанайской областью. 5. В каком районе находятся крайние точки: - северная; - южная; - западная; - восточная 6. Количество районов в Акмолинской области. 7. На территории какого района находится Астана, Кокшетау, Степногорск, Степняк, Державинск, Макинск, Балкашино, Коктал. 8. Какие районы граничат с - Павлодарской областью; - Карагандинской областью; - Северо- Казахстанской областью; - Костанайской областью. 9. Какие районы находятся в центре. 10. Определите протяженность границ Акмолинской области. Сколько времени потребуется обойти пешком, если скорость пешехода 4 – 5 км/час. Проехать на автомобиле, со средней скоростью 80 км/час. 11. По территории каких районов протекает река Ишим. 12. Вблизи какого города река Ишим резко поворачивает на север. 13. На территории какого района расположено озеро Тенгиз. 14. По территории каких районов протекает река Нура. 15. По территории каких районов проходят железные дороги: - трансказахстанская; - южно-сибирская; - средне-сибирская. 16. На территории каких районов находятся водохранилища: - Селетинское; - Вячеславское. 17. На территории какого района берет начало река Селеты. 18. По территории каких районов протекает река Селеты. 19. Где берет начало река Жабай и по каким районам протекает. 20. Как протекает река Террисаккан по территории нашей области. Геологическая история территории Акмолинской области 1. Что было на территории нашей области в архейской и протерозойской эры. 2. Где на территории области можно найти горные породы раннепалеозойского возраста. 3. В какую эру сформировался Казахский микроконтинент. 4. Когда на территории нашей области господствовали голосеменные и гигантские пресмыкающиеся. 5. Когда образовалась Тенгизская впадина. 6. Какая природная зона была в палеогеновый период. 7. Когда образовались речные долины рек области. 8. Был ли ледник на территории области. 9. В период оледенения как продвигались темные леса. 10. Где сейчас мы можем встретить реликтовые леса (островные боры). Рельеф 1. Другое название Казахского мелкосопочника. 2. Горы, где находится самая высокая точка области, как она называется. 3. Возвышенность на севере области. 4. Как простирается Атбасарская равнина. 5. Где находится Тенгизская равнина. 6. В каких горах находится троицкий каньон. 7. Дугообразные горы протянулись с севера на юг, выпуклостью на восток. 8. Равнина, простирающаяся в меридиальном направлении. 9. Горы на юго-востоке области, где растет черная ольха. 10. Горы, состоящие из цепи невысоких сопок причудливых форм. Полезные ископаемые 1. В какую эру происходило образование бокситов на территории нашей области. Где находятся месторождения. 2. Как можно отличить глину от боксита. 3. В какое время образовалась осадочная железная руда в области. 4. Где в области находятся месторождения кварцевых песков. 5. Месторождения самой лучшей огнеупорной глины. 6. Где находятся месторождения розовых и черных известняков. 7. Где в области расположены месторождения мрамора. 8. Где расположены месторождения золота. 9. В каком районе находятся месторождения сурьмы. 10. Где в области находятся запасы обсидиана (вулканического стекла). 11. Где находится Коржинкульский угольный бассейн. 12. Где в области добывают гранит. 13. Где в области находится ураново-молибденовый, ураново-фосфорных руд. 14. Где в области найдены месторождения железных руд. 15. Как можно различить мрамор от гранита. Климат 1. Самый холодный и самый теплый месяц. 2. Где зарегистрирован абсолютный минимум. 3. Самая высокая зарегистрированная температура. 4. Наибольшее количество осадков в какое время выпадает. 5. Наименьшее количество осадков. 6. В каком месяце выпадает наибольшее количество осадков, а в каком наименьшее. 7. Зимой погода связана с …. 8. С приходом каких воздушных масс наблюдаются заморозки в начале лета и осенью. 9. Какие ветры преобладают в январе, в июле. 10. Наибольшее загрязнение воздуха при циклоне или антициклоне. 11. Где в области выпадает больше осадков и почему? 12. Самый засушливый район области? Реки и озера 1. К каким бассейнам относятся реки области. 2. Отличительные особенности рек. 3. Особенности питания и режима рек. 4. Что происходит с реками зимой, летом. 5. Особенности озер области. 6. Почему в области много соленых озер. 7. Где в области встречаются радоновые источники, как их используют. 8. Что образуется на дне озер, как можно использовать эти отложения. 9. Где берет начало река Ишим и куда она впадает. 10. Притоки реки Ишим. Каких притоков больше и почему. 11. Река Куланотпес - где берет начало, куда впадает. 12. О какой реке говорят, «горная река в степной зоне». 13. Какие вы знаете озера нашей области, их особенности. 14. Самое большое озеро области по площади. Состав воды. 15. На территории каких районов находятся озера: - Мамай, Итемген, Кыпшак, Боровое, Алаколь, Жаксы-Жалгызтау. 16. Канал, соединяющий две крупные реки Акмолинской области. 17. Озеро с круглой котловиной и со скалистым островом «Жумбактас». Природные ландшафты 1. Какие ландшафты преобладают на территории области? 2. Приведите примеры растений – эфемеров и растений –эфемероидов. 3. Какие растения характерны для зоны степей? 4. Как называются почвы со значительным содержанием на глубине растворимых солей. 5. Самая крупная птица зоны степей. 6. Растения, характерные для осенней степи. 7. Животное, степной зоны, способное развивать большую скорость. 8. Крупные родичи сусликов, весом до 10 кг. 9. Какие почвы характерны для сухих степей? 10. Чем можно объяснить большое разнообразие грызунов в зоне степей? 11. Какой национальный природный парк создан в области? 12. С какой целью создан Коргальджинский заповедник? 13. Приведите примеры заказников в области: - геологических; - гидрологических; - ботанических; - зоологических. 14. Какой отпечаток степь наложила на формирование духовного облика многих народов? 15. Составьте прогноз: как бы изменились природные условия степей при увлажнении климата (при усилении сухости).
|