Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
учитель географии Кушимова Г.З. Жосалинская средняя школа – детский сад Каргалинского района Актюбинской области География - единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом, как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Специфика школьного предмета «География» заключается в том, что она содержит большой объем материала. Поэтому задача учителя – повысить познавательный интерес к предмету и активизировать деятельность учеников на уроке, сформировать у учащихся опыт самостоятельной творческой работы. Именно география вкупе c историей в значительной мере решают основную задачу школы: формирование у учащихся идентичности, как главного условия укрепления казахской государственности. Эта задача ставится в качестве приоритетной в разрабатываемых образовательных стандартах второго поколения. Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. Выполнение практических работ обеспечивает формирование практических навыков (чтение, анализ, синтез и сравнение статистических и графических материалов), которые ученик может использовать не только на географии, а применять их и на других предметах. Целью моей деятельности является формирование общеучебных умений и навыков на уроках географии с использованием компьютерных технологий. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: - способствовать овладению учащимся прочными и глубокими знаниями; - развивать познавательные процессы; - содействовать творческому развитию каждого ученика; - способствовать воспитанию социально – активной личности. Эффективность образовательного процесса в информационном пространстве на уроках географии можно проследить через различные виды деятельности учащихся: - использование электронных учебников; - учебные презентации; - слайд – тестирование; - компьютерные игры; - компьютерные тесты, практикумы. Компьютерные программы по географии направлены не только на формирование знаний и умений, но и на выработку опыта творческой работы. Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по географии нам необходимо помнить, что: - на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. Например, использование видеороликов, иллюстрирующих образование складчатых гор или других, заранее подготовленных, видеосюжетов о наиболее ярких явлениях природы; - на уроках закрепления нового материала целесообразно использовать контролирующие программы, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы. Например, я использую готовые тесты по географии 6 -10 классов; В своей работе я использую: фрагменты презентаций, текст учебника, карты, схемы, готовые практические задания. Практические задания помогают лучшему усвоению и восприятию изучаемого материала, повышают учебную активность на уроке, создают благоприятные факторы для развития активности и самостоятельности учения. В 6 классе электронные учебники позволяют иллюстрировать изучаемый материал, расширять кругозор учащихся, мотивировать их на изучение предмета. И это притом, что на изучение практически каждой темы выделяется всего один урок и за отведенное время необходимо освоить новые понятия и термины, понять суть изучаемого материала и закрепить материал. Так, при изучении темы «Вулканы», я показываю виды разных вулканов - действующих и потухших, внутреннее строение вулкана, выношу на экран ключевые определения и показываю картины извержения вулканов в настоящее время и в прошлом. Для закрепления материала использую вопросы или задания теста. При выполнении практических работ в курсе 7 класса учащиеся должны овладеть умениями и навыками комплексной физико-географической характеристики географического объекта, выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями, сравнивать характеристики двух или нескольких объектов, уметь работать самостоятельно. Так при изучении темы « Океаны» предлагаю учащимся задание: проложить в Атлантическом океане маршрут круиза от Марселя так, чтобы туристы смогли увидеть последовательно следующие объекты – остров св. Елены, берега Ньюфаундленда, нефтяные вышки Мексиканского залива и Северного моря, добычу алмазов у берегов Южной Африки, устье реки Амазонки, реку Нигер, Багамские острова. Изучая материки, закрепляю знания номенклатуры, географическое положение, взаимосвязь строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых. Например, изучая Южную Америку, предлагается « расселить» растения по природным зонам. Это групповая работа. Учащиеся заранее получают алгоритм работы на карточках, а один ученик выполняет задание на компьютере. Успешность выполнения проверяется сравнением работ. Составление логических опорных конспектов дает мне возможность выделять главное и основное, приучают находить и устанавливать логические связи. Кроме того, они развивают умение творческой работы. Широко использую логические опорные конспекты при изучении таких тем, как «Географическое положение», «Природные зоны», «Океаны». Практические работы в курсе изучения «Физическая география Казахстана», »Экономическая и социальная география Казахстана» 8-9 классы способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах. В 9 классе используя готовые практические задания, заполняем схемы, таблицы, устанавливаем соответствие между центрами и их специализацией. Так при изучении металлургии дается задание: внимательно изучите карту. Выберите наиболее выгодные пункты для размещения предприятий (Парная работа. Используя флажки учащиеся работают с картой ,с условными знаками. Внимательно изучите карту. Выберите наиболее выгодные пункты для размещения предприятий. Для этого перенесите условные обозначения на карту (на контурной карте обозначьте, где возможно варианты размещения) 1.металлургический комбинат полного цикла 2.передельный завод 3.медеплавильный завод 4.алюминиевый завод 5.завод по производству никеля При изучении регионов Казахстана , например, предлагается из предложенного перечня продукции выбрать, какая продукция ввозится, а какая вывозится из района. Для этого поместите название продукции рядом с соответствующей стрелкой (машины и оборудование, алмазы, концентраты цветных металлов, нефтепродукты, золото, рыба и морепродукты, круглый лес, продукция с/хозяйства, каменный уголь, бумага, свинец, сталь). Учащимся предлагается составить схему. По окончании работы – взаимопроверка. После выполнения сравнить результаты. Таким образом, практикум позволяет учащимся успешно изучать новый материал, формировать факты – понятия – явления –процессы, готовиться при подготовке к ЕНТ. Введение новых информационных технологий в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему обучения, вносить естественным путем совершенно новые компоненты содержания образования, необходимые для подготовки «жителя информационного века». Я твердо убеждена, что ИКТ в работе учителя географии дают необозримые возможности в деле повышения качества обучения, развивают педагогику сотрудничества. Библиографический список 1.Баринова И.И. «Самостоятельные и практические работы по физической географии .-М.: Просвещение,1990.-С. 18-21. 2.Бенькович Т.М., Бенькович Л.Л. Опорные конспекты в обучении географии 7 кл. - М.: Просвещение, 1995.-С. 34. 3. Бенькович Т.М., Бенькович Л.Л. Опорные конспекты в обучении географии 8 кл. - М.: Просвещение, 1995.-С. 14 -21. 4.Кузнецова А.П. Школьный практикум. География 10 кл. –М. : Дрофа, 2003. – С. 15 – 30. 5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М. : Народное образование, 1998. – С 54-58. 6.Сиротин В.И. Сборник заданий и упражнений по географии 6-10 кл. - М. : Дрофа, 2003, - С. 12 – 18. 7. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения.- М. : АРКТИ, 1997. | |
Просмотров: 4637 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|