Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
учитель географии Кушимова Гулира Зулькарнаевна Жосалинская средняя школа- детский сад Каргалинского района Актюбинской области Пояснительная записка Программа факультативного курса «История географических открытий» предназначена для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. В ХХ веке в науке произошли глубочайшие изменения в исследовании проблем истории географических открытий. Были созданы новые подходы, концепции, теории и гипотезы. Новые научные идеи проникли и отразились в содержании образования. Актуальность предлагаемого факультативного занятия определяется и общественно значимой ролью историко-географической и картографической культуры в системе национального образования, необходимостью формирования у учащихся целостного представления об истории географических открытий и их значении во всемирном историко-культурном процессе. Цель программы - формировать историко-географическую культуру учащихся через изучение истории географических открытий с древнейших времен до наших дней с тем, чтобы способствовать социокультурному и естественнонаучному направлениям профессионального самоопределения учащихся. Задачи программы сформировать знания о сущности, содержании, закономерностях истории географического изучения Земли, наиболее выдающихся деятелях истории географических исследований и открытий; развивать интерес к изучению географических исследований, географии, литературе и истории, стимулировать использование в учебном процессе информационных технологий и Интернета, воспитывать у учащихся на основе изучения историко-географического материала чувства уважения к культурам разных народов и континентов, а так же личной сопричастности к истории географических открытий. Содержание программы в основу настоящей программы положена история развития географических знаний, структурированная по культурологическому и хронологическому принципам. Структура программы Программа факультативного занятия рассчитана на два года обучения: 6 и 7 классы, по 34 часа в каждом классе (1 час в неделю). Программа «История географических открытий ( 6 класс) состоит из пяти частей. В первой из них знакомство с предметом и задачами курса. Периодизация и основные этапы истории географических открытий. ( 1 час). Вторая часть освещает понятие о расселении человечества. Представление первобытного человека о мире. ( 4 часа) .В третьей части углубляется понятие о географических открытиях в эпоху Средневековья V–ХV вв.( 5 часов).В четвертой части освещается Великие географические открытия (середина ХV — середина ХVI вв.)( 5 часов). Пятая часть углубляет знания Великие географические открытия (середина ХVI — середина ХVII вв.) ( 19 часов). Программа «История географических открытий»( 7 класс) состоит из пяти частей. В первой из них основное внимание сосредоточено Открытие Нового Света с запада. Научный спор о соединении Азии с Америкой. Экспедиции В.Беринга и А.И.Чирикова (1-я Камчатская и Великая Северная). Исследования П.К.Креницына( 7 часов). Вторая часть освещает Географические открытия и исследования во второй половине ХIX - ХX вв. ( 7 часов). Третья часть углубляет знания изучения Мирового океана и атмосферы. Кругосветная экспедиция Ч.Томсона на корабле «Челленджер»: исследования Мирового океана (1872-1876 гг.). Открытие единой планетарной системы срединно-океанических хребтов (Б.Хейзен, Г.Менард, П.Л.Безруков, 1955-1962 гг.). Океанографические исследования и их итоги. ( 10 часов). В четвертой части обобщаются знания о становлении и развитии современной географии. Воззрения Ф. Рихтгофена. А.Геттнер — география как страноведение. Господство антропогеографической школы Ф.Ратцеля и развитие экономико-географических идей в первой половине ХХ в. Современные географические школы и тенденции развития географической мысли. Развитие частных физико-географических отраслей — картографии, метеорологии, геоморфологии, климатологии, палеогеографии, ландшафтоведения, океанологии, гидрологии суши, геоботаники, зоогеографии, географии почв, мерзлотоведения и др. Перспективы развития географической науки. ( 8 часов). Пятая часть содержит контрольные итоговые занятия по курсу ( 2 часа). Используемые методы: эвристическая беседа, диалог, исследовательский, работа по карте, практический. Виды работы: история путешествий, анализ карт географических и картографических , коллективная и самостоятельная работа с картой, изучение легенды карт, сопоставительный анализ. Использование потенциала межпредметных связей литературы и географии. Основные формы работы: групповая, индивидуальная. Прогнозируемые результаты: Привитие учащимся прочных умений и навыков по географии и истории, обеспечение безошибочного определения направлений путешественников, овладение нормой практического применения карт, повышение культуры устной речи. Программа «История географических открытий» 6 класс (1 час в неделю, всего 34 часа) 1. Введение Знакомство с предметом и задачами курса. Периодизация и основные этапы истории географических открытий. Понятие «географическое открытие». Географическое открытие с точки зрения европейцев и «открываемых» народов.( 1 час) 2.Географические открытия в Древнем мире. Доисторический период. Расселение человечества. ( 4 часа) Представления первобытного человека о мире. Древнейшие картографические изображения. Великие имена и великие открытия. 3.Географические открытия в эпоху Средневековья V–ХV вв. ( 5 часов) Средневековые цивилизации и их роль в накоплении и развитии географических знаний. Географические открытия путешественников и ученых Востока. Путешествия Ибн Фадлана, Якута ар-Руми и др. 4.Великие географические открытия (середина ХV — середина ХVI вв.)( 5 часов) Причины и предпосылки географических открытий европейцев. Доказательства возможности достижения Азии при продвижении на Запад. Распространение представлений о шарообразности Земли. Первооткрыватели подводного мира. Успехи в кораблестроении и вооружении. Наука, навигация, карты-портоланы (компасные карты).Успехи в кораблестроении и вооружении. 5.Великие географические открытия (середина ХVI — середина ХVII вв.)( 19 часов) Поиск Северо-Восточного прохода и освоение Сибири. Предположение о существовании Северного морского пути Паоло Джовио. Требования к уровню подготовки учащихся -умения логично излагать факты и аргументы; анализировать исторические факты, - устанавливать причинно-следственные связи между ними; обобщать факты, формулировать на их основе выводы и обосновывать собственную точку зрения; -определять последовательность событий, явлений,процессов. составлять календарь исторических событий, хронологические и синхронические таблицы, определять местоположение различных объектов на исторической и географической по карте; выявлять динамику и изменения на исторической карте; использовать карту как источник знаний; развивают умения работать с различными текстами, историческими источниками, научной литературой (составлять развернутый план; пересказывать содержание по плану; готовить сообщения об истории географических открытий и важнейших исторических деятелях и деятелях культуры, принимавших участие в географическом исследовании и изучении Земли на основе 2-3 источников). Программа «История географических открытий» 6 класс ( 1 час в неделю, всего 34 часа) № Кол-во часов Тема занятий Методы и формы 1 1 Введение Знакомство с предметом и задачами Эвристическая беседа 2 1 Представления первобытного человека о мире. исследование 3 1 Древнейшее картографическое изображение исследование 4 1 Открытие Средиземного и Черного морей Практическая работа 5 1 Путешествие китайцев исследование 6 1 Географические открытия в эпоху Средневековья V–ХV вв. Практическое занятие 7 1 Географические открытия путешественников Востока исследование 8 1 Географические открытия и знания в средневековой Европе. «Мозговой штурм» 9 1 Хождение за три моря тверского купца А. Никитина исследование 10 1 Русские первопроходцы лекция 11 1 Средневековые цивилизации и их роль в накоплении и развитии географических знаний. Круглый стол 12 1 Географические открытия путешественников и ученых Востока Практическое занятие 13 1 Географические открытия и арабские географы: Бируни, Масуди, Идриси, Ибн Баттута, Ибн Маджид. исследование 14 1 Экспедиция китайцев в Индокитай, Японию, Индию, Африку. исследование 15 1 Географические открытия ЧжэнХэ Практическое занятие 16 1 География в мусульманских странах Круглый стол 17 1 Причины и предпосылки географических открытий европейцев. исследование 18 1 Распространение представление о шарообразности Земли и о едином океане. практическое занятие 19 1 Успехи в кораблестроении и вооружении. Практическое занятие 20 1 Наука, навигация, карты( компасные карты). Сопоставительный анализ 21 1 Доказательства возможности достижения Азии при продвижении на Запад. Работа по карте 22 1 Поиск Северо-Восточного прохода и освоение Сибири. Работа с атласом 23 1 Предположение о существовании Северного морского пути Паоло Джовио. исследование 24 1 Северная Америка и поиск Северо-Западного прохода. Испанские экспедиции вглубь континента - Ф.Коронадо, Э.Сото, Х.Кабрильо. Открытия Френсиса Дрейка. Открытия французских и английских мореплавателей. исследование 25 1 Поиск Северо-Восточного прохода и освоение Сибири. Предположение о существовании Северного морского пути Паоло Джовио. Открытия С.Уиллоуби, Р.Ченслера и В.Баренца. Сопоставительный анализ 26 1 Освоение Северного морского пути Практическое занятие 27 1 Открытия Океании и Австралии, открытие Новой Гвинеи Практическое занятие 28 1 Географические открытия голландских мореплавателей Абеля Тасмана, Джеймс Кук. Практическое занятие 29 1 Итоги Великих географических открытий. Европейская экспансия в Америке, Африке, Азии. Работа с картой 30 1 Система акционерных торговых компаний Практическое занятие 31 1 Борьба за господство на морях между Испанией, Португалией, Англией и Голландией лекция 32 1 Значение Великих географических открытий Круглый стол 33 1 Развитие географии и картографии исследование 34 1 Обобщение. «Мозговой штурм» Программа «Изучение географических открытий» 7 класс ( 1 час в неделю, всего 34 часа) 1.Общая характеристика географических открытий и исследований в ХVIII – ХX вв. ( 7 часов) Политические последствия признания географического открытия. Зависимость географических идей и теорий от уровня географических и общенаучных знаний. Географические открытия и исследования в ХVIII – первой половине ХIX вв. 2. Географические открытия и исследования во второй половине ХIX - ХX вв.( 7 часов) Дальнейшие исследования Африки, Азии, Океании. Выдающиеся исследователи Африки: Д.Ливингстон,Г.Стэнли, Е. Ковалевский, В.Юнкер.Исследования Азии, их цели и задачи. Выдающиеся исследователи Азии: А.Ф. Миддендорф, А.П. Семенов-Тян-Шанский и Н.М.Пржевальский. 3.Изучение Мирового океана и атмосферы. ( 10 часов) Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Открытие единой планетарной системы срединно-океанических хребтов (Б.Хейзен, Г.Менард, П.Л.Безруков, 1955-1962 гг.). Великая Северная экспедиция ( Степан Муравьев и Михаил Павлов). Океанографические исследования и их итоги. Исследования глобальных атмосферных процессов (Р. Гейгер, Дж. Смагоринский, А.А. Фридман). Значение авиации и космических исследований для географии. Основные итоги географических открытий. 4.Становление и развитие современной географии. ( 8 часов) Воззрения Ф. Рихтгофена. А.Геттнер — география как страноведение. Господство антропогеографической школы Ф.Ратцеля и развитие экономико-географических идей в первой половине ХХ в.Современные географические школы и тенденции развития географической мысли. Перспективы развития географической науки. 5. Контрольные итоговые занятия по курсу ( 2 часа) Требования к уровню подготовки учащихся: - умения логично излагать факты и аргументы; анализировать исторические факты, - устанавливать причинно-следственные связи между ними; обобщать факты, формулировать на их основе выводы и обосновывать собственную точку зрения; -определять последовательность событий, явлений, процессов истории географических открытий; соотносить структуру исторического времени (эпоха, период, век, год) с историей изучения Земли; составлять календарь исторических событий, хронологические и синхронические таблицы, определять местоположение различных объектов на исторической и географической по карте; выявлять динамику и изменения на исторической карте; использовать карту как источник знаний; развивают умения работать с различными текстами, историческими источниками, научной литературой (составлять развернутый план; пересказывать содержание по плану; готовить сообщения об истории географических открытий и важнейших исторических деятелях и деятелях культуры, принимавших участие в географическом исследовании и изучении Земли на основе 2-3 источников). Основная литература 1.Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры: история географических идей. Ред. А. Г. Исаченко. - М., 1988 2.Исаченко А. Г. Развитие географических идей. - М., 1971 3.Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий 1983–1986 4.Максаковский В. П. Историческая география мира. - М., 1997 5.Мукитанов Н. Г. От Страбона до наших дней. - М., 1985 6.Ревенко М.В. Малышам о географических открытиях. – М., 1989 7.Творцы отечественной науки. Географы. - М., 1996 8.Томилин А.Н. Как люди открывали землю. – Л., 1987 9.Энциклопедический словарь юного географа - краеведа. - М.,1981 | |
Просмотров: 4326 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|