Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Программа факультативного курса «История географических открытий»
учитель географии Кушимова Гулира Зулькарнаевна
Жосалинская средняя школа- детский сад
Каргалинского района Актюбинской области

Пояснительная записка
Программа факультативного курса «История географических открытий» предназначена для 6-7 классов общеобразовательных учреждений.
В ХХ веке в науке произошли глубочайшие изменения в исследовании проблем истории географических открытий. Были созданы новые подходы, концепции, теории и гипотезы. Новые научные идеи проникли и отразились в содержании образования. Актуальность предлагаемого факультативного занятия определяется и общественно значимой ролью историко-географической и картографической культуры в системе национального образования, необходимостью формирования у учащихся целостного представления об истории географических открытий и их значении во всемирном историко-культурном процессе.
Цель программы - формировать историко-географическую культуру учащихся через изучение истории географических открытий с древнейших времен до наших дней с тем, чтобы способствовать социокультурному и естественнонаучному направлениям профессионального самоопределения учащихся.

Задачи программы сформировать знания о сущности, содержании, закономерностях истории географического изучения Земли, наиболее выдающихся деятелях истории географических исследований и открытий; развивать интерес к изучению географических исследований, географии, литературе и истории, стимулировать использование в учебном процессе информационных технологий и Интернета, воспитывать у учащихся на основе изучения историко-географического материала чувства уважения к культурам разных народов и континентов, а так же личной сопричастности к истории географических открытий.
Содержание программы в основу настоящей программы положена история развития географических знаний, структурированная по культурологическому и хронологическому принципам.

Структура программы
Программа факультативного занятия рассчитана на два года обучения: 6 и 7 классы, по 34 часа в каждом классе (1 час в неделю). Программа «История географических открытий ( 6 класс) состоит из пяти частей. В первой из них знакомство с предметом и задачами курса. Периодизация и основные этапы истории географических открытий. ( 1 час). Вторая часть освещает понятие о расселении человечества. Представление первобытного человека о мире. ( 4 часа) .В третьей части углубляется понятие о географических открытиях в эпоху Средневековья V–ХV вв.( 5 часов).В четвертой части освещается Великие географические открытия (середина ХV — середина ХVI вв.)( 5 часов). Пятая часть углубляет знания Великие географические открытия (середина ХVI — середина ХVII вв.) ( 19 часов).
Программа «История географических открытий»( 7 класс) состоит из пяти частей. В первой из них основное внимание сосредоточено Открытие Нового Света с запада. Научный спор о соединении Азии с Америкой. Экспедиции В.Беринга и А.И.Чирикова (1-я Камчатская и Великая Северная). Исследования П.К.Креницына( 7 часов). Вторая часть освещает Географические открытия и исследования во второй половине ХIX - ХX вв. ( 7 часов).
Третья часть углубляет знания изучения Мирового океана и атмосферы. Кругосветная экспедиция Ч.Томсона на корабле «Челленджер»: исследования Мирового океана (1872-1876 гг.). Открытие единой планетарной системы срединно-океанических хребтов (Б.Хейзен, Г.Менард, П.Л.Безруков, 1955-1962 гг.). Океанографические исследования и их итоги. ( 10 часов). В четвертой части обобщаются знания о становлении и развитии современной географии. Воззрения Ф. Рихтгофена. А.Геттнер — география как страноведение. Господство антропогеографической школы Ф.Ратцеля и развитие экономико-географических идей в первой половине ХХ в. Современные географические школы и тенденции развития географической мысли. Развитие частных физико-географических отраслей — картографии, метеорологии, геоморфологии, климатологии, палеогеографии, ландшафтоведения, океанологии, гидрологии суши, геоботаники, зоогеографии, географии почв, мерзлотоведения и др. Перспективы развития географической науки. ( 8 часов). Пятая часть содержит контрольные итоговые занятия по курсу ( 2 часа).

Используемые методы: эвристическая беседа, диалог, исследовательский, работа по карте, практический.

Виды работы: история путешествий, анализ карт географических и картографических , коллективная и самостоятельная работа с картой, изучение легенды карт, сопоставительный анализ. Использование потенциала межпредметных связей литературы и географии.
Основные формы работы: групповая, индивидуальная.
Прогнозируемые результаты:
Привитие учащимся прочных умений и навыков по географии и истории, обеспечение безошибочного определения направлений путешественников, овладение нормой практического применения карт, повышение культуры устной речи.

Программа «История географических открытий» 6 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)
1. Введение Знакомство с предметом и задачами курса.
Периодизация и основные этапы истории географических открытий. Понятие «географическое открытие». Географическое открытие с точки зрения европейцев и «открываемых» народов.( 1 час)
2.Географические открытия в Древнем мире. Доисторический период. Расселение человечества. ( 4 часа)
Представления первобытного человека о мире. Древнейшие картографические изображения. Великие имена и великие открытия.
3.Географические открытия в эпоху Средневековья V–ХV вв. ( 5 часов)
Средневековые цивилизации и их роль в накоплении и развитии географических знаний. Географические открытия путешественников и ученых Востока. Путешествия Ибн Фадлана, Якута ар-Руми и др.
4.Великие географические открытия (середина ХV — середина ХVI вв.)( 5 часов)
Причины и предпосылки географических открытий европейцев. Доказательства возможности достижения Азии при продвижении на Запад. Распространение представлений о шарообразности Земли. Первооткрыватели подводного мира. Успехи в кораблестроении и вооружении. Наука, навигация, карты-портоланы (компасные карты).Успехи в кораблестроении и вооружении.
5.Великие географические открытия (середина ХVI — середина ХVII вв.)( 19 часов)
Поиск Северо-Восточного прохода и освоение Сибири. Предположение о существовании Северного морского пути Паоло Джовио.
Требования к уровню подготовки учащихся
-умения логично излагать факты и аргументы; анализировать исторические факты,
- устанавливать причинно-следственные связи между ними; обобщать факты, формулировать на их основе выводы и обосновывать собственную точку зрения;
-определять последовательность событий, явлений,процессов.
составлять календарь исторических событий, хронологические и синхронические таблицы, определять местоположение различных объектов на исторической и географической по карте; выявлять динамику и изменения на исторической карте; использовать карту как источник знаний;
развивают умения работать с различными текстами, историческими источниками, научной литературой (составлять развернутый план; пересказывать содержание по плану; готовить сообщения об истории географических открытий и важнейших исторических деятелях и деятелях культуры, принимавших участие в географическом исследовании и изучении Земли на основе 2-3 источников).

Программа «История географических открытий» 6 класс ( 1 час в неделю, всего 34 часа)

№ Кол-во часов Тема занятий Методы и формы

1 1 Введение Знакомство с предметом и задачами Эвристическая беседа
2 1 Представления первобытного человека о мире. исследование
3 1 Древнейшее картографическое изображение исследование
4 1 Открытие Средиземного и Черного морей Практическая работа
5 1 Путешествие китайцев исследование
6 1 Географические открытия в эпоху Средневековья V–ХV вв. Практическое занятие
7 1 Географические открытия путешественников Востока исследование
8 1 Географические открытия и знания в средневековой Европе. «Мозговой штурм»
9 1 Хождение за три моря тверского купца А. Никитина исследование
10 1 Русские первопроходцы лекция
11 1 Средневековые цивилизации и их роль в накоплении и развитии
географических знаний. Круглый стол
12 1 Географические открытия путешественников и ученых Востока Практическое занятие
13 1 Географические открытия и арабские географы: Бируни, Масуди,
Идриси, Ибн Баттута, Ибн Маджид. исследование
14 1 Экспедиция китайцев в Индокитай, Японию, Индию, Африку. исследование
15 1 Географические открытия ЧжэнХэ Практическое занятие
16 1 География в мусульманских странах Круглый стол
17 1 Причины и предпосылки географических открытий европейцев. исследование
18 1 Распространение представление о шарообразности Земли и о едином океане. практическое занятие
19 1 Успехи в кораблестроении и вооружении. Практическое занятие
20 1 Наука, навигация, карты( компасные карты). Сопоставительный анализ
21 1 Доказательства возможности достижения Азии при продвижении на Запад. Работа по карте
22 1 Поиск Северо-Восточного прохода и освоение Сибири. Работа с атласом
23 1 Предположение о существовании Северного морского пути Паоло Джовио. исследование
24 1 Северная Америка и поиск Северо-Западного прохода. Испанские экспедиции
вглубь континента - Ф.Коронадо, Э.Сото, Х.Кабрильо. Открытия Френсиса Дрейка.
Открытия французских и английских мореплавателей. исследование
25 1 Поиск Северо-Восточного прохода и освоение Сибири. Предположение о
существовании Северного морского пути Паоло Джовио. Открытия С.Уиллоуби,
Р.Ченслера и В.Баренца. Сопоставительный анализ
26 1 Освоение Северного морского пути Практическое занятие
27 1 Открытия Океании и Австралии, открытие Новой Гвинеи Практическое занятие
28 1 Географические открытия голландских мореплавателей Абеля Тасмана, Джеймс Кук. Практическое занятие
29 1 Итоги Великих географических открытий. Европейская экспансия в Америке, Африке, Азии. Работа с картой
30 1 Система акционерных торговых компаний Практическое занятие
31 1 Борьба за господство на морях между Испанией, Португалией, Англией и Голландией лекция
32 1 Значение Великих географических открытий Круглый стол
33 1 Развитие географии и картографии исследование
34 1 Обобщение. «Мозговой штурм»

Программа «Изучение географических открытий» 7 класс ( 1 час в неделю, всего 34 часа)

1.Общая характеристика географических открытий и исследований в ХVIII – ХX вв. ( 7 часов)
Политические последствия признания географического открытия. Зависимость географических идей и теорий от уровня географических и общенаучных знаний. Географические открытия и исследования в ХVIII – первой половине ХIX вв.
2. Географические открытия и исследования во второй половине ХIX - ХX вв.( 7 часов)
Дальнейшие исследования Африки, Азии, Океании. Выдающиеся исследователи Африки: Д.Ливингстон,Г.Стэнли, Е. Ковалевский, В.Юнкер.Исследования Азии, их цели и задачи. Выдающиеся исследователи Азии: А.Ф. Миддендорф, А.П. Семенов-Тян-Шанский и Н.М.Пржевальский.
3.Изучение Мирового океана и атмосферы. ( 10 часов)
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Открытие единой планетарной системы срединно-океанических хребтов (Б.Хейзен, Г.Менард, П.Л.Безруков, 1955-1962 гг.). Великая Северная экспедиция ( Степан Муравьев и Михаил Павлов). Океанографические исследования и их итоги.
Исследования глобальных атмосферных процессов (Р. Гейгер, Дж. Смагоринский, А.А. Фридман). Значение авиации и космических исследований для географии. Основные итоги географических открытий.
4.Становление и развитие современной географии. ( 8 часов)
Воззрения Ф. Рихтгофена. А.Геттнер — география как страноведение. Господство антропогеографической школы Ф.Ратцеля и развитие экономико-географических идей в первой половине ХХ в.Современные географические школы и тенденции развития географической мысли. Перспективы развития географической науки.
5. Контрольные итоговые занятия по курсу ( 2 часа)

Требования к уровню подготовки учащихся:
- умения логично излагать факты и аргументы; анализировать исторические факты,
- устанавливать причинно-следственные связи между ними; обобщать факты, формулировать на их основе выводы и обосновывать собственную точку зрения;
-определять последовательность событий, явлений, процессов истории географических открытий; соотносить структуру исторического времени (эпоха, период, век, год) с историей изучения Земли;
составлять календарь исторических событий, хронологические и синхронические таблицы, определять местоположение различных объектов на исторической и географической по карте; выявлять динамику и изменения на исторической карте; использовать карту как источник знаний;
развивают умения работать с различными текстами, историческими источниками, научной литературой (составлять развернутый план; пересказывать содержание по плану; готовить сообщения об истории географических открытий и важнейших исторических деятелях и деятелях культуры, принимавших участие в географическом исследовании и изучении Земли на основе 2-3 источников).

Основная литература
1.Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры: история географических идей. Ред. А. Г. Исаченко. - М., 1988
2.Исаченко А. Г. Развитие географических идей. - М., 1971
3.Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий 1983–1986
4.Максаковский В. П. Историческая география мира. - М., 1997
5.Мукитанов Н. Г. От Страбона до наших дней. - М., 1985
6.Ревенко М.В. Малышам о географических открытиях. – М., 1989
7.Творцы отечественной науки. Географы. - М., 1996
8.Томилин А.Н. Как люди открывали землю. – Л., 1987
9.Энциклопедический словарь юного географа - краеведа. - М.,1981
Категория: География | Добавил: Рай (2012-01-02) | Автор: Кушимова Гулира Зулькарнаевна
Просмотров: 4326 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru