Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Озера и водохранилища Казахстана.
Тема урока «Озера и водохранилища Казахстана»
Цель урока:
ЦЕЛЬ УРОКА:
1. Дать понятие об озере.
2. Сформировать представление о типах озерных котловин, сточных и бессточных озерах.
3. Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи (зависимости) внешнего вида озер от происхождения озерных котловин.
4. Ввести новые понятия терминам: «Котловина»,
5 Сформировать знания об особенностях происхождения и расположения озер и водохранилищ Казахстана.
Задачи урока:
1. Научить определять положение географических объектов на карте.
2. Научить понимать географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека.
3. Закреплять и отрабатывать навыки работы с контурными картами.
4. Учить составлять краткую характеристику разных географических объектов на основе разнообразных источников, географической информации и форм её представления.
5. Научить определять координаты и местоположения географических объектов.
6. Учить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Вид урока: Комбинированный
Наглядности: Физическая карта Казахстана, компьютер, таблицы.
ХОДА УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (фронтальная письменная работа на листочках. а) что такое бассейн реки, б) сколько бассейнов рек на территории Казахстана, в) какие реки относятся к бассейну Каспийского моря.
Раздаточный материал

Один учащийся у доски заполняет таблицу
бассейн реки
Бассейн Северного Ледовитого океана
Бассейн Каспийского моря.
Балхаш-Алакольский бассейн.
Бассейн Аральского моря.
Новая тема
Загадка
«Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды- в нем все отражается…
Как это зеркало называется?» ответ (озеро)

Посмотрите на карту и скажите какие озера Казахстана вы знаете
(ответы учащихся)
Рассказ учителя с элементами беседы.
Общие сведения об озерах. В Казахстане насчитывается множество больших и малых озер – более 48 тысяч, значительная часть которых находится на севере республики. Кроме таких крупных, как Каспийское и Аральское моря, озеро Балхаш, по численности преобладают (94%) малые озера площадью менее 1 км2. Почти все озера бессточные и отличаются резким колебанием уровня воды. Вода в большинстве озер соленая, причем многие из них самосадочные и служат для добычи соли.
В Казахстане находится 21 озеро площадью 100 км2иболее. Они занимают 60% общей площади озер республики.
Озера Казахстана имеют две особенности. Первая из них – неравномерное распределение по территории республики. В зависимости от климатических условий количество озер уменьшается с севера на юг. Например, в северной части Казахстана насчитывается 21580 озер (45%), а в центральной и южной – 17550 озер (36%). По занимаемой площади доля северных озер составляет 35% от площади всех озер, а доля центральных и южных – 10%.
Озера встречаются во всех природных зонах, но в зависимости от соотношения тепла и влаги их распределение, количество и качество воды неодинаково.
В увлажненных районах находится большое количество озер, но преобладают пресные. В районах с сухим климатом озер мало, и они, как правило, мелководные, непроточные, соленые, летом чаще всего высыхают. Например, в лесостепной зоне находится 740 озер площадью менее 1 км2, из них пресных и солоноватых в 6 раз больше, чем озер с соленой водой. К югу количество пресноводных озер уменьшается, а соленых – увеличивается. В степной зоне озер такой же площади насчитывается 1875, пресных – в 4 раза больше, чем соленых. В полупустынной зоне количество озер 216, причем пресноводных в 1,3 раза больше, чем соленых. В пустынной зоне – 142 озера, и почти все они соленые. Подавляющее большинство озер равнинной части Казахстана расположено на высоте 100–350 м над уровнем моря, преимущественно в рыхлых отложениях неогена и антропогена. Вместе с тем, озера распределяются в виде отдельных групп в определенных районах. Большое количество озер находится на Прикаспийской и Tуранской низменностях, Западно-Сибирской равнине, в низкогорьях Сарыарки и юго-восточных горных районах.
Второй особенностью озер Казахстана является их разновозрастность. Озера образовались в разное время. Большинство озер равнинно-низкогорной части переживает позднюю стадию развития. Озера лесостепных и степных зон постепенно заполняются рыхлыми отложениями, зарастают растительностью. Озера полупустынной и пустынной зон быстро засолоняются и превращаются в самосадочные озера, соры. Большинство из них находится в различных стадиях «отмирания». Озера высокогорных районов Казахстана по возрасту относятся к молодым, образовавшимся намного позже. Они распределены неравномерно и встречаются на разных высотах. Наибольшее число озер располагается на высоте 1400–2800 м. Ниже и выше этого уровня количество их резко уменьшает ся. В местах ниже 1400 м сильно проявляющаяся водная эрозия препятствует образованию озер.
Уровень воды в озерах зависит от соотношения прихода и расхода воды. Из-за существенных изменений водного баланса в течение года уровень воды часто колеблется. В период весеннего снеготаяния уровень многих озер Казахстана поднимается, а летом – постепенно снижается, но из-за ливневых дождей на некоторое время поднимается вновь. Иногда колебание уровня воды так резко выражается, что отдельные неглубокие озера периодически высыхают. Самыми маловодными озера в Казахстане были в 1936–1940 годы. Тогда в Северном Казахстане пересохло около 70% озер.
Казахстанские озера по происхождению котловин делятся на следующие типы.
Заполните таблицу по данному тексту
сколько всего озер в Казахстане
В Казахстане находится 21 озеро площадью
В зависимости от климатических условий количество озер уменьшаетсяВ зависимости от климатических условий количество озер уменьшается?
в северной части Казахстана насчитывается
а в центральной и южной
Разнообразие озер в Казахстане и их происхождение
Учитель обьясняет тему в ходе обьяснения учащиеся заполняют таблицу.
озера особенности происхождения пример
Tектонические озера. В результате заполнения водой грабенов – опущенных по разломам участков земной коры вытянутой формы – появляются тектонические озера. Так как грабены образуются в разломах земной коры, то берега таких озер обрывистые, крутые.
На территории Казахстана такие озера распространены в юго-восточных горных районах и в Сарыарке.
Зайсан, Маркаколь, Карасор, Tенгиз-Кургальжинская и Кокшетауская группы, бывшее озеро Иссык
реликтовые (остаточные) озера Они характерны для первичных равнин, в частности, для Прикаспийской низменности. Вместе с тем и некоторые озера Tургайской ложбины, Tуранской низменности, Балхаш-Алакольской впадины также являются остаточными. Главные остаточные озера Казахстана – Каспийское и Аральское моря. Эти тектонические озера образовались в прогибах земной коры. Из остатков моря Tетис образовались Каспийское и Аральское моря. Каспий , Арал
Ледниковые озера образовались в результате деятельности древних ледников в высокогорных областях Казахстана.К ним относятсяморенно-запрудные и каровые озера. Воды Большого Алматинского озера в верховьях реки БольшаяАлматинка в Заилийском Алатау и озера Жасылколь, расположенного в верховьях реки Лепсы на северном склоне Жунгарского Алатау, и многих других сдерживаются естественными дамбами – моренами, т.е. валами из обломков породы, оставленных древними ледниками.
Каровые озера распространены в высокогорьях в районе снеговой линии. В привершинной части гор под воздействием небольших ледников и выветривания образуются
чашеобразные углубления. Они имеют крутые склоны, пологое днище. При наполнении водой образуются каровые озера, обычно округлой формы. Tаких озер очень много, но они небольшие по размерам.

Суффозионные, или просадочные, озера. образовались результате проседания рыхлых пород образуются заполненные водой плоскодонные понижения. Их называют степными блюдцами. На севере Казахстана, на Западно-Сибирской равнине таких озер очень много.
Старицы (долинно-русловые озера) расположены непосредственно в речных поймах, в отделившихся от реки участках ее прежнего русла

Водохранилища
Помимо природных озер и прудов, существует немало водоемов, созданных человеком. Самые большие из них – водохранилища. Это искусственные водоемы, создаваемые в долине реки для регулирования поверхностного стока путем строительства плотин. В степях, где мало влаги, нередко воду собирают в оврагах и балках. Размеры таких водоемов обычно невелики. Это не водохранилища, а пруды, т.е. рукотворные водоемы малого размера. Водохранилище содержит более 1 млн м3 воды, уровень которой регулируют специальные сооружения – плотины.
малые – до 50 км2, средние – до 250 км2, крупные – до 1000 км2 крупнейшие – свыше 1000 км2.
около 4 тысч 6 1 2
Самаркандское, Бугуньское, Аккольское, Молодежное, Шерубай-Нуринское, Кенгирское,
Усть-Каменогорское Шардаринское, Бухтарминское, Капчагайское,

Закрепление нового материала, использование презентации.
Домашнее задание. Отметить в контурных картах озера и водохранилища, параграф 29 ответить на вопросы стр 121. Подготовить доклад на тему «Озера и Водохранилища Казахстана» примерные темы(Зеренды, Маркаколь, Алаколь, Бухтарминское, Капчагайское водохранилища)

Источник: http://Учебник физическая география Казахстаназа 8 класс.
Категория: География | Добавил: Galina53 (2012-01-24) | Автор: Галина Исанова E
Просмотров: 9227 | Комментарии: 5 | Теги: 8 класс, Казахстана, география, физическая | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru