Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Тема «Современный рельеф Евразии» Цель: на основе имеющихся знаний, изучить рельеф Евразии. Задачи: 1. образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Ев-разии; 2. воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии; 3. развивающие: развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, интерактивной доской, контурными картами, Уметь: сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний, по типовому плану характеризовать основные формы рельефа, делать выводы Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная установка, физическая карта Евразии, компьютер, тетради, дидактические карточки, раздаточный мате-риал, схемы, таблицы. Метод: обьяснительно-иллюстративный Тип урока: урок-игра Структура урока 1. Орг момент 2. Опрос д/з 3. Изучение новой темы 4. Закрепление 5. Д/з Ожидаемые результаты: 1. Учащиеся должны усвоить рельеф Евразии. 2. Должны уметь сопоставлять различные карты 3. Должны уметь находить взаимосвязи между геологическим строением и рель-ефом. Ход урока 1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Анастасия Андреев-на, я буду вести у Вас урок географии. Садитесь 2. Проверка знаний и умений (5 мин.) А) индивидуальные карточки -6 чел. Б) Игра "Крестики – нолики" – На прошлых занятиях Вы изучили темы Океаны и моря у бе-регов Евразии и ее физико-географическое положение. Сегодня я предлагаю вам вспомнить игру, в которую, наверное, играли еще много лет назад ваши бабушки и дедушки. Да и некоторые из вас иногда, на переменах увлекаются этой игрой. Она называется "крестики- нолики", и условия ее известны каждому. 3 6 8 5 9 1 2 4 7 Класс делится на 3 команды. За каждый правильный ответ я буду давать вам цветные карточки. Вопросы: 1. Какие океаны омывают материк Евразия? 2. В каких полушариях расположен материк Евразия? 3. На материке Евразия расположен самый большой полуост-ров, как он называется? Покажите его. 4. Назовите и покажите моря отделяющие Евразию от Афри-ки? 5. Назовите и покажите самую высокую горную вершину? 6. Назовите и покажите самое большое озеро Евразии? 7. Назовите и покажите самое глубокое озеро Евразии? 8. Назовите и покажите материки, расположенные возле Евра-зии? 9. Какие вы знаете цветные моря омывающие Евразию? пока-жите их Молодцы ребята, но на этом наше соревнование не заканчивается, оно будет идти во время всего урока, поэтому старайтесь быть ак-тивными, но и не забывайте о дисциплине, в конце урока побе-дившая команда получит приз. 3.Изучение новой темы. СЛАЙД 1 – эпиграф Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова К.Паустовского: "Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний". Сегодня необычный урок: урок-путешествие. СЛАЙД 2 – урок-путешествие, картинки Ребята, я предлагаю вам побывать в роли путешественников. Нам предстоит, исследовать особенности и основные этапы формиро-вания рельефа Евразии. Евразия – значительно выше других материков. На ее территории расположены высочайшие горные системы земного шара. Самая высокая из них – Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848м). Равнины Евразии отличаются огромными размерами и тянутся на тысячи км. В Евразии особенно велики колебания вы-сот. Разница между впадиной Мертвого моря и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9км. - А сейчас мы откроем тетрадки и запишем новую тему. Число, тема сегодняшнего урока: «Рельеф Евразии» СЛАЙД 3 – тема СЛАЙД 4 – маршрутный лист Начало пути – Станция №1В прошлое – Станция №2 Равнины – Станция №3 Восхождение – Привал – Станция №4 Взрыв На столах лежат маршрутные листы, используя которые вы смо-жете без труда совершить путешествие по Евразии. СЛАЙД 5 – Станция №1В прошлое Музыка №1 - А.Пугачевой «Старинные часы» СЛАЙД 6 – Дрейф континентов Ребята, вспомните как появился материк Евразия? 1. Кто вспомнит как назывался самый первый материк? 2. На какие материки раскололась Пангея? 3. Сколько материков существует в настоящее время? (200 млн. л.н. – Пангея, 135млн.л.н – Гондвана, Лавразия – на-стоящее время (6 материков). Предлагается дать анализ строения земной коры Евразии? В основе материка лежит Евроазиатская ЛП; есть столкновение с Африканской, Индо-Австралийской и Тихоокеанской плитами; в местах столкновения плит расположены сейсмические пояса: Альпийско-Гималайский и Тихоокеанский. В центральных рай-онах Евразии преобладают платформы, а в южных и восточных – горные области, следовательно, на севере и западе преимущест-венно расположены равнины, а на юге и востоке – горы. Обратите внимание, что горные области Евразии отмечаются разными цветами. Путешественники, как вы считаете, с чем это может быть связано? (разный возраст горообразования). Сопос-тавляя карты атласа заполнить таблицу. Ребята давайте вспомним то что вы проходили раньше, посмот-рите на табличку которая начинается со строчки «Элементы зем-ной коры» Ребята давайте сделаем вывод. Какие закономерности вы заметили? Что соответствует складчатым областям, а что платформам? (Складчатым об-ластям соответствуют горы, а платформам – равнины и плос-когорья). СЛАЙД 7 – таблица Задание №1 Строение земной коры Соответствующие формы рельефа (заполнить) Древние плат-формы 1 группа Восточно-Европейская Восточно-Европейская равнина Сибирская Среднесибирское плоскогорье Индийская Декан плоскогорье Китайско-Корейская Великая китайская равнина Области складча-тости Древняя 2 группа Уральские, Алтай, Тянь-Шань, Скандинавские Средняя вместе Верхоянский хр., хр. Черского, хр. Сихоте – Алинь, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Кунь-Лунь. Новая 3 группа Памир, Кавказ, Гималаи, Альпы Рельеф Евразии, внутреннее строение земной коры Вывод: Происхождение позднее горообразовательные процессы соединили эти платформы, расширив площадь материка. В даль-нейшем к Евразии присоединились платформы – осколки древней Гондваны, лежащие в основании полуостровов Аравийский и Ин-достан. На южных границах Евразийской плиты, на ее стыке с со-седними плитами, происходили и происходят мощные горообра-зовательные процессы, которые привели к образованию высо-чайших горных систем. СЛАЙД 8 – Станция №2 Равнины Музыка №2 – классика Как и на других материках, основная часть населения Евразии живет на равнинах. Одна из самых больших на земном шаре – это Западно-Сибирская равнина. До последнего поднятия земной коры на месте нынешней равни-ны плескались волны древнего моря. Поэтому ее поверхность, сложенная морскими и континентальными породами осадочного происхождения, довольно ровная. Древние ледники оставили на поверхности равнин в северной части Евразии моренные гряды. СЛАЙД 9 – Станция №3 Восхождение-фото горы Музыка №3 – В.Высоцкий «Песня альпинистов» СЛАЙД 10 – Стихотворение Я знаю – где-то есть заветная гора. Я верю, что придет прекрасная пора. И, может быть, не раз придется отступать – Я должен там когда-то побывать. Как и равнины, горы Евразии различны по происхождению и воз-расту. Горы новой складчатости образуют 2 гигантских пояса, расположенных на восточной и южной окраинах материка. Аль-пийско-Гималайский пояс протянулся в южной части Евразии от Атлантического и почти до тихого океана. В него входят Пи-ренеи, Альпы, Карпаты. Кавказ, Памир, Гималаи. Тихоокеанский пояс складчатых гор начинается на Камчатке и заканчивается на больших Зондских островах. В Евразии он сов-падает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом земле-трясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов – это дейст-вующие и потухшие вулканы. Значительно старше Скандинавские горы, Урал, Тянь-Шань, Ал-тай. Они появились в эпоху древней складчатости. Под влиянием внешних процессов в течение многих млн. лет горы были сильно разрушены. В некоторых из них в дальнейшем произошли новые поднятия, например на Урале, Тянь-Шане, Алтае. На рельеф Ев-разии большое влияние оказало и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Древний ледник покрывал также многие е горные хребты. Земная кора материка формиро-валась во все геологические эры. СЛАЙД 11 законченная таблица И так ребята у нас должна была получится такая таблица. - А сейчас мы поработаем на скорость, в атласах откройте физи-ческую карту Евразии. Установите правильную последовательность, пронумеровав дан-ные территории по мере возрастания высот: Форма рельефа Высота, м № Западно-Сибирская рав-нина 0-200 м 6 Среднесибирское плоско-горье До 1000 м г. Камень-1664 м 4 Восточно-Европейская равнина 200-500 м Хибины 1191 м 5 Прикаспийская низмен-ность ниже 0 м (-28 м ниже уровня моря) 7 Уральские горы 1000-2000 м г. Народная1895 м 3 Нагорье Тибет Свыше 5000 м 1 Иранское нагорье Наивысшая точка 4547 м 2 СЛАЙД 12 – Альпы, Тибет, Гималаи Вывод: Азия выше Европы (3/4 Азии занимают горы), самая вы-сокая точка материка – г. Джомолунгма (8848м), самое низкое место – впадина Мертвое море (-400м). СЛАЙД 13 – Привал Музыка №4 – Аквариум «Перекресток» Физминута (упражнение «Возьмитесь за руки»). Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук. На счет 3 вам необ-ходимо дружно крикнуть «Мы команда!» СЛАЙД 14 – Станция №4 Взрыв Музыка №5 – из передачи «Что? Где? Когда?» Нельзя изучать рельеф на рассмотрев вулканы. На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсми-ческие пояса земного шара, происходит большая часть землетря-сений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс, с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евра-зии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце». СЛАЙД 15 Задание № 3. В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя карты атласа, установите соответствие: 1. Везувий А. Пол – в Камчатка 2. Этна Б. Зондские о-ва 3. Кракатау В. Остров Сицилия 4. Ключевская Сопка Г. Японские о-ва 5. Фудзияма Д. Аппенинский пол-в 4.Закрепление новой темы. И так ребята, сегодня мы изучили рельеф Евразии Скажите мне пожалуйста, повторив элементы земной, что можно сказать о разнообразии рельефа Евразии? Почему на севере рав-нины, а на востоке и юге горы? 5.домашнее задание СЛАЙД 16 домашнее задание Ребята запишите домашнее задание Молодцы ребята, а теперь давайте посчитаем наши карточки и посмотрим какая же команда сегодня победила? Победившая команда получает сладкий приз, а особо активным ребятам мы с Ириной Николаевной поставим оценки. Следующий урок у нас тоже пройдет в виде игры поэтому хорошо готовьтесь и может в следующий раз именно вы будете победите-лем и получите хорошие оценки. Устный опрос На доске нарисова-на решетка для этой игры – девять ячеек. Ответы учеников, работа с картами Запись в тетрадях Ответы учеников Работа с атласами, заполнение табли-цы, запись в тет-радь. Повторение ранее изученного, работа со схемой. Вывод, анализ Рассказ про равни-ны и горы Евразии. Устное заполнение таблицы. Физминутка Работа с атласами: физическая карта Евразии, карта строения земной коры. Сопоставле-ние имеющихся данных. Закрепление Запись в дневники домашнего задания. | |
Просмотров: 4591 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|