Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

рельеф Евразии.
Тема «Современный рельеф Евразии»

Цель: на основе имеющихся знаний, изучить рельеф Евразии.
Задачи:
1. образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Ев-разии;
2. воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии;
3. развивающие: развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, интерактивной доской, контурными картами,
Уметь:
 сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний,
 по типовому плану характеризовать основные формы рельефа,
 делать выводы

Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная установка, физическая карта Евразии, компьютер, тетради, дидактические карточки, раздаточный мате-риал, схемы, таблицы.

Метод: обьяснительно-иллюстративный

Тип урока: урок-игра
Структура урока
1. Орг момент
2. Опрос д/з
3. Изучение новой темы
4. Закрепление
5. Д/з

Ожидаемые результаты:
1. Учащиеся должны усвоить рельеф Евразии.
2. Должны уметь сопоставлять различные карты
3. Должны уметь находить взаимосвязи между геологическим строением и рель-ефом.

Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Анастасия Андреев-на, я буду вести у Вас урок географии. Садитесь
2. Проверка знаний и умений (5 мин.)
А) индивидуальные карточки -6 чел.
Б) Игра "Крестики – нолики"
– На прошлых занятиях Вы изучили темы Океаны и моря у бе-регов Евразии и ее физико-географическое положение. Сегодня я предлагаю вам вспомнить игру, в которую, наверное, играли еще много лет назад ваши бабушки и дедушки. Да и некоторые из вас иногда, на переменах увлекаются этой игрой. Она называется "крестики- нолики", и условия ее известны каждому.
3 6 8
5 9 1
2 4 7
Класс делится на 3 команды. За каждый правильный ответ я буду давать вам цветные карточки.
Вопросы:
1. Какие океаны омывают материк Евразия?
2. В каких полушариях расположен материк Евразия?
3. На материке Евразия расположен самый большой полуост-ров, как он называется? Покажите его.
4. Назовите и покажите моря отделяющие Евразию от Афри-ки?
5. Назовите и покажите самую высокую горную вершину?
6. Назовите и покажите самое большое озеро Евразии?
7. Назовите и покажите самое глубокое озеро Евразии?
8. Назовите и покажите материки, расположенные возле Евра-зии?
9. Какие вы знаете цветные моря омывающие Евразию? пока-жите их
Молодцы ребята, но на этом наше соревнование не заканчивается, оно будет идти во время всего урока, поэтому старайтесь быть ак-тивными, но и не забывайте о дисциплине, в конце урока побе-дившая команда получит приз.
3.Изучение новой темы.
СЛАЙД 1 – эпиграф
Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова К.Паустовского: "Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний".
Сегодня необычный урок: урок-путешествие.
СЛАЙД 2 – урок-путешествие, картинки
Ребята, я предлагаю вам побывать в роли путешественников. Нам предстоит, исследовать особенности и основные этапы формиро-вания рельефа Евразии.
Евразия – значительно выше других материков. На ее территории расположены высочайшие горные системы земного шара. Самая высокая из них – Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848м). Равнины Евразии отличаются огромными размерами и тянутся на тысячи км. В Евразии особенно велики колебания вы-сот. Разница между впадиной Мертвого моря и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9км.
- А сейчас мы откроем тетрадки и запишем новую тему. Число, тема сегодняшнего урока: «Рельеф Евразии»
СЛАЙД 3 – тема
СЛАЙД 4 – маршрутный лист
Начало пути – Станция №1В прошлое – Станция №2 Равнины – Станция №3 Восхождение – Привал – Станция №4 Взрыв
На столах лежат маршрутные листы, используя которые вы смо-жете без труда совершить путешествие по Евразии.
СЛАЙД 5 – Станция №1В прошлое
Музыка №1 - А.Пугачевой «Старинные часы»
СЛАЙД 6 – Дрейф континентов
Ребята, вспомните как появился материк Евразия?
1. Кто вспомнит как назывался самый первый материк?
2. На какие материки раскололась Пангея?
3. Сколько материков существует в настоящее время?
(200 млн. л.н. – Пангея, 135млн.л.н – Гондвана, Лавразия – на-стоящее время (6 материков).
Предлагается дать анализ строения земной коры Евразии?
В основе материка лежит Евроазиатская ЛП; есть столкновение с Африканской, Индо-Австралийской и Тихоокеанской плитами; в местах столкновения плит расположены сейсмические пояса: Альпийско-Гималайский и Тихоокеанский. В центральных рай-онах Евразии преобладают платформы, а в южных и восточных – горные области, следовательно, на севере и западе преимущест-венно расположены равнины, а на юге и востоке – горы.

Обратите внимание, что горные области Евразии отмечаются разными цветами. Путешественники, как вы считаете, с чем это может быть связано? (разный возраст горообразования). Сопос-тавляя карты атласа заполнить таблицу.

Ребята давайте вспомним то что вы проходили раньше, посмот-рите на табличку которая начинается со строчки «Элементы зем-ной коры»
Ребята давайте сделаем вывод.
Какие закономерности вы заметили? Что соответствует складчатым областям, а что платформам? (Складчатым об-ластям соответствуют горы, а платформам – равнины и плос-когорья).

СЛАЙД 7 – таблица
Задание №1
Строение земной коры Соответствующие формы рельефа (заполнить)
Древние плат-формы
1 группа Восточно-Европейская Восточно-Европейская равнина
Сибирская Среднесибирское плоскогорье
Индийская Декан плоскогорье
Китайско-Корейская Великая китайская равнина
Области складча-тости Древняя
2 группа Уральские, Алтай, Тянь-Шань, Скандинавские
Средняя
вместе Верхоянский хр., хр. Черского, хр. Сихоте – Алинь, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Кунь-Лунь.
Новая
3 группа Памир, Кавказ, Гималаи, Альпы
Рельеф Евразии, внутреннее строение земной коры
Вывод: Происхождение позднее горообразовательные процессы соединили эти платформы, расширив площадь материка. В даль-нейшем к Евразии присоединились платформы – осколки древней Гондваны, лежащие в основании полуостровов Аравийский и Ин-достан. На южных границах Евразийской плиты, на ее стыке с со-седними плитами, происходили и происходят мощные горообра-зовательные процессы, которые привели к образованию высо-чайших горных систем.
СЛАЙД 8 – Станция №2 Равнины
Музыка №2 – классика
Как и на других материках, основная часть населения Евразии живет на равнинах. Одна из самых больших на земном шаре – это Западно-Сибирская равнина.
До последнего поднятия земной коры на месте нынешней равни-ны плескались волны древнего моря. Поэтому ее поверхность, сложенная морскими и континентальными породами осадочного происхождения, довольно ровная. Древние ледники оставили на поверхности равнин в северной части Евразии моренные гряды.
СЛАЙД 9 – Станция №3 Восхождение-фото горы
Музыка №3 – В.Высоцкий «Песня альпинистов»
СЛАЙД 10 – Стихотворение
Я знаю – где-то есть заветная гора.
Я верю, что придет прекрасная пора.
И, может быть, не раз придется отступать –
Я должен там когда-то побывать.
Как и равнины, горы Евразии различны по происхождению и воз-расту. Горы новой складчатости образуют 2 гигантских пояса, расположенных на восточной и южной окраинах материка. Аль-пийско-Гималайский пояс протянулся в южной части Евразии от Атлантического и почти до тихого океана. В него входят Пи-ренеи, Альпы, Карпаты. Кавказ, Памир, Гималаи.
Тихоокеанский пояс складчатых гор начинается на Камчатке и заканчивается на больших Зондских островах. В Евразии он сов-падает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом земле-трясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов – это дейст-вующие и потухшие вулканы.
Значительно старше Скандинавские горы, Урал, Тянь-Шань, Ал-тай. Они появились в эпоху древней складчатости. Под влиянием внешних процессов в течение многих млн. лет горы были сильно разрушены. В некоторых из них в дальнейшем произошли новые поднятия, например на Урале, Тянь-Шане, Алтае. На рельеф Ев-разии большое влияние оказало и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Древний ледник покрывал также многие е горные хребты. Земная кора материка формиро-валась во все геологические эры.
СЛАЙД 11 законченная таблица
И так ребята у нас должна была получится такая таблица.
- А сейчас мы поработаем на скорость, в атласах откройте физи-ческую карту Евразии.
Установите правильную последовательность, пронумеровав дан-ные территории по мере возрастания высот:
Форма рельефа Высота, м №
Западно-Сибирская рав-нина 0-200 м 6
Среднесибирское плоско-горье До 1000 м
г. Камень-1664 м 4
Восточно-Европейская равнина 200-500 м
Хибины 1191 м 5
Прикаспийская низмен-ность ниже 0 м (-28 м ниже уровня моря) 7
Уральские горы 1000-2000 м
г. Народная1895 м 3
Нагорье Тибет Свыше 5000 м 1
Иранское нагорье Наивысшая точка 4547 м 2

СЛАЙД 12 – Альпы, Тибет, Гималаи
Вывод: Азия выше Европы (3/4 Азии занимают горы), самая вы-сокая точка материка – г. Джомолунгма (8848м), самое низкое место – впадина Мертвое море (-400м).
СЛАЙД 13 – Привал
Музыка №4 – Аквариум «Перекресток»
Физминута (упражнение «Возьмитесь за руки»).
Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук. На счет 3 вам необ-ходимо дружно крикнуть
«Мы команда!»
СЛАЙД 14 – Станция №4 Взрыв
Музыка №5 – из передачи «Что? Где? Когда?»
Нельзя изучать рельеф на рассмотрев вулканы.
На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсми-ческие пояса земного шара, происходит большая часть землетря-сений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс, с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евра-зии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце».
СЛАЙД 15
Задание № 3. В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя карты атласа, установите соответствие:
1. Везувий А. Пол – в Камчатка
2. Этна Б. Зондские о-ва
3. Кракатау В. Остров Сицилия
4. Ключевская Сопка Г. Японские о-ва
5. Фудзияма Д. Аппенинский пол-в

4.Закрепление новой темы.
И так ребята, сегодня мы изучили рельеф Евразии
Скажите мне пожалуйста, повторив элементы земной, что можно сказать о разнообразии рельефа Евразии? Почему на севере рав-нины, а на востоке и юге горы?
5.домашнее задание
СЛАЙД 16 домашнее задание
Ребята запишите домашнее задание

Молодцы ребята, а теперь давайте посчитаем наши карточки и посмотрим какая же команда сегодня победила?
Победившая команда получает сладкий приз, а особо активным ребятам мы с Ириной Николаевной поставим оценки.
Следующий урок у нас тоже пройдет в виде игры поэтому хорошо готовьтесь и может в следующий раз именно вы будете победите-лем и получите хорошие оценки.

Устный опрос

На доске нарисова-на решетка для этой игры – девять ячеек.

Ответы учеников, работа с картами

Запись в тетрадях

Ответы учеников

Работа с атласами, заполнение табли-цы, запись в тет-радь.

Повторение ранее изученного, работа со схемой.
Вывод, анализ

Рассказ про равни-ны и горы Евразии.

Устное заполнение таблицы.

Физминутка

Работа с атласами: физическая карта Евразии, карта строения земной коры. Сопоставле-ние имеющихся данных.

Закрепление

Запись в дневники домашнего задания.
Категория: География | Добавил: Сая1990 (2012-02-18)
Просмотров: 4597 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 11:46 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru