Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Япония.
Тема: Япония.
Цель: Ознакомить учащихся с ЭГП Японии, населением, отраслевой и территориальной структурой хозяйства.
Выявить особенности социально-экономического развития экономики Японии.
Рассмотреть явление, получившее название «экономическое чудо».
Формировать общегеографическую культуру через знакомство с обычаями, традициями населения Японии.

Оборудование: Политическая и экономическая карты, атласы, компьютер, проектор.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

1. Сколько стран на нашей планете, и на какие три группы они делятся?
2. Назовите страны и столицы «Большой семерки».
3. Что является основным показателем при классификации стран?
С некоторыми странами «Большой семерки» мы уже познакомились на предыдущих уроках. Сегодня мы познакомимся еще с одной страной.

III. Изучение нового материала.

Эпиграф:
На островах в соленых водах
Лежала древняя страна.
От государств, других районов
Так отличалась она.

Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
Что люди гибли в тот же час.

Там развивалась культура,
Веками строились дома,
И что рождалось здесь впервые –
Не умирало никогда.

Страной Восходящего Солнца
Назвали соседи ее.
Встает из-за моря здесь солнце,
За горы садится оно. Слайд 1.

Сейчас мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой стране пальто подаёт женщина, левостороннее движение, а руль в машине с правой стороны, кошки безхвостые, пишут сверху-вниз, спят на полу, едят палочками, а белый цвет является траурным. О какой стране идёт речь? Да, это Япония. Это одна из интереснейших стран мира, как с точки зрения культурных традиций, так и с экономической точки зрения. А понять и узнать эту своеобразную страну нам помогут учащиеся, которые готовили материал к сегодняшнему уроку. О географическом положении нам расскажет Атаева Динара. Слайд 2.

Ученик. Япония – это страна восходящего солнца. Это островное государство, а точнее это страна – архипелаг, расположенная на четырёх крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти на 4-х тыс. мелких островов в Тихом океане.
Столица государства – город Токио. Общая площадь территории – 372,2 тыс. км²; численность населения – 128 млн. человек. Так как это островное государство, оно не имеет сухопутных границ с другими государствами Земного шара. Форма государственного правления – конституционная монархия. Глава государства – император. Денежная единица - иена.
Протянувшись с севера на юг на тысячи километров, японские острова пересекают 4 климатических пояса. Но преобладает муссонный климат. «Ямато» - означает путь гор. Япония – страна гор. Древние японцы поклонялись горам как воплощению неведомой божественной силы, которая дремала в их недрах, а иногда вдруг вырывалась наружу в виде пламени, грохота, каменных дождей и испепеляющих огненных рек.
Земная кора в этом районе очень подвижна. Дугообразная вереница японских островов то и дело колышется, ходит ходуном из-за землетрясений, а небольшие землетрясения происходят в Японии каждый день. И поэтому жители Японии стремятся приспособить свою жизнь к грозящим землетрясениям. Например, конструкция традиционного японского дома отличается простотой и легкостью, а также почти полным отсутствием мебели. Размещение вещей в доме подчиняется правилу: ни одна тяжелая вещь не должна находиться выше головы сидящего человека. Ещё недавно японцы не возводили высотных зданий, но в наши дни строят сейсмоустойчивые высотные сооружения.
Горные цепи тянутся через острова с севера на юг. На острове Хоккайдо расположена горная цепь вулканического происхождения, берущая начало на Курилах. Одна из наиболее низких горных цепей острова не уступает по живописности Альпам, за что и получила название Японские Альпы. Самая высокая точка Японии – гора Фудзияма (3776м).
Но страна огнедышащих гор больше известна как страна восходящего Солнца, - так назвали Японию её соседи. Слайд 3-11.

Учитель. - Какая особенность ГП подтверждает правильность данного утверждения: «Япония – страна восходящего солнца».
(Новый день начинается раньше всех стран).
Япония замыкает 1-ю десятку стран мира по численности населения. О населении и об особенностях демографической политики в этой стране нам расскажет Мурашкина Марина.

Ученик. Население Японии. По численности населения Япония входит в первую десятку мира, в XX в. население страны увеличилось в три раза. В последние годы прирост населения резко снизился. Это связано с повышением жизненного уровня и регулированием государством рождаемости. В стране проводится демографическая политика на снижение рождаемости. Занятия по планированию семьи проводится в старших классах. В Японии самая низкая детская смертность и самая высокая продолжительность жизни. По средней продолжительности жизни (80 лет) Япония опережает все страны мира. Государство мононациональное, 99% населения японцы. К малочисленным народам относятся айны (20 тыс.), проживающие на Хоккайдо, корейцы (700 тыс.) и китайцы (100 тыс.), живущие в крупных городах.
Плотность населения Японии очень высока: 337 человек на 1 км². ¾ населения живут в городах. 60% городского населения в основном проживают в агломерациях Токио, Осака, Нагоя, образуя японский мегалополис «Токайдо». Есть изменения во внутренней миграции: жители сельских районов переселяются в города, а жители крупных городов переезжают в пригороды или небольшие города.
Большинство населения придерживается воззрений синтоизма – национальной религии японцев. Доля экономически активного населения очень велика – это половина численности населения. Большинство из них пожилые люди. Это связано с процессом старения нации. Японцы – загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Почему японская нация самая здоровая в мире? Мы прекрасно знаем, что на 50% продолжительность жизни зависит от образа жизни. Существует 5 основных жизненных принципов, которых придерживаются японцы:
-- свежие продукты
-- само отношение к жизни
-- доброжелательность
-- привычка ходить
-- гигиена
Все продукты в магазинах наисвежайшие. В пищу употребляют много морепродуктов. Японцы как никакой другой народ в мире знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу: леса, реки, животных, птиц. В отношениях друг к другу царит доброжелательность. Японцы очень много ходят пешком. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять шагов в день – ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца. Каждый чихающий и кашляющий носит на лице специальную маску из нескольких слоёв марли. Причем, носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду. Трудолюбие и дисциплинированность, неприхотливость в быту, любовь к природе, крепкие семьи, где живут три поколения, желание учиться – вот главные особенности японского менталитета. Слайд 12-15.

Учитель. Форма государственного правления – конституционная монархия. Глава государства - император. Япония – это единственная империя в мире. Для японцев император – святой человек. Он устанавливает в обществе гармонию и спокойствие. Согласно конституции император является символом государства и единства нации. В Японии высшая власть передается по наследству. И история императорской семьи насчитывает несколько тысячелетий. Это самая старая непрерывная династия в мире. Фактически, глава правительства – пример-министр.
Япония располагает очень незначительными сырьевыми ресурсами, поэтому в 70-е годы был взят курс на развитие наукоемких отраслей, производящих высококачественную, успешно конкурирующую на мировом рынке продукции. С хозяйством страны нас познакомит Робулец Диана.

Ученик. Хозяйство. В течение нескольких последних десятилетий Япония считается сверхкрупной экономической державой мира. По уровню развития и мощи экономики она занимает второе место в мире после США. Вначале японцы выработали тщательно продуманную стратегию экономического развития с учетом местных условий. Они заимствовали многие научно-технические изобретения на Западе и исключительно быстро внедряли их в производство. Уделяли огромное внимание развитию науки, новых технологий, организации труда. Всё население работало очень напряженно, при этом зарплата оставалась очень низкой. В итоге Япония совершила мощный рывок в своём экономическом развитии. Позднее эта страна создаёт 19 технополисов – новые города науки с научно-исследовательскими учреждениями, развивает более наукоёмкие отрасли. Японцы не жалели средств на покупку лицензий и патентов, но всячески противились появлению на японской земле предприятий, где хозяйничали бы иностранцы. Они начинают выпускать ту продукцию, которая пользуется большим спросом на мировом рынке: 1955 год – 1 место в мире по судостроению, через несколько месяцев того же года фирма «Сони» выпускает карманный радиоприёмник. На мировом рынке появляется новый вид продукции с маркой «Сделано в Японии» и говорит это о высококачественной продукции. Промышленность страны получила многомиллионные заказы. Японцы очень трудолюбивы и дисциплинированы. С 80-х годов ХХ века Япония стала одним из ведущих экспортёров мира. Япония ввозит из-за рубежа почти всё сырьё и топливо, необходимое для её гигантской машины. Обогащая это сырьё своим трудом и умом, японцы повышают его стоимость в 10 раз. Слайд 16,17.

Учитель. Япония выделяет значительные средства из национального бюджета для развития науки и высшего образования. Внедрение новых технологий требует высококвалифицированных специалистов. Машиностроение – сердце японской промышленности. О машиностроении нам расскажет Клюг Юрий.

Ученик. Машиностроение образует сердце японской промышленности. По стоимости продукции уступает только США. Особенно выделяются автомобилестроение, судостроение, станкостроение, робототехника, бытовая электроника и оптика, производство часов. Особенно быстрыми темпами развиваются робототехника, производство компьютеров, телевизоров. Долгие годы японцы были лидерами по количеству выпускаемых автомобилей. Но в середине 90-х годов США снова стали лидерами в автомобилестроении.
Крупнейшей автомобильной компанией страны является Тоёта, которая уступает только Дженерал Моторс и Форд. Далее следуют Нисан, Хонда, Мазда.
Чтобы понять причины японского чуда в автомобилестроении, нужно принимать во внимание не только высокую технику и технологию, но и высокую квалификацию всех занятых в производстве людей, а также и особенности национального характера японцев.
Сони, Кэнон, Хитачи, Шарп, Коника – известные всему миру, ведущие японские фирмы бытовой и промышленной электротехники, оптической аппаратуры, офисной техники, фотоаппаратов, медицинского и научного оборудования.
Япония не имеет текучести экономически активного населения на предприятиях. Стаж работы служащего, рабочего влияет на заработную плату, продолжительность отпуска. Эта страна выделяет значительные средства из национального бюджета для развития науки и высшего образования. А получение, например, диплома инженера возможно только при самостоятельной рационализаторской разработке. Слайд 18-23.

Учитель. В каждой стране транспорт играет очень большое значение. Как вы думаете, какой вид транспорта Японии развит меньше всего? (трубопроводный) О транспорте Японии нам расскажет Диско Ксения.

Ученик. Транспорт. В Японии хорошо развиты все виды транспорта, кроме внутреннего водного и трубопроводного. Во внутренних перевозках выделяется автомобильный и железнодорожный транспорт, причем по пассажироперевозкам выделяется железнодорожный транспорт. Железные дороги Японии имеют самый высокий технический потенциал. Они все электрифицированные, есть также поезда на магнитной подушке и монорельсовые дороги. Так как эта страна горная, поэтому построено много тоннелей, причем 5 из 10 самых длинных тоннелей мира находится в этой стране. Длина самого длинного железнодорожного тоннеля Сейкан составляет 54 километра, он проложен на глубине 240 метров. Этот тоннель связывает в Японии города двух островов Хонсю и Хоккайдо. В середине пути, следующий по нему поезд, делает 2-минутную остановку, чтобы пассажиры могли сделать снимки через прозрачные панели в стене тоннеля.
Сельское хозяйство. Рельеф Японии горный, удобен для животноводства, а природные условия благоприятны для растениеводства. Сельское хозяйство не может в полной мере обеспечить потребности населения в продуктах питания. Порт Йокохама является крупнейшим в мире по приему зерна. Обрабатываемых в стране земель 5,3 млн. га. половина этих земель поливные. Основная культура – рис. По его производству страна также на первом месте в мире. В послевоенные годы быстрыми темпами развивалось и достигло заметных успехов животноводство. А тек же рыболовство самая значительная отрасль страны, на «морских плантациях» выращивают морские водоросли и морских животных (раковины жемчуга). Слайд 24-31.

Учитель. Япония страна высокой культуры и сплошной грамотности. С культурными традициями и обычаями этой страны нас познакомит Копобаева Аяна.

Ученик. Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции. К числу таких традиций относятся: икебана, бонсай, каллиграфия, музыка, живопись на бумаге и шелке, чайная церемония, кимоно, почитание старших, и др.
Икебана – вид искусства, созданный нацией, которая веками воспитывала в себе умение обращаться к природе как к неисчерпаемой сокровищнице прекрасного. Это умение расстановки цветов и веток деревьев в вазах. Сущность икебаны лаконично выражена в словах: «цветы срезаны, но не убиты!», вы «спасли душу цветка, он продолжает жить в совершенной гармонии с новой окружающей средой».
Бонсай – это японское слово символизирует искусство выращивания деревьев в миниатюре на подносах и в горшках. Это копия природы.
Кимоно – дословно «вещь, которую надевают». Это традиционная не только женская, но и мужская одежда японцев. Однако увитеть на улице большого города японку в кимоно очень трудно, хотя оно обязательно есть у каждой японской женщины для особых случаев.
Чайная церемония состоит из набора последовательных действий, называемых «ката». Обычная чайная церемония продолжается 4 часа. За это время два вида чая – жидкий и густой. Перед густым чаем гостям подают разную еду, а потом чай. Приглашение в гости на чай – исключительное к вам расположение, а не просто жест вежливости. Чайная церемония всегда была связана с буддизмом. Сам чай завозился из Китая, а чайные принадлежности – из Китая и Кореи. Слайд 32-45.

Учитель. Мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в котором люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие на Земле могли бы позавидовать им.

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы для обобщения нового материала.
1. ГП, где находится Япония?
2. Это островное государство состоит из …. крупных островов, а какой из них самый большой?
3. Имеет ли Япония границы с другими государствами?
4.Какие природные явления приносят много неприятностей и бед?
5. Что преобладает в рельефе Японии?
6. Население Японии полиэтническое или мононациональное?
7. В Японии низкая детская смертность и высокая продолжительность жизни – почему японская нация самая здоровая в мире?
7. Ввоз в страну товаров – это…..(импорт)
8. Что преобладает в импорте Японии?
9. Вывоз товаров из страны – это …. (экспорт).
10. Что преобладает в экспорте ?
11. Какие качества отличают японский народ?
- трудолюбие
- дисциплинированность
- неприхотливость в быту
- любовь к природе
- почетание традиций
- доброжелательность
12. Какие отрасли машиностроения являются превалирующими в стране?
13. Почему, внутренний водный транспорт развит в Японии плохо?
(реки малопротяженные и в основном это бурные горные реки)
14. Какие основные продукты японцы используют в питании?
15. Как приветствуют друг друга японцы?

IV. Рефрексия.

V. Домашнее задание. § - 5
Категория: География | Добавил: Аллочка (2012-03-05) | Автор: Муляк Елена Александровна E
Просмотров: 2125 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 2:40 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru