Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии и во внеурочное время» Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. развитие и обучение носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Ключевой проблемой в решения задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направленно не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимся теоретических положений от умения применять их на практике. Задачи: Вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков. Формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, познавательные способности. Направление обучения: учебная, воспитательная, методическая, исследовательская. Создать условия для самореализации учащегося в развитии познавательного интереса к науке, творческого и критического потенциала, для формирования и развития компетентности учащегося. Предоставить учащимся возможность самостоятельного конструирования своих знаний, ориентации в информационном пространстве. Помочь учащимся в выработке навыков интеллектуального труда, в возможности увидеть, сформулировать и решить проблему, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество Определяя направленность педагогической деятельности, учитываю основные задачи модернизации Казахстанского образования – повышение его доступности, качества и эффективности В преподавании географии на всех ступенях обучения реализую требования государственного стандарта общего образования, разработанного с учетом основных задач модернизации общего образования: -введение профильного обучения на старшей ступени школы; -в соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования; -личная ориентация содержания образования; -деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности; -формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Возрастают требования к универсальности знаний учащихся, в образовании придается важнейшее значение нравственному развитию личности, ее социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и самореализоваться в обществе. В связи с этим главной целью своей педагогической деятельности считаю формирование нравственных основ личности, развитие интеллектуальных способностей учащихся, создание устойчивой потребности в самообразовании и саморегуляции, активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей. Исходя из цели, ставлю следующие задачи: ▪ способствовать успешному обучению учащихся и добиваться эффективности урока и качества знаний, через развивающее обучение, предусматривающее применение методов творческой деятельности, использование новых технологий; ▪ создать условия для развивающего обучения посредством индивидуализации и дифференциации, учитывающих уровень развития и способности каждого ученика ▪ развивать познавательные способности учащихся через применение активных форм обучения. В процессе обучения на уроках географии использую и традиционную методику, проверенную и испытанную временем, и новые педагогические технологии. На уроках географии для лучшего усвоения и запоминания материала повышения качества знаний учащихся наиболее целесообразными считаю и использую комплекс технологий личностно-ориентированного, развивающего образования: проблемное обучение, групповое самостоятельное обучение, технологию уровневой дифференциации, технологию мониторинга, развитие познавательного интереса. В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызывает в них созерцательный интерес к предмету. Ученики приходят ко мне на урок с переключенным вниманием, поэтому основной задачей для меня как для учителя, переключить мозговую дорожку на восприятие географического материала. Снятию усталости, лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности географии способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения. Педагогические технологии на уроках применяю с учетом основного вида деятельности, характерного для определенного возраста школьников. Ученики во время урока сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками, как ответ на проблемный вопрос учителя. При объяснении нового материала использую отрывки из художественных произведений. При изучении географии в 8-9 классах первые уроки я начинаю со следующих слов: Географии основы, заставляют стать поэтом! Не опишешь тусклым словом Нашу яркую планету! Как велика моя страна, как широки ее просторы! Озера, реки и поля, леса и степь и горы. Раскинулась моя страна, от севера до юга: Когда в одном краю весна. В другом – снега и вьюга. Таким образом, я читаю, что этот урок имеет большое значение для усвоения знаний и для развития познавательного интереса. Активно использую на уроках групповые формы обучения. Возможности данного метода обучения огромны. Во-первых, совместная деятельность влияет на характер межличностных отношений в классе, что положительности отражается на сплоченности коллектива учащихся. Во-вторых, в процессе совместной деятельности происходит самостоятельность, умение посмотреть на проблему с позиции другого человека, проявляется склонность к творческой работе, повышается уровень знаний. Организую коллективную деятельность, групповую работу. В начале урока объясню ученикам цель предстоящей работы, раздаю подготовленные размноженные задания и инструкции по их выполнению, контролирую ход и результат групповой работы, консультирую, побуждаю к действию. При моделировании уроков в режиме группового самостоятельного обучения важно учитывать, что ученик, выполняя проблемные задания в группе, расширяет поле решений, прогнозирует большое число учебных действий, яснее осознает свои потребности. В итоге у него развиваются способности находить решения в новых ситуациях, т.е. развивается интеллект. Творческие задания, выполнения презентаций, приобщает учеников к самостоятельной деятельности. Ученики выполняют работы на такие темы: «Страны Европы», «Страны Азии» « Транспорт мира», «Полезные ископаемые», «Реки и озера Казахстана» и лр. В своей практике использую не только собственные разработки презентаций к урокам, но и работы, выполненные учениками. Учеников очень увлекает эта работа. Использование интерактивной доски – актуально. Уроки, проведенные с интерактивной доской, продуктивнее традиционных уроков. Известно, что 87% информации поступает в мозг человека через зрительный канал восприятия. Использование компьютера и интерактивной доски открывает большие возможности: и красочность, и разный эффект ввода, перемещения и выхода объектов. Таким образом, применение информационных технологий дает несравненно большие возможности совместной деятельности учителя и учеников по сравнению с традиционной доской: урок с интерактивной доской более насыщен наглядностью и информацией, способствует повышению интереса, внимания на уроке, дает возможность экономить учебное время, проверять быстро и эффективно домашнее задания, углублять знания, на таком уроке можно вернуться к прошедшей ранее на уроке информации; современная интерактивная доска создает особый дух сотрудничества на уроке, я бы сказала, комфорт. Интерактивная доска – это красиво. Уроки с использованием ИКТ вызывают у учащихся желание самим сделать презентацию и показать ее соученикам. Никакие доклады и сообщения не могут противостоять презентациям на интерактивной доске. Здесь и восторг, и гордость – я смог сделать сам1 | |
Просмотров: 3534 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|