Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
КГУ "Борасинская средняя школа-сад" Бескарагайский район ВКО Тема: Обобщение знаний по теме: «Внутренние воды». Цель: Обобщение знаний по теме, формирование казахстанского патриотизма, осуществление эколого-краеведческого принципа преподавания географической науки. Задачи: 1. Развитие творческих способностей учащихся. 2. Привлечение внимания к работе с дополнительными источниками знаний с целью межпредметной и внутрипредметной интеграции. 3. Проверить знание географической карты по номенклатуре водных географических объектов. Оборудование: физическая карта Казахстана, листы с заданиями, станции: «Гидрологическая», «Знатоки географической карты», «Что нас ждет на ЕНТ?» (тестовые задания для каждой группы), газеты, плакаты групп учащихся на защите экологических проектов. Тип урока: исследование. Содержание урока: 1. Мобилизующее начало урока (класс делится на 7 групп по 4 человека в каждой и группа экспертов из числа учащихся класса в количестве трёх человек). 2. Вступительное слово учителя. «Здравствуй, планета Земля!» Доброе утро всем присутствующим на уроке! Вряд ли кто будет оспаривать мысль о том, что наша жизнь держится на трёх китах. Каких?-верно, пища, одежда и жилище. А поскольку большая часть нашей жизни проходит в школе, на уроках, то здесь главенствуют две составляющих. Каких?-Поиск и открытие. Девизом нашего урока сегодня мы возьмём слова В. Каверина «Бороться, искать, найти и не сдаваться». Наше путешествие по маршруту «Обобщение знаний по теме: Внутренние воды РК» Нам предстоит достичь цель, суть которой заключается в обобщении накопленных знаний о внутренних водах и решить следующие задачи: 1. Продемонстрировать знания и умения в работе с дополнительными источниками знаний. 2. Выяснить, как хорошо вы знаете водные объекты Казахстана. 3. Мы должны заслушать подготовленные вами экологические проекты по защите водных объектов. 4. Показать хорошие знания в работе с тестами ЕНТ. Итак, в путь! Поезд «Красная стрела» прибывает на станцию «Гидрологическая». Что такое «Гидрология»? Дайте описание этого ключевого слова. Экспертная группа в составе победителя городской олимпиады Панова Петра, а так же отлично успевающих по географии принципиальных, честных и справедливых ваших одноклассниц Попик Дарьи и Биляловой Айгерим оценивают ваши знания по шкале глубин по пятибалльной системе. Прошу дать описания, характеризующие внутренние воды нашей республики по группам. III группа Сырдарья и Амударья – реки слез. Две реки впадают в Аральское море: с востока - Сырдарья, с запада – Амударья, реки горя и слез, появившиеся в незапамятные времена, когда на одном из семи небес было женское ханство. Одни лишь женщины правили там. Если рождался в этом ханстве мальчик, то бросали его на съедение волкам и львам и лишь каждого сотого оставляли жить. Но случилось так, что сама правительница этого ханства родила мальчика. Пожалела его правительница, спрятала, подменила девочкой. Прошло время. Вырос её сын сильным и смелым, властным и непокорным. И стал он во главе всех мужчин, оставшихся в этом ханстве, захотел захватить власть, поднял восстание. Но женщины победили, мужчин казнили, лишь сына правительницы оставили. Тут старуха, принимавшая когда – то у правительницы роды, открыла всем тайну рождения юноши. Заплакала, зарыдала небесная женщина, печалью покрылось её ханство, и две реки, два горьких потока слёз из глаз её – Сырдарья и Амударья – до сих пор бегут с гор с запада и востока до Аральского моря. Одна из них принадлежит нашему государству – это река, содержащая в своем названии продукт питания и женское имя. Совершенно верно – это Сырдарья. I группа С. Шестаков Татьяне Твои глаза, как озеро Балхаш – Великое создание природы, Увы, в нем полный Ералаш И разные перемешались воды. II группа Осень на Каспии На Каспийском побережье Осень снова наступила. Золотым, багряным цветом Все вокруг преобразила. Пожелтели всюду травы, Белый пух везде летает, Нитка тонкой паутины В воздухе прозрачном тает. IV группа Стих на казахском языке. V группа Альфред Пряников Разногодье (стихи 1953 – 1993гг) Болею сердцем за Ишим Болею сердцем за тебя, Ишим, И за твои страдальческие воды: Как часто мы, не думая, спешим В них побросать весь мусор и отходы! А в половодье, не скрывая срама, Ты, кроме тающего льда, несёшь Завала всякой мерзости и хлама Болею сердцем за тебя, Ишим… VI группа Б.Кузьменко Здесь течет Ишим. Ишим, зародившись на севере Карагандинской области, минует Акмолинскую, Северо – Казахстанскую области. Общая площадь его бассейна составляет почти 150 тыс. км2. Это степь и лесостепь. Вдоль берегов реки расположена наша столица – Астана, областной центр – Петропавловск, несколько райцентров – Вишневка, Державинск, Есиль, Сергеевка и множество больших и малых сел. VII группа Гали Арманов Целебный Арасан. Я пришел специально к тебе, Арасан, Износился, как видно, в нелёгком труде. От телесных, душевных и всяческих ран Скольких ты исцелил уж в целебной воде. И меня пусть коснётся твоя благодать… Учитель: Спасибо! Слово экспертам! Благодарю! А теперь вы должны ответить на вопросы станции «Гидрологическая». Каждая группа читает по очереди своё задание и даёт ответ. Эксперты оценивают правильность ответа. Станция «Гидрологическая» О чём это описание? 1. Долина реки – одно из самых красивейших мест на территории этой области. Недаром, очарованный красотой этой реки Хан Кучум, одному из своих сыновей дал имя этой реки. Леса в её долине поражают буйством растительности: тополь черный и серебристый, ива, шиповник, смородина, малина, ежевика, хмель, травы здесь вырастают высотой до 2 метров. Чем не джунгли? i. На протяжении более чем 500 км протекает река по этой области и дарит людям влагу, свежесть спасает от жары и жажды. (Река Ишим, имя Ишим, Северо – Казахстанская область ) 2. По окраинам Казахстана несут свои воды наши самые крупные реки. Это источники воды для промышленности и сельского хозяйства это дешевые пути сообщения и неиссякаемые источники гидроэнергии. Назовите эти реки! (Иртыш, Сырдарья Или, Урал) 3. На западе республики плещутся воды величайшего озера планеты. К востоку от него пятнами выделяются 3 крупных озера, а кроме них повсюду разбросаны тысячи средних и мелких озёр. О каких озерах идет описание? Сколько озер в Казахстане?(Каспий, Арал, Балхаш, Зайсан. Более 48 тыс. озер) 4. В книге «Мир географии» я прочитала, что самый длинный водопровод мира имеет протяженность 1778 км. Мы используем воду из этого водопровода. Какого? (Ишимского) 5. Онажды в передаче «Очевидное невероятное» прозвучала информация о том, что на территории Казахстана обнаружено около 70 подземных пресноводных морей. Они не знают смены приливов и отливов, штормов и штилей. Почему? (Потому что мощные пласты песчаников и галичников, пропитанные водой словно губка. Но, если выжать такую «губку» натечет 1,5 –2 Аральского моря. Под землей нет ветра, полный штиль) 6. Всегда ли пойма Иртыша была на месте, указанном на карте сегодня?(Совсем недавно обнаружена древняя пойма Иртыша. Миллион лет назад великая река текла в 60 км. Севернее Семипалатинска. Постепенно русло отклонялось на юг, а пойма оказалась под землёй. Она лежит на глубине 100 – 120 м. Под слоем глины.) 7. Эта река по своей длине 1433 км, в т.ч. Казахстане её длина 815 км. не уступает Северной Длине, а по своему стоку превосходит полноводную Кубань.(Или) Слово экспертам. Спасибо. А сейчас мы прибываем на станцию «Знатоки географической карты» Задание: На отдельном листе вы должны написать названия 16 географических Объектов, имеющих отношение к внутренним водам. Пользоваться картами запрещено.(Контурная карта прилагается). Эксперты оценивают задания. Ответы: 1 – Каспийское море, 2 – Урал, 3 – Эмба, 4 – Тургай, 5 – Ишим, 6 – оз. Тенгиз, 7 – Иртыш, 8 – оз. Зайсан, 9 – оз. Алаколь, 10 – оз. Балхаш, 11 – Капчагайское водохранилище, 12 – Или, 13 – Чу, 14 – Сарысу, 15 – Сырдарья, 16 – Аральское море. «5» - 15-16 «4» - 12 -14 «3» - 10 -11 «2» - менее 10 Слово экспертам. Спасибо. Мы прибываем на станцию «Что нас ждет на ЕНТ?» Каждая группа получает свой вариант и работает над ним в течение 10 мин. Вариант 1. Человек использует в хозяйстве соленые озера для. 2. Болота используются человеком для. 3. Реки, относящиеся к области внутреннего стока. 4. Крупнейшее по площади озеро Евразии и мира. 5. Зона экологического бедствия Средней Азии и Казахстана. 6. Самая многоводная река РК, пересекающая границы нескольких государств. 7. Город РК, областной центр расположенный на двух реках. 8. Город ,бывший областной – центр РК, расположенный выше других над уровнем Мирового океана. 9. Количество стран, использующих территорию Каспийского моря. 10. Часть РК, которую знали и описали древнегреческие ученые. Вариант II 1. Река, на которой расположена Бухтарминская ГЭС и Бухтарминское водохранилище. 2. Самое большое озеро, полностью расположенное на территории РК. 3. Озеро, на побережье которого находится впадина Карагие. 4. Река РК, протекающая по границе между Европой и Азией. 5. Экологические проблемы, возникшие в результате неправильного ведения сельского хозяйства. 6. Ресурс, на котором работают ГЭС. 7. Высота, с которой начинается пояс ледников и снежников на северном Тянь-Шане (м). 8. Высота, с которой начинаются ледники в Джунгарском Алатау. 9. Высота, с которой начинаются горные ледники на Казахстанском Алтае (м). 10. Основная причина уменьшения объема воды в Аральском море. Вариант III 1. Одна из причин загрязнения поверхностных и подземных вод сельским хозяйством. 2. Река, на которой расположена Чардарьинская ГЭС. 3. ГЭС Казахстана на реке Сырдарья. 4. Речная система – это... 5. Речной бассейн – это… 6. Направление и скорость течения реки зависит от… 7. Самое большое озера мира. 8. Снеговая линия – это… 9. Место начала реки 10. Место впадения реки в море, озеро или реку Вариант IV 1. Часть речной долины, которая заливается водой, при подъёме уровня воды в реке. 2. Ежегодно повторяющееся увеличение количества воды в реке. 3. Углубление в речной долине, по которой воды реки текут постоянно. 4. Река, на берегу которой располагается город Костанай. 5. Река, на берегу которой располагается город Астана. 6. Река, на берегу которой располагается город Павлодар. 7. Реки, которые входят в состав Семиречья Казахстана – Жетысу. 8. Основной речной бассейн Западного Казахстана. 9. Озеро, в которое впадает река Черный Иртыш. 10. Реки Казахстана, имеющие длину свыше 1000 км Вариант V 1. Самое крупное озеро казахстанского Алтая. 2. Ученый, доказавший, что река Чу берет начало не из озера, а в горах. 3. Полное описание Аральского моря и Приаралья дал. 4. Реки Казахстана с постоянным стоком. 5. Число рек Казахстана, общая длина которых превышает 100 километров. 6. Краем рисоводства называли долину реки. 7. Озеро, которое описали арабские путешественники в IX – X вв. 8. Река со слепым устьем. 9. Особенность географического положения Центрального Казахстана 10. Уровень Каспийского моря повышается с Вариант VI 1. Основной источник питания рек казахстанской части Западно-Сибирской 2. Самый высокий уровень воды в Каспийском море. 3. Заброшенная речная меандра превращается в озеро. 4. Уровень, до которого река разрабатывает свою долину. 5. Количество основных типов питания рек. 6. Самая длинная река, протекающая по территории РК. 7. Объём воды, протекающий через поперечное сечение реки в единицу времени. 8. Период, когда максимален расход воды в большинстве рек РК. 9. Река с самой мутной водой. 10. Время ледостава на реке Сырдарья. Вариант VII 1. Самый крупный горный ледник в РК. 2. Озеро, в которое впадает река Черный Иртыш. 3. Суммарный объём льда в 2724 ледниках на территории РК (км3). 4. Глубина залегания артезианских бассейнов в РК (м). 5. Абсолютная высота уровня Каспийского моря (м). 6. Падение река, если высота истока 226 м над уровнем моря, а устья – 28 м от уровня моря (м). 7. Исток реки Нуры находится в 8. Реки, относящиеся к бассейну Каспийского моря 9. Озеро, в которое впадает река Каратал 10. Основные реки казахстанской части Восточно – Европейской равнины Ответы Вариант I 1. Добычи соли 2. Добычи торфа 3. Шу (Чу), Сырдарья, Сарысу, Торгай(Тургай), Иле(Или) 4. Каспийское 5. Арал и Приаралье 6. Ертiс (Иртыш) 7. Усть-Каменогорск 8. Алматы 9. –5 10. Прикаспийская низменность и р. Сырдарья Вариант II 1. Иртыш 2. Балхаш 3. Каспийское 4. Урал 5. Загрязнение водных источников 6. Энергия падающей воды 7. 3200 –3300 м 8. 3200 –3300 м 9. 2500 –2600 м 10. Уменьшение речного стока в Арал Вариант III 1. Нерациональное использование минеральных удобрений 2. Сырдарья 3. Чардарьинская 4. Главная река со своими притоками 5. Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку 6. рельефа местности 7. Каспийское море 8. Граница, выше которой снег может накапливаться (не тает) и образуются ледники 9. исток устье Вариант IV 1. пойма 2. половодье 3. русло 4. Тобыл (Тобал) 5. Есiл (Ишим) 6. Иртыш 7. Или, Аксу, Лепсы, Каратал, Тентек, Аягуз 8. р. Жайык (Акжайык, Урал) 9. Зайсан 10. Сырдарья, Акжайык, Шу, Или, Ертыс, Тобол, Есиль Вариант V 1. Зайсан 2. ПП Семенов – Тянь-Шанский 3. Л.С. Берг 4. Ишим, Иртыш 5. – 5 6. Сырдарья 7. Арал 8. Шу 9. Положение в средней части республики в бассейне рек Нура и Сарысу 10. 1978год Вариант VI 1. талые и снеговые воды 2. с апреля по июль 3. старица 4. базис эрозии 5. - 4 (снеговое, дождевое, ледниковое, подземные воды) 6. Иртыш 7. Расход воды 8. тёплый 9. Сырдарья 10. декабрь – март Вариант VII 1. Корженевского (Заилийский Алатау) 2. Зайсан 3. Примерно 100 км 3 4. 380 – 500 м 5. – 28 м 6. 254 м 7. Каркаралинских горах 8. Жайык, Эмба, Уил 9. Балхаш 10. Урал, Эмба, Уил Эксперты оценили задание, а мы прибываем на станцию «Защита экологических проектов». Группа I Экологические проблемы озера Балхаш. Причины Следствия 1. Строительство на реке Или 1. Уровень воды снизился на 2 м. в1970 г Капчагайского водохрани- лища 2. Затопление территории 2. Причинен ущерб ондатровому, рыбному и сельскому хозяйствам. 3. Высыхание устья реки Или 3. Снижение уровня озера. за счет посевов риса, требующих орошения. 4. На побережья озера построен и 4. Озеро загрязнено производствен- работает Балхашский медеплавиль- ными стоками. Комбинат ный комбинат ежегодно использует 59 млн. м3 воды, которая возвращается без очистки в озеро. В составе воды возросло содержание меди в 14 – 54 раз, дне образовался осадок из молибдена, цинка, уничтожающего всё живое Пути решения проблемы. Экологическая положение Балхаша тревожит общественность РК. Казахстанские ученые организовали международный экологический форум «Балхаш 2000». Намечены меры по исследованию этого региона. (Выпущена стен газета) Группа II Экологические проблемы Каспийского моря. Причины 1. С 1978 года повышается уровень Каспийского моря. 2. На Прикаспийской низменности и со дна моря добывают нефть и газ. 3. Хищнический отлов осетровых рыб. Следствия 1. Возникла опасность затопления многих нефтяных промыслов (Каламкас, Каражанбас). 2. Сернистый газ, входящий в состав нефти приносит вред природе (Тенгизское месторождение – 20%) 3. При отливе остатки нефти попадают в море, нарушая чистоту морской воды. Из – за этого обнаружены болезни у белуги, осетра, усача. 4. Особи не успевают достичь 18 летнего возраста в котором начинают нереститься. Уже через 5 лет мы можем потерять осетра навсегда. Гибнут килька, тюлени.(Выпущена стен газета) Пути решения проблемы. 1. Министерством охраны окружающей среды РК осуществляется экологическая экспертиза мониторинг и контроль при проведении геологоразведочных работ в Казахстанском секторе Каспия. Используется передовые технологии. 2. Сосредоточены интересы 5-ти Прикаспийских государств. Группа III Экологические проблемы Аральского моря. Причины Хозяйственная деятельность людей: орошение полей водами Сырдарьи. Следствия 1. Уровень Арала снизился на 13 – 18 м. 2. Озеро разделилось на две части. 3. Дно осушено и на территории образовались солончаки общей площадью 25 тыс. га. 4. Кристаллы соли поднялись ветром в атмосферу и были обнаружены в Норвегии, Гренландии, Беларуси, на Памире. 5. Вода отошла от берегов на 100 км. 6. В связи с ухудшением экологических условий население Приаралья переезжает в другие места. Пути решения проблемы 1. Поэт Мухтар Шаханов создал международную организацию «Арал - Балхаш» 2. 1989 г- Международный форум, на котором принято обращение поэтов «XX век, мир и экология». Приняли участие многие поэты зарубежных стран. 3. Извлекаем 3 урока: экологический, экономический, интернациональный. (Выпущена стен газета) Группа VII (Выпущена стен газета с кроссвордом) и сделаны дополнения по проблеме спасения Арала. Группа IV (Выпущена стен газета) «Озеро Маркаколь» содержательно и интересно представлен материал о Маркакольском заповеднике Группа V Представила проект сохранения Северного Арала и оздоровления экологической ситуации в дельте реки Сырдарьи. По словам А. Рябцева – Председателя Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК, строительство новой плотины на северном Арале, гидроузла Аклак, а так же 8 головных сооружений на каналах, питающих озера вокруг Северного Арала должно быть завершено. Близятся к завершению ремонтные работы на Шардаринской плотине, строительсво защитных дамб на Сырдарье, спрямление русла и восстановительные работы на Казалинском и Кызылардинском гидроузлах. На втором этапе предусмотренно строительство гидроэнергетической станции на гидроузле Аклак, строительство 2 – х мостов в Казалинском и Сырдарьинском районах Кызылординской области, строительсво Караозекского гидроузла, восстановление придельтовых озер. Полностью проект должен быть завершен 27 февраля 2007 года. Группа VI Экологические проблемы реки Ишим. Выявлены причины, связанные с загрязнением. Установлены следствия: 1. Проблема питьевой воды. Остро стоит в РК проблема «Питьевая вода». Ежегодно выделяется 16 млрд. тенге на волнение программы «Питьевая вода». Исполнительная власть должна закладывать в местный бюджет проектно – сметную документацию. В настоящее время реконструировано и строится приблизительно 11 объектов в Карагандинской области, 10 в Алматинской, с Северо – Казахстанской области проводится замена очистных сооружений. Питьевая вода «Хрустальная» - лучший продукт на Казахстанском рынке. Она проходит многоступенчатую очистку. Для дезинфекции воды применяется самый передовой в мировой практике способ – озонирование. Пить воду «Хрустальная»- значит заботиться о своём здоровье. Учитель: Розовой куст, облака, родник, лицо человека, весенний разлив, солнечный свет – все это прекрасные мгновения, которые заставляют нас любить жизнь. Родник – Род – Родина – Пригуби! Чти! Хочется завершить наш урок словами всем хорошо известной песни: Живи родник, живи родник моей любви Любви к Земле одной, К Земле навек родной! Слово экспертам для подведения итогов и выставление оценок. | |
Просмотров: 7772 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|