Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Экология и здоровье (брейн-ринг)
Экология и здоровье
(брейн-ринг)
Цель: способствовать углублению эколого-географических знаний учащихся, расширению кругозора учащихся о природе родного края; формировать оптимальные отношения со средой обитания, воспитывать экологическую культуру у участников игры.
Задачи:
- формирование интереса к решению экологических и биологических задач и ситуаций;
- развитие системного мышления, умения находить правильные решения;
- привитие любви к природе, чувства бережного отношения к ней.
Оборудование: флажки разного цвета для участвующих команд, секундомер.

Участники игры: учащиеся 5-9 классов в составе каждой команды 6 человек, количество команд -3
Игра имеет тематическую направленность и сохраняет на всем протяжении определенный ритм и темп, дисциплинирует ум, развивает воображение, тренирует внимание, память. Она пойдет на пользу не только участникам команд всего интеллектуального турнира, но и зрителям, неся новую информацию и создавая неожиданные ситуации, способы решения которых могут пригодиться в самых непредвиденных обстоятельствах. Кроме того, любой вариант игры (простой или сложный) способствует формированию нестандартного мышления, помогает развивать умение принимать самостоятельные решения. Все эти факторы помогут участнику определить свои способности, как говорится, «найти себя».
Правила игры. Каждая команда должна иметь название, капитана, который руководит командой и свой обозначающий флажок (синий, зелёный, белый). Судейская команда состоит из 2–3 человек, в зависимости от количества играющих команд.

I ТУР. Разминка
Вопросы для I команды
№ п/п Вопрос Ответ
1. Лечебное кобылье молоко? Средство передвижения кочевников? Кумыс
2. Жаркие и засушливые области в южной части Казахстана с редкой и скудной растительностью? Пустыня
3. Средство передвижения кочевников? Лошадь (ат)
4. Одна из рек, впадающая в Аральское море? Сырдарья
5. Сколько видов почв на территории Казахстана? Шесть
6. Назовите заповедник вблизи г.Тараз? Аксу-Жабагалы
7 Небольшой влаго- и солнцелюбивый кустарник, дающий плод-коробочку. Хлопчатник
8. Самый ядовитый гриб? Бледная поганка
9. Так называются леса, расположенные вблизи рек и озёр? Тугаи
Вопросы для II команды
№ п/п Вопросы Ответы
1. Символ города Алматы. Яблоки
2. Древнейшая зерновая культура, используемая человеком в пищу. На территории Казахстана выращивается в основном в Кызылординской области. Рис
3. Пустынный транспорт? Верблюд (түйе)
4. Одно из озёр западного Казахстана, но не Балхаш? Зайсан
5. Назовите заповедник Мангистауской области? Заповедник Устирт
6. Какой гриб считается самым ценным? Белый гриб
7. Самое крупное озеро Казахстана? Каспий
8. Места, где образуются целебные источники. Арасаны
9. Полезное ископаемое, из которого получают удобрение. Его месторождение в Каратау самое большое в мире. Фосфорит
Вопросы для III команды
№ п/п Вопросы Ответы
1. Символ Казахстана? Снежный барс
2. Стадо овец? Отара
3. Крупнейшая река? Иртыш
4. Как называется кислое молоко? Кисляк (айран)
5. Это горючее полезное ископаемое добывают на полуострове Мангыстау? Газ
6. Зимнее пастбище? Кыстау
7. Назовите заповедник, который находится в Аральском море? Заповедник Барсакелмес
8. Озеро Казахстана: наполовины-соленое, наполовину-пресное? Балхаш
9. Какой гриб считается самым «хитрым»? Лисичка

II ТУР. “Экологический калейдоскоп”
№ Вопросы Ответы
1. Нередко в заповедниках практикуют следующее: при возрастании численности зайцев, их частично отлавливают и переселяют в другие заповедники. Почему это необходимо? Таким образом учёные заповедника пытаются сохранить равновесие между приростом растительности и количеством зайцев..
2. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями? В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы - дуплогнёздники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.
3. Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам принести из зимнего сада в её спальню, которая плохо проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. Почему? Фотосинтез, в процессе которого, растения выделяют кислород и, очищают воздух, идет только на свету. Ночью в спальне света не было.
4. Один фермер скосил траву до цветения, другой - после цветения. Какое сено содержит больше питательных веществ? Более питательное сено, если трава скошена до цветения растений, так как на цветение и образование семян расходуется много питательных веществ.
5. После дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления? Дождевые черви дышат кислородам воздуха, проникающего между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитывается влагой, и их дыхание затрудняется.
6. Летучие рыбы (название говорит само за себя) развивают на поверхности воды, перед тем как взлететь, скорость 65 км/час. Находятся в воздухе в состоянии полета секунд 10, пролетая несколько десятков метров. Какое значение имеет способность рыб к полетам над водой? “Полеты” рыб - способ спасения о врагов.
7. Зимой на реках и озерах рыбаки во льду делают проруби. Иногда вставляют в них стебли тростника. С какой целью это делается? Вода обогащается кислородом воздуха, что предотвращает заморы рыб.
8. Построили на реке плотину, а для рыбы сделали свободный канал – рыбопроход. Однако рыба, идя на нерест, по рыбопроходу не пошла. Почему? Идя на нерест по руслу реки, рыбы подчиняются инстинкту, а рыбопроход природой не запрограммирован.
9. Лесники, ведущие наблюдения за жизнью лесных обитателей, отмечают, что численность растительноядных животных постоянно колеблется. Это относится и к белкам, и к зайцам- белякам, и к птицам: клестам, кедровкам. В чём причина этих явлений? Это напрямую связано с наличием в тот или иной год с урожайностью деревьев, плодами которых питаются эти животные. В неурожайные годы снижается плодовитость животных, наблюдается их миграция.

III ТУР. Блиц-турнир
Состоит из 15 вопросов. За каждый правильный экспресс ответ команда, ответившая раньше всех и правильно получает 1 балл. (если ответ неверный может ответить другая команда)
1.Назвать несколько приемов удаления нитратов из овощей.
О т в е т: вымачивание, отваривание, маринование.

2.В табачном дыму содержатся аммиак, ацетон, пропилен, никотин, пиридин и другие вещества. Назовите вещество, вызывающее привыкание к курению.
О т в е т: никотин.

3.Назвать две причины ультрафиолетового голодания растений в городе.
О т в е т: загазованность в атмосфере, пыль.

4.Что такое пестициды?
О т в е т: средства химической защиты растений от вредителей и болезней.

5.Можно ли получить отравление, работая в респираторе с анилиновыми красителями и растворителями?
О т в е т: да, можно. Пары этих веществ впитываются через кожу.

6.Можно ли по внешнему виду отличить продукты, содержащие отравляющие вещества от чистых?
О т в е т: нет. Только специальными исследованиями.

7.Почему в городе нельзя сжигать мусор, отходы, листья?
О т в е т: потому что воздух загрязняется ядовитыми веществами.

8.Какую долю в организме человека составляет вода?
О т в е т: 65 %.

9.Почему современные дожди бывают кислыми?
О т в е т: в дождевых каплях растворены газообразные окислы серы, азота, углерода, хлора, выброшенные в атмосферу предприятиями. Это слабо концентрированные кислоты.
10.Кто такой пассивный курильщик?
О т в е т: человек, находящийся в накуренной комнате, рядом с курящими людьми.

11.Почему вода из большинства водоемов Казахстана непригодна для питья?
О т в е т: вода загрязнена отходами от предприятий и ядовитыми веществами с полей.

12.Почему морская вода непригодна для питья, может вызвать отек мозга, гибель человека при избыточном употреблении?
О т в е т: вода содержит большой процент минеральных солей.

13.Какую группу серьезных инфекционных заболеваний можно предотвратить путем обеспечения безопасности водоснабжения и канализации?
О т в е т: кишечные: холера, дизентерия, гепатит, брюшной тиф.

14.Содержание каких химических веществ в воде способно предупреждать кариес зубов?
О т в е т: фтор.

15.В каких единицах измеряется энергетическая ценность продуктов питания?
О т в е т: в калориях.

16.Какие заболевания вызывает облучение жесткими ультрафиолетовыми лучами?
О т в е т: рак кожи и катаракта глаз.

17.Какие приборы являются источниками бытового облучения?
О т в е т: телевизор, компьютер.

18.Какую главную опасность для окружающей среды и здоровья людей представляет ядерная энергетика?
О т в е т: загрязнение окружающей среды ядерными отходами.

19.Назовите самый токсичный металл.
О т в е т: ртуть.

20.Почему в странах с теплым климатом высока частота инфекционных заболеваний кишечника?
О т в е т: это объясняется наличием благоприятной среды для размножения бактерий; почти все воды в этих странах требуют тщательной очистки.

21.Почему не рекомендуют употреблять в пищу растения, выросшие возле дорог?
О т в е т: они содержат ядовитые вещества: цинк, отходы бензина.

22.Что нужно сделать перед употреблением плодов, обработанных пестицидами?
О т в е т: срезать кожуру.

23.Какой источник загрязнения воздуха является причиной смерти 2 млн человек ежегодно, среди которых мужчин больше, чем женщин?
О т в е т: сигареты.

24.Какие вещества, загрязняющие атмосферу, входят в состав выбросов топливно-энергетического комплекса?
О т в е т: пыль, сажа, окись углерода, окись серы и азота, формальдегид и др.

25.Каким тяжелым металлом интенсивно загрязняется воздух от автотранспорта?
О т в е т: свинцом.

26.Какие существуют способы дезинфекции воды?
О т в е т: озонирование, кипячение, обработка ультразвуком.

27.Назовите источники нитратного загрязнения продуктов питания.
О т в е т: внесение высоких доз минеральных азотосодержащих удобрений в почву, внесение высокой концентрации органических веществ – навоза.

28.Каким способом передается инфекция гриппа?
О т в е т: воздушно-капельным.

IV ТУР. Вопросы болельщикам

1. Сушеные ягоды и листья незаменимы при простуде. Они быстро сбивают высокую температуру. (Малина)
2. Эти ягоды улучшают зрение. (Черника)
3. Эти широкие, пушистые листья заваривают от кашля. (Мать – и – матчеха).
4. Из листьев этого жгучего растения делают витаминные салаты и щи. (Крапива)
5. А вот еще одно витаминное растение. Из его молодых листьев получают очень полезные салаты. Из желтых пушистых цветков можно сварить оригинальное варенье. А вот старое растение можно только…пустить по ветру. (Одуванчик)
6. Отвар из корней этого растения успокаивает нервную систему. Его ещё очень любят кошки. (Валерьяна).
7. Если поранил руку или натер ногу – приложи лист этой придорожной травы. Ранка быстро заживет. (Подорожник)
8. Это дерево встретишь скорее в парке, чем в лесу. Его пахучие цветы сушат, а потом заваривают при простуде. Пчелы собирают на этом дереве самый полезный мед. (Липа).
9. Кора этого могучего дерева содержит в себе вещества, которые активно борются с инфекцией. Зубная боль, ранки во рту, ангина, от полосканий отваром этой коры постепенно проходят, а если выпить треть стакана такого отвара, то пройдёт и расстройство желудка. (Дуб).

Подведение итогов.
Жюри подсчитывает количество баллов каждой команды и награждает команду - победительницу дипломом и призами.

Интересные факты о природе Казахстана.
• Говорящий слон Батыр — впервые в мире, факт способности слонов к обучению и применению челоческой речи в общении произошёл и описан в Казахской ССР, что послужило измению отношений учёных всего мира к этому виду животных и зарождению новых направлений в науке.
• Казахстан — родина тюльпанов и яблок.
• Лошади впервые были одомашнены на территории современного Казахстана.
• Казахстан занимает 1 место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, 2 место по серебру и свинцу и хромитов, 3 место- по меди, флюориту, 4 место- по молибдену и шестое - по золоту.

• В Казахстане насчитывается 48 тыс. малых и больших озер
Озеро Балхаш в Казахстане является является самым крупным озером в мире.
Категория: География | Добавил: Нюра (2012-05-20) | Автор: Лободюк Анна Михайловна E
Просмотров: 3118 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 9:02 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru