Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

урок Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность
Урок 9 класс.

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность
Цели: Показать значение ТЭК, сформировать представление о размещении ме-сторождений нефти, газа и угля. Дать понятие о топливно-энергетическом балансе. По¬знакомить с проблемами ТЭК. Продолжить обучение учащихся коллективной работе на уроке. Продолжить формирование умения работать со статистическим материалом учебника и составление на его основе диаграмм.

Ход урока
I. Организационный момент. Постановка целей и задач на урок.
2. Создание групп учащихся. Выполнение работы в группе.
3. Самоконтроль и взаимоконтроль в группе.
4. Подведение итогов на уроке. Рефлексия.
Оценка работы группы.
Совершенствовать умения учащихся давать четкие ответы, осуществляя отбор самого главного, подкрепляя и иллюстрируя цифровым и картографическим материалом. Способствовать экономическому воспитанию учащихся.
Оборудование урока: Физическая карта Казахстана, атласы, контурная карта, карточки для групповой работы.
1. Сформулируйте тему урока и цели, которые вы ставите перед собой.
- для чего вам надо изучать данную тему?
- что вы хотите узнать?
Дети записывают дату и тему урока в тетрадь.

- Первый межотраслевой комплекс, который мы будем изучать - топливно-энергетический - ТЭК.
Экономику - страны с холодной зимой, развитой промышленностью не-возможно представить без топлива и энергии. Задача ТЭК состоит в добыче топлива, производстве электроэнергии и передаче их (транспортировке) потребителю.
Природные ресурсы – это необходимое для развития хозяйства природные богатства, которые находят прямое применение в экономике страны и влияет на ее развитие
Дети совместно с учителем в тетрадях выполняют схему:
Структура ТЭК

Топливная промышленность Электроэнергетика
Нефтяная газовая угольная тепловые электростанции(ТЭК)
атомные электростанции(АЭС) гидроэлектростанции(ГЭС)
альтернативные источники энергии (ветровые, солнечные электростанции) (Просмотр видео фрагмента)



Рассмотрим состав ТЭК:
1. Топливная промышленность - занимается добычей топлива (угля, газа, нефти, сланцев, торфа).
2. Электроэнергетика - производством энергии на электростанциях. Энергоре-сурсами являются - топливо, энергия воды, энергия ядерного топлива, нетрадици¬онные виды энергии (ветер, приливы, энергия Солнца и др.).

Задачами ТЭК является не только увеличение добычи топлива и производства электроэнергии, но и экономия энергии, т. к., во-первых, новые месторождения рас¬положены в необжитых, труднодоступных для освоения, районах; во-вторых, добыча и транспортировка топлива постоянно дорожает; и в-третьих, топ¬ливная промышленность и энергетика оказывают отрицательное воздействие на природу.
Вопрос к классу: Как можно экономить энергию каждому жителю Казахстана? Как учащиеся школ могут помочь в этом?
Задание1: просмотр видео по ходу рассказа ученика
Нефть в Казахстане добывали ещё до революции, с 1899 г., на Эмбинском месторождении. В 1911 г. Было освоено месторождение Доссор, в 1913 – Макат. В 1914 году на этих двух месторождениях было добыто свыше 200 тыс. тонн нефти. Не имея транспортных сообщений, первые нефтепромысловики вывозили добытую нефть в специальных бурдючных мешках на вьючных верблюдах в Хиву и по берегу Каспийского моря в порт Ракушинок для дальнейшей реализации на рынке.
В то время началось строительство трубопровода и всех его сопровождающих путей. Подписание 17 марта 1920 года правительственного указа о строительстве трубопровода от нефтяного месторождения Эмба в Западном Казахстане до Саратова, признанного работой чрезвычайного государственного значения.
Эмбинская нефть содержит малое количество серы и парафина и обладает высшим технологическим качеством.
Тенгизское месторождение, открыто в 1979 году. Является одним из самых крупных нефтяных месторождений мира. В 1993 году было создано совместное казахстанско-американское предприятие «Тенгиз-Шевроил» с целью освоения месторождений Тенгиз и Королёв. Для обеспечения экспорта тенгизской нефти в 2003 году сдан в эксплуатацию нефтепровод Тенгиз-Новороссийск.
Освоение Каспийского шельфа является ведущим направлением в нефтяной промышленности Казахстана. Здесь известны следующие участки обширных запасов нефти: Кашаган, Курмангазы, Актокты, Кайран. Развитие морской нефтедобычи на Каспийском шельфе для Казахстана имеет важное стратегическое значение.
Кашаганское нефтяное месторождение было открыто еще во времена Советского Союза. Начиная с 2001 года, консорциум, возглавляемый итальянской нефтяной компанией Agip KCO начал разработку Кашаганского нефтяного месторождения. Это крупнейшее месторождения нефти, открытое в течение последних тридцати лет и эксплуатационная мощность этого месторождения может составить 1,5 миллиона баррелей в сутки. Однако, добыча нефти на Кашаганском нефтяном месторождении оказалась труднейшей технической задачей, так как нефть залегает на глубине 3660 метров ниже уровня придонного слоя мелкого морского дна под давлением 500 атмосфер, в нефти содержатся значительные количества смертельно опасного сероводорода, а в течение пяти месяцев море промерзает до самого дна.
В последние годы осваиваются новые месторождения Мангистауского бассейна – Каламкас и Каражанбас на полуострове Бузачи. Нефтегазовое месторождение Каламкас, получившее название от местности, разрабатывается АО "Мангистаумунайгаз". Каламкас сегодня дает 70 процентов всей добываемой компанией нефти.
В окрестностях Байконура открыто месторождение Кумколь. Относится к Туранской нефтегазоносной провинции. Открыто в феврале 1984 года. Расположено в 150-170 км севернее города Кзыл-Орда. Кумколь разработавают две нефтяные компании: на севере АО «Тургай Петролеум» (совместная компания Лукойла и PetroKazakhstan — по 50 wacko и на юге ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз (совместная компания КазМунайГаз и PetroKazakhstan по 33 % и 67 % соответственно). Добыча нефти 2008 году составляет 5,8 млн тонн. Для переработки кумкольская нефть по железной дороге и нефтепроводу отправляется на Шымкентский нефтеперерабатывающий завод.
Задание 2 на к/карте обозначить крупнейшие месторождения, подписать их.
Задание 3 . Учитель проводит инструктаж группы о предстоящей работе. Раздает группам карточки с заданиями.(на работу отводится 10-15 минут).
После проделанной работы в группах, один ученик из группы дает ответы, члены группы дополняют его ответы. (Оценивание уч-ся по баллам )
Закрепление
- Какие отрасли входят в состав топливно-энергетического комплекса? (ТП и Электроэнергетика)
- Какой вид топлива стоит на первом месте в структуре первичных энергоресурсов? (Газ.)
Что такое топливно-энергетический баланс? это соотно¬шение добычи топлива и произведенной энергии (приход) и их использование в хозяйстве страны (расход).
- Назовите способы добычи нефти. Какой из способов дешевле? (Дешевле фонтанный.)
- Назовите основные нефтяные месторождения Казахстана.
- Почему НПЗ строят не в районах добычи нефти, а в районах потребления? (Для
транспортировки нефти нужно построить один нефтепровод, а для транс-портировки продуктов ее переработки несколько (бензопровод, керосинопро¬вод и т. д.)
- Почему в 90-х годах произошло снижение добычи нефти? (Истощение запасов
нефти, изношенность оборудования скважин, низкие темпы разведки и ос-воения новых месторождений.)
- В каком направлении транспортируются нефть и газ по трубопроводам? (На
запад в Россию.)
Домашнее задание §6, вопросы на с. 36. На контурную карту нанести месторождения нефти и газа.
Категория: География | Добавил: Marina_coin (2012-10-22)
Просмотров: 4684 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru