Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Урок 9 класс. Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность Цели: Показать значение ТЭК, сформировать представление о размещении ме-сторождений нефти, газа и угля. Дать понятие о топливно-энергетическом балансе. По¬знакомить с проблемами ТЭК. Продолжить обучение учащихся коллективной работе на уроке. Продолжить формирование умения работать со статистическим материалом учебника и составление на его основе диаграмм. Ход урока I. Организационный момент. Постановка целей и задач на урок. 2. Создание групп учащихся. Выполнение работы в группе. 3. Самоконтроль и взаимоконтроль в группе. 4. Подведение итогов на уроке. Рефлексия. Оценка работы группы. Совершенствовать умения учащихся давать четкие ответы, осуществляя отбор самого главного, подкрепляя и иллюстрируя цифровым и картографическим материалом. Способствовать экономическому воспитанию учащихся. Оборудование урока: Физическая карта Казахстана, атласы, контурная карта, карточки для групповой работы. 1. Сформулируйте тему урока и цели, которые вы ставите перед собой. - для чего вам надо изучать данную тему? - что вы хотите узнать? Дети записывают дату и тему урока в тетрадь. - Первый межотраслевой комплекс, который мы будем изучать - топливно-энергетический - ТЭК. Экономику - страны с холодной зимой, развитой промышленностью не-возможно представить без топлива и энергии. Задача ТЭК состоит в добыче топлива, производстве электроэнергии и передаче их (транспортировке) потребителю. Природные ресурсы – это необходимое для развития хозяйства природные богатства, которые находят прямое применение в экономике страны и влияет на ее развитие Дети совместно с учителем в тетрадях выполняют схему: Структура ТЭК Топливная промышленность Электроэнергетика Нефтяная газовая угольная тепловые электростанции(ТЭК) атомные электростанции(АЭС) гидроэлектростанции(ГЭС) альтернативные источники энергии (ветровые, солнечные электростанции) (Просмотр видео фрагмента) Рассмотрим состав ТЭК: 1. Топливная промышленность - занимается добычей топлива (угля, газа, нефти, сланцев, торфа). 2. Электроэнергетика - производством энергии на электростанциях. Энергоре-сурсами являются - топливо, энергия воды, энергия ядерного топлива, нетрадици¬онные виды энергии (ветер, приливы, энергия Солнца и др.). Задачами ТЭК является не только увеличение добычи топлива и производства электроэнергии, но и экономия энергии, т. к., во-первых, новые месторождения рас¬положены в необжитых, труднодоступных для освоения, районах; во-вторых, добыча и транспортировка топлива постоянно дорожает; и в-третьих, топ¬ливная промышленность и энергетика оказывают отрицательное воздействие на природу. Вопрос к классу: Как можно экономить энергию каждому жителю Казахстана? Как учащиеся школ могут помочь в этом? Задание1: просмотр видео по ходу рассказа ученика Нефть в Казахстане добывали ещё до революции, с 1899 г., на Эмбинском месторождении. В 1911 г. Было освоено месторождение Доссор, в 1913 – Макат. В 1914 году на этих двух месторождениях было добыто свыше 200 тыс. тонн нефти. Не имея транспортных сообщений, первые нефтепромысловики вывозили добытую нефть в специальных бурдючных мешках на вьючных верблюдах в Хиву и по берегу Каспийского моря в порт Ракушинок для дальнейшей реализации на рынке. В то время началось строительство трубопровода и всех его сопровождающих путей. Подписание 17 марта 1920 года правительственного указа о строительстве трубопровода от нефтяного месторождения Эмба в Западном Казахстане до Саратова, признанного работой чрезвычайного государственного значения. Эмбинская нефть содержит малое количество серы и парафина и обладает высшим технологическим качеством. Тенгизское месторождение, открыто в 1979 году. Является одним из самых крупных нефтяных месторождений мира. В 1993 году было создано совместное казахстанско-американское предприятие «Тенгиз-Шевроил» с целью освоения месторождений Тенгиз и Королёв. Для обеспечения экспорта тенгизской нефти в 2003 году сдан в эксплуатацию нефтепровод Тенгиз-Новороссийск. Освоение Каспийского шельфа является ведущим направлением в нефтяной промышленности Казахстана. Здесь известны следующие участки обширных запасов нефти: Кашаган, Курмангазы, Актокты, Кайран. Развитие морской нефтедобычи на Каспийском шельфе для Казахстана имеет важное стратегическое значение. Кашаганское нефтяное месторождение было открыто еще во времена Советского Союза. Начиная с 2001 года, консорциум, возглавляемый итальянской нефтяной компанией Agip KCO начал разработку Кашаганского нефтяного месторождения. Это крупнейшее месторождения нефти, открытое в течение последних тридцати лет и эксплуатационная мощность этого месторождения может составить 1,5 миллиона баррелей в сутки. Однако, добыча нефти на Кашаганском нефтяном месторождении оказалась труднейшей технической задачей, так как нефть залегает на глубине 3660 метров ниже уровня придонного слоя мелкого морского дна под давлением 500 атмосфер, в нефти содержатся значительные количества смертельно опасного сероводорода, а в течение пяти месяцев море промерзает до самого дна. В последние годы осваиваются новые месторождения Мангистауского бассейна – Каламкас и Каражанбас на полуострове Бузачи. Нефтегазовое месторождение Каламкас, получившее название от местности, разрабатывается АО "Мангистаумунайгаз". Каламкас сегодня дает 70 процентов всей добываемой компанией нефти. В окрестностях Байконура открыто месторождение Кумколь. Относится к Туранской нефтегазоносной провинции. Открыто в феврале 1984 года. Расположено в 150-170 км севернее города Кзыл-Орда. Кумколь разработавают две нефтяные компании: на севере АО «Тургай Петролеум» (совместная компания Лукойла и PetroKazakhstan — по 50 и на юге ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз (совместная компания КазМунайГаз и PetroKazakhstan по 33 % и 67 % соответственно). Добыча нефти 2008 году составляет 5,8 млн тонн. Для переработки кумкольская нефть по железной дороге и нефтепроводу отправляется на Шымкентский нефтеперерабатывающий завод. Задание 2 на к/карте обозначить крупнейшие месторождения, подписать их. Задание 3 . Учитель проводит инструктаж группы о предстоящей работе. Раздает группам карточки с заданиями.(на работу отводится 10-15 минут). После проделанной работы в группах, один ученик из группы дает ответы, члены группы дополняют его ответы. (Оценивание уч-ся по баллам ) Закрепление - Какие отрасли входят в состав топливно-энергетического комплекса? (ТП и Электроэнергетика) - Какой вид топлива стоит на первом месте в структуре первичных энергоресурсов? (Газ.) Что такое топливно-энергетический баланс? это соотно¬шение добычи топлива и произведенной энергии (приход) и их использование в хозяйстве страны (расход). - Назовите способы добычи нефти. Какой из способов дешевле? (Дешевле фонтанный.) - Назовите основные нефтяные месторождения Казахстана. - Почему НПЗ строят не в районах добычи нефти, а в районах потребления? (Для транспортировки нефти нужно построить один нефтепровод, а для транс-портировки продуктов ее переработки несколько (бензопровод, керосинопро¬вод и т. д.) - Почему в 90-х годах произошло снижение добычи нефти? (Истощение запасов нефти, изношенность оборудования скважин, низкие темпы разведки и ос-воения новых месторождений.) - В каком направлении транспортируются нефть и газ по трубопроводам? (На запад в Россию.) Домашнее задание §6, вопросы на с. 36. На контурную карту нанести месторождения нефти и газа. | |
Просмотров: 4684 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|