Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Тема урока Изучение Луны человеком 5класс предмет естествознание
Тема урока Изучение Луны человеком

Цель: сформировать представление о Луне как о небесном теле, о её движении вокруг Земли, фазах Луны.

Задачи урока:
формирование знаний о форме, величине, движении, особенностях поверхности Луны, фазах Луны; развитие наблюдательности, логического мышления, воображения и фантазии.

развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение;

Познакомить с Луной как космическим телом и спутником Земли;

Воспитывать чувство любви к своей планете, к Вселенной, к человеку, как части Вселенной, прививать эстетический вкус.

Оборудование:
компьютер, диск со слайдами, рисунки, карточки, конверты, плакаты, мел.

Ход урока
Создание рабочего настроя. (видеоролик)
- Я вновь приглашаю вас, ребята, в путешествие по огромной сказочной стране. Называется она – Вселенная. Пусть путешествие для вас будет интересным, увлекательным, радостным.
Определение темы урока.
- Сто вопросов – сто ответов,
В них найдём мы сто секретов.
Все секреты мы узнаем,
А сначала загадки разгадаем.

Ночью по небу гуляю,
Тускло Землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня … (Луной).

За домом у дорожки
Висит пол-лепёшки. (Месяц).

Постановка проблемы.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить?
Презентация.
(О Луне и о месяце). (1 - 3 слайды)
- А Луна и месяц это одно и то же?
- Что вы знаете о Луне?
- Какую форму имеет Луна?
- Что вы знаете о её величине?
- Что ближе Луна или Солнце?
- Почему Луна не освещает Землю так ярко, как Солнце?
1) Переносное. То, что сопутствует чему-нибудь, появляется вместе с чем-нибудь. Улыбка – спутник хорошего настроения.

2)Небесное тело, обращающееся вокруг планеты. Луна – спутник Земли.

3) Космический аппарат, запускаемый на околопланетную, окололунную или гелиоцентрическую орбиту с помощью ракетных устройств. Искусственный спутник Земли (Луны, Венеры, Марса, Солнца).

б) Обобщение ответов детей. (4-6 слайды)

Физкультминутка.
- Космонавты к полёту готовы?
- Готовы!
- Завести моторы!
- Есть завести моторы!..
в) Чувашская легенда “Девушка на Луне”. (7 слайд)
- В ясные ночи на полной Луне видится девушка с коромыслом на плечах. Приглядитесь получше - обязательно увидите. Как она туда попала?
Существует у чуваш легенда. Давным-давно, в незапамятные времена, жила на земле злая- презлая колдунья. Была у колдуньи падчерица – тихая, работящая и собой писаная красавица.
Не любила колдунья свою падчерицу, постоянно ругала, изводила непосильной работой. Задумала как-то колдунья погубить падчерицу.
В глухую полночь посылает колдунья свою падчерицу на речку за водой.
Не ослушалась девушка, взяла коромысло с вёдрами и пошла на речку.
Только зачерпнула девушка воду, как в ужасе отшатнулась: со всех сторон окружали её страшные ведьмы.
В страхе девушка зажмурилась, взяла вёдра на коромысло и заспешила домой. Но не тут-то было! Ведьмы не отстают от неё, вот-вот растерзают.
Девушка смотрит кругом – ни души, только одна луна с неба светит.
Взмолилась девушка: “Не дай погибнуть, ясный месяц!”
Луна услышала мольбу девушки, засияла ещё сильней и на своих лучах подняла девушку с вёдрами к себе.
- Конечно, это всего лишь легенда.
- А как там на Луне?
г) Слушание аудиозаписи “Поверхность Луны”. (8-9 слайды)
д) Инсценировка сербской народной сказки “Отчего у месяца нет платья” в пересказе С. Маршака.
- А что же всё-таки происходило с Луной?
- Куда девается остальная часть Луны, когда мы видим, например узкий серп?
- Никуда не девается, просто мы её не видим.
е) Опыт с теллурием.
- Какой формы вы видите освещённую часть Луны?
(Она то круглая, то полукруглая, то как долька).
- Точно так же мы видим с Земли освещённой какую-то часть видимой стороны Луны.
- Как вы думаете, когда Луна находится между Землёй и Солнцем, то какая сторона Луны освещена?
(Обратная сторона).
- Что будет на видимой стороне Луны?
(Тень).
-Давайте это зарисуем в тетради. (Работа в тетради).
-Луна, вращаясь вокруг Земли, постепенно начинает освещаться Солнцем. Мы с Земли видим на небе месяц, который словно растёт. Так как скорость вращения Луны вокруг своей оси и скорость вращения вокруг Земли почти одинаковая мы видим всегда только одну сторону Луны.
з) Работа по учебнику. С. 54. Фазы Луны. (10 -11 слайды)
Секреты красавицы Луны. (12 слайд)
Пересказ подготовленными детьми статьи А. Томилина, К. Гильзина из книги Г.В. Трафимовой “Секреты и диковинки окружающего мира”.

- Люди веками были очарованы Луной. Астроном Галилей впервые направил свой телескоп на этот таинственный шар в 1609 году.
20 июля 1969 года американский астронавт Нил Армстронг первым из землян ступил на лунную поверхность. Поверхность Луны изучается при помощи искусственных спутников, луноходов, которые управляются с Земли. Исследования Луны имеют большое значение для познания жизни на Земле. Под действием взаимного притяжения Луны и Земли на нашей планете в морях и океанах возникают приливы и отливы, во время которых перемещается огромное количество воды. Под действием лунных приливов Земля постепенно тормозит вращение вокруг своей оси. Это ведёт к тому, что через миллионы лет сутки на Земле будут значительно длиннее и станут равными месяцу. Миллионы лет назад сутки длились не 24 часа, как сейчас, а всего лишь 5 – 6 часов.

Обобщение по теме “Космос”. Тест. Верно ли, что… (карточки раздаточный материал)

(13 – 14 слайды)
Вселенной нет ни конца, ни края?
Мы живём в Галактике Млечный Путь?
Млечный Путь больше Вселенной?
Солнечная система больше Млечного Пути?
Солнце – это звезда?
Солнце – самая большая звезда во Вселенной?
Солнце больше Луны?
Расстояние от Земли до Луны больше, чем от Земли до Солнца?
Луна – искусственный спутник Земли?
Луна совершает один оборот вокруг Земли за год?
С Земли видны 4 основные фазы Луны?

Проверка теста. (15 слайд)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
+ + - - + - + - - - +

Домашнее задание.
С. 53 – 60, рабочая тетрадь задание 23, 27. Понаблюдать в течение месяца за фазами Луны и зарисовать в тетрадь. Не забудьте записывать дату наблюдения.
Закрепление знаний
– Что такое спутники?
– Какая планета имеет самое большое число спутников? (Сатурн)
– Расстояние от Земли до Луны? (400 000 км)
– Диаметр Луны? (3476 км)
– Тёмные участки на Луне – это ...? (Моря)
– Светлые участки – это ...? (Материки)
– Почему мы видим только одну сторону Луны? (Луна делает один оборот вокруг своей оси за тоже время, что и полный оборот вокруг Земли). Земля - за 24 ч, Луна - почти за месяц (лунные сутки 29,5 земных суток.)
– Кто первым побывал на Луне? (Нейл Армстронг)
Представьте, что вы с друзьями отправляетесь на Луну. Послушайте несколько советов улетающим на Луну.
1. Если на Луне тебе захотелось немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в 6 раз выше, чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее. А все почему. Потому, что на Луне сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле.
2. Будешь прогуливаться по Луне – смотри под ноги. Вся поверхность усеяна камнями, которые падают из космоса.
3. Не забудь взять часы с календарем, а то совсем запутаешься в днях. На Луне один день длится 2 наших недели, а затем на 2 недели наступит ночь.
4. Зонтик тебе не пригодится: дождей на луне не бывает. Да что там дождей, там вообще нет воды. Нет облаков, нет туманов, нет радуги. Правда, дожди там все-таки бывают – метеоритные, каменные.
5. Если полетишь на луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи радиопередатчиков. Звуков на Луне нет, там даже метеориты падают бесшумно. Это из-за того, что на Луне нет атмосферы.
6. Подумай, как ты будешь дышать? Ведь на Луне нет воздуха.
7. Подумай, как тебе одеться, так как длинным двухнедельным днем поверхность Луны нагревается до + 130, а за длинную ночь охлаждается до – 170 градусов.

- А теперь ответьте на главный вопрос нашего урока.

- Могут ли люди жить на Луне?
- Давайте это докажем.
- Почему на Луне не живут люди?
- нет воздуха;
- нет воды;
- нет атмосферы;
- идут метеоритные дожди;
- очень жарко;
- очень холодно.

- Составьте рассказ о путешествии на Луну.

Какой момент урока вам поможет в этом?
Что интересного узнали на уроке?
Категория: География | Добавил: Marina_coin (2012-10-22)
Просмотров: 2137 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 11:50 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru