Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Тема урока Изучение Луны человеком Цель: сформировать представление о Луне как о небесном теле, о её движении вокруг Земли, фазах Луны. Задачи урока: формирование знаний о форме, величине, движении, особенностях поверхности Луны, фазах Луны; развитие наблюдательности, логического мышления, воображения и фантазии. развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение; Познакомить с Луной как космическим телом и спутником Земли; Воспитывать чувство любви к своей планете, к Вселенной, к человеку, как части Вселенной, прививать эстетический вкус. Оборудование: компьютер, диск со слайдами, рисунки, карточки, конверты, плакаты, мел. Ход урока Создание рабочего настроя. (видеоролик) - Я вновь приглашаю вас, ребята, в путешествие по огромной сказочной стране. Называется она – Вселенная. Пусть путешествие для вас будет интересным, увлекательным, радостным. Определение темы урока. - Сто вопросов – сто ответов, В них найдём мы сто секретов. Все секреты мы узнаем, А сначала загадки разгадаем. Ночью по небу гуляю, Тускло Землю освещаю. Скучно, скучно мне одной, А зовут меня … (Луной). За домом у дорожки Висит пол-лепёшки. (Месяц). Постановка проблемы. - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить? Презентация. (О Луне и о месяце). (1 - 3 слайды) - А Луна и месяц это одно и то же? - Что вы знаете о Луне? - Какую форму имеет Луна? - Что вы знаете о её величине? - Что ближе Луна или Солнце? - Почему Луна не освещает Землю так ярко, как Солнце? 1) Переносное. То, что сопутствует чему-нибудь, появляется вместе с чем-нибудь. Улыбка – спутник хорошего настроения. 2)Небесное тело, обращающееся вокруг планеты. Луна – спутник Земли. 3) Космический аппарат, запускаемый на околопланетную, окололунную или гелиоцентрическую орбиту с помощью ракетных устройств. Искусственный спутник Земли (Луны, Венеры, Марса, Солнца). б) Обобщение ответов детей. (4-6 слайды) Физкультминутка. - Космонавты к полёту готовы? - Готовы! - Завести моторы! - Есть завести моторы!.. в) Чувашская легенда “Девушка на Луне”. (7 слайд) - В ясные ночи на полной Луне видится девушка с коромыслом на плечах. Приглядитесь получше - обязательно увидите. Как она туда попала? Существует у чуваш легенда. Давным-давно, в незапамятные времена, жила на земле злая- презлая колдунья. Была у колдуньи падчерица – тихая, работящая и собой писаная красавица. Не любила колдунья свою падчерицу, постоянно ругала, изводила непосильной работой. Задумала как-то колдунья погубить падчерицу. В глухую полночь посылает колдунья свою падчерицу на речку за водой. Не ослушалась девушка, взяла коромысло с вёдрами и пошла на речку. Только зачерпнула девушка воду, как в ужасе отшатнулась: со всех сторон окружали её страшные ведьмы. В страхе девушка зажмурилась, взяла вёдра на коромысло и заспешила домой. Но не тут-то было! Ведьмы не отстают от неё, вот-вот растерзают. Девушка смотрит кругом – ни души, только одна луна с неба светит. Взмолилась девушка: “Не дай погибнуть, ясный месяц!” Луна услышала мольбу девушки, засияла ещё сильней и на своих лучах подняла девушку с вёдрами к себе. - Конечно, это всего лишь легенда. - А как там на Луне? г) Слушание аудиозаписи “Поверхность Луны”. (8-9 слайды) д) Инсценировка сербской народной сказки “Отчего у месяца нет платья” в пересказе С. Маршака. - А что же всё-таки происходило с Луной? - Куда девается остальная часть Луны, когда мы видим, например узкий серп? - Никуда не девается, просто мы её не видим. е) Опыт с теллурием. - Какой формы вы видите освещённую часть Луны? (Она то круглая, то полукруглая, то как долька). - Точно так же мы видим с Земли освещённой какую-то часть видимой стороны Луны. - Как вы думаете, когда Луна находится между Землёй и Солнцем, то какая сторона Луны освещена? (Обратная сторона). - Что будет на видимой стороне Луны? (Тень). -Давайте это зарисуем в тетради. (Работа в тетради). -Луна, вращаясь вокруг Земли, постепенно начинает освещаться Солнцем. Мы с Земли видим на небе месяц, который словно растёт. Так как скорость вращения Луны вокруг своей оси и скорость вращения вокруг Земли почти одинаковая мы видим всегда только одну сторону Луны. з) Работа по учебнику. С. 54. Фазы Луны. (10 -11 слайды) Секреты красавицы Луны. (12 слайд) Пересказ подготовленными детьми статьи А. Томилина, К. Гильзина из книги Г.В. Трафимовой “Секреты и диковинки окружающего мира”. - Люди веками были очарованы Луной. Астроном Галилей впервые направил свой телескоп на этот таинственный шар в 1609 году. 20 июля 1969 года американский астронавт Нил Армстронг первым из землян ступил на лунную поверхность. Поверхность Луны изучается при помощи искусственных спутников, луноходов, которые управляются с Земли. Исследования Луны имеют большое значение для познания жизни на Земле. Под действием взаимного притяжения Луны и Земли на нашей планете в морях и океанах возникают приливы и отливы, во время которых перемещается огромное количество воды. Под действием лунных приливов Земля постепенно тормозит вращение вокруг своей оси. Это ведёт к тому, что через миллионы лет сутки на Земле будут значительно длиннее и станут равными месяцу. Миллионы лет назад сутки длились не 24 часа, как сейчас, а всего лишь 5 – 6 часов. Обобщение по теме “Космос”. Тест. Верно ли, что… (карточки раздаточный материал) (13 – 14 слайды) Вселенной нет ни конца, ни края? Мы живём в Галактике Млечный Путь? Млечный Путь больше Вселенной? Солнечная система больше Млечного Пути? Солнце – это звезда? Солнце – самая большая звезда во Вселенной? Солнце больше Луны? Расстояние от Земли до Луны больше, чем от Земли до Солнца? Луна – искусственный спутник Земли? Луна совершает один оборот вокруг Земли за год? С Земли видны 4 основные фазы Луны? Проверка теста. (15 слайд) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 + + - - + - + - - - + Домашнее задание. С. 53 – 60, рабочая тетрадь задание 23, 27. Понаблюдать в течение месяца за фазами Луны и зарисовать в тетрадь. Не забудьте записывать дату наблюдения. Закрепление знаний – Что такое спутники? – Какая планета имеет самое большое число спутников? (Сатурн) – Расстояние от Земли до Луны? (400 000 км) – Диаметр Луны? (3476 км) – Тёмные участки на Луне – это ...? (Моря) – Светлые участки – это ...? (Материки) – Почему мы видим только одну сторону Луны? (Луна делает один оборот вокруг своей оси за тоже время, что и полный оборот вокруг Земли). Земля - за 24 ч, Луна - почти за месяц (лунные сутки 29,5 земных суток.) – Кто первым побывал на Луне? (Нейл Армстронг) Представьте, что вы с друзьями отправляетесь на Луну. Послушайте несколько советов улетающим на Луну. 1. Если на Луне тебе захотелось немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в 6 раз выше, чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее. А все почему. Потому, что на Луне сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле. 2. Будешь прогуливаться по Луне – смотри под ноги. Вся поверхность усеяна камнями, которые падают из космоса. 3. Не забудь взять часы с календарем, а то совсем запутаешься в днях. На Луне один день длится 2 наших недели, а затем на 2 недели наступит ночь. 4. Зонтик тебе не пригодится: дождей на луне не бывает. Да что там дождей, там вообще нет воды. Нет облаков, нет туманов, нет радуги. Правда, дожди там все-таки бывают – метеоритные, каменные. 5. Если полетишь на луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи радиопередатчиков. Звуков на Луне нет, там даже метеориты падают бесшумно. Это из-за того, что на Луне нет атмосферы. 6. Подумай, как ты будешь дышать? Ведь на Луне нет воздуха. 7. Подумай, как тебе одеться, так как длинным двухнедельным днем поверхность Луны нагревается до + 130, а за длинную ночь охлаждается до – 170 градусов. - А теперь ответьте на главный вопрос нашего урока. - Могут ли люди жить на Луне? - Давайте это докажем. - Почему на Луне не живут люди? - нет воздуха; - нет воды; - нет атмосферы; - идут метеоритные дожди; - очень жарко; - очень холодно. - Составьте рассказ о путешествии на Луну. Какой момент урока вам поможет в этом? Что интересного узнали на уроке? | |
Просмотров: 2137 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|