Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Тема урока: Вулканы и гейзеры. Цели: 1. Образовательная: 1) Познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами; рассмотреть причины образования вулканов и гейзеров, их виды, особенности, географию размещения по Земле. 2) Продолжать формирование навыков работы с книгой, атласом, контурной картой. 2. Развивающая: 1) Развитие мышления (формирование умений выделять существенные признаки и свойства, классифицировать вулканы, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли). 2) Развитие познавательных умений (Развивать умение выделять главное в изучаемом материале). 3) Развитие коммуникативных способностей 3. Воспитательная: 1)Содействовать эстетическому воспитанию школьников(ознакомить с произведениями литературы и искусства) 2)Формирование представлений о профессиях, связанных с науками географического направления, заинтересованное отношение к учебе. 3) Заботиться о профилактике утомляемости школьников на уроке. 4)Воспитание дисциплинированности на уроке. Оборудование: мультимедийный комплекс, физическая карта мира, тектоническая карта мира, атлас для 6 класса, коллекция минералов и горных пород. Тип урока (по целям): урок изучения нового материала. Вид урока: комбинированный. Формы организации учебной деятельности: беседа-анализ, посвященная особенностям строения и причинам образования вулканов с использованием слайдов презентации; анализ произведений литературы и искусства; работа в парах; повторение ранее изученных понятий и терминов; практическая работа с физической, тектонической картами, а также с контурными картами. Основные термины и понятия: вулкан, лава, кратер, вулканический конус, очаг магмы, жерло, вулканические бомбы, вулканический пепел, гейзер. Географические объекты: Вулканы: Ключевская Сопка, Везувий, Этна, Гекла, Фудзияма, Кракатау, Камерун, Орисаба, Котопахи, Килиманджаро, Эльбрус. Районы гейзеров: Камчатка, Новая Зеландия, Исландия, США. План урока 1. Представления древних о вулканах. 2. Как образуются вулканы. 3. Внутреннее и внешнее строение вулкана. 4. Продукты вулканических извержений. 5. Самые высокие вулканы планеты. 6. Вулканолог – опасная профессия. 7. Типы вулканических извержений. 8. Гейзеры и горячие источники. Ход урока: I. Организационный момент. Я рада встретиться сегодня с вами на уроке, ребята. Думаю, что наша совместная работа будет интересной и полезной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок. II. Проверка знаний (фронтальный опрос). Задания на знание фактов, понятий. 1. Что такое землетрясения, каковы его причины? (Землетрясения – подземные удары и колебания земной поверхности, вызванные главным образом тектоническими движениями ). 2. Объясни термины: очаг, эпицентр, сила землетрясения. 3. Что такое горст и грабен? В результате каких движений они образуются? ( В результате наложения вертикальных и горизонтальных движений). Задания на проверку понимания связей. 1. Может ли быть землетрясение в нашей местности? Почему? 2. Почему землетрясения происходят в сейсмически активных зонах? 3. Как предсказать землетрясения? 4. Каковы требования к строительству зданий в сейсмически активных зонах? Задания на проверку умений. 1. По тектонической карте мира покажите, где могут быть землетрясения. 2. Каковы ваши действия при землетрясении (если вы внутри здания, если вы на улице)? III. Изучение нового материала. ( на фоне слайда извержения вулкана) Магма по жерлу рвется наружу Выход из кратера очень ей нужен, Если проход на поверхность дан Значит, проснулся грозный ______? (вулкан). - О каком природном явлении мы сегодня будем говорить? (о вулканах) - Почему они образуются, откуда пошло название, какие бывают, что такое гейзеры и многое другое вы узнаете на этом уроке. - У каждого из вас имеется на столе инструктивная карта, с которой мы и будем сегодня работать. Запишите в неё тему урока: Вулканы и гейзеры. - Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (дети чаще отвечают «огнедышащая гора»). - Давайте послушаем сообщение и узнаем, откуда к нам пришло название этого природного явления. (Откуда пошло название «Вулкан». Сообщение учащегося.) У древних римлян бог огня и кузнечного дела назывался Гефестом, затем он был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня. - Вулкан – от латинского vulcanus – бог огня и кузнечного дела. - Как вы думаете, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора? ( У вулкана есть конус и кратер). - Извержение вулкана – это страшное стихийное явление. В истории человечества существует ряд примеров, подтверждающих это. (Сообщение учащегося) - Везувий был живописной горой. Величественно высился он над Средиземным морем. На склонах горы рос сладчайший виноград, а на прибрежье процветали три городка – Помпеи, Геркуланум и Стабия. Три - как бы мы сказали дачных предместья. Если бы тогда кто-нибудь сказал, что мирный Везувий – вулкан, который вот-вот обрушит на них катастрофу, жители Помпеи высмеяли бы его. Трагедия настигла город рано утром 24 августа 79 года нашей эры. «Около часа пополудни над горой показалось облако необычайной величины…Сверху стали падать черные камни, обожженные и растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело. Между тем из Везувия стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был ещё ясный день, здесь царила ночь…» Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица Земли. Стабию сожгли потоки лавы, Геркуланум затопили грязекаменные потоки, а Помпеи завалило многометровым слоем пепла и камней. Погибли тысячи людей. Но на этом Везувий не успокоился. - Удивительно точно эта катастрофа описана А.С.Пушкиным: Везувий зев открыл – дым хлынул клубом. Пламя широко разверзлось, как боевое знамя. Земля волнуется – с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Под каменным дождем, под воспаленным страхом Толпами, стар и млад, бежит из града вон… - Какие чувства у вас возникают глядя на картину Брюллова К.П. «Последний день Помпеи»? - Как образуются вулканы? Найдите в учебнике, стр 55. (Магма расположенная глубоко в земной коре, по образовавшимся трещинам устремляется вверх и изливается на поверхность). - Используя объяснение учителя обозначить на схеме в инструктивной карте строение вулкана (задание 1) - Найдите в учебнике (стр 55) определения терминов: жерло и кратер. Прочитать вслух. Жерло вулкана – канал, по которому поднимается магма. Кратер – чашеобразное углубление на вершине горы. Конус – вулканическая гора, образованная застывшей лавой. - Итак, что же такое «вулкан»? Найдите определение в учебнике, стр 55. ( Гора конической формы, из горловины которой выбрасывается горючий газ, пар, пепел, камни и др. горные породы, а также при этом по поверхности земли растекаются потоки раскаленной лавы). - Используя определение, заполните схему (задание 2): «Продукты вулканических извержений». лава пепел вулканические бомбы газы пары воды (камни) - Лавовые потоки – это излившаяся на поверхность магма, температура которой достигает до + 1250 С, скорость течения до 50 км/час. Если лава встречает на своем пути реку, озеро или море, то быстро застывает и образует обсидиан – вулканическое стекло. - Вулканический пепел похож на обыкновенный, но если посмотреть на него под микроскопом, то видно, что это осколки вулканического стекла. - Вулканические бомбы и глыбы. Глыбы - угловатой формы, иногда величиной с дачный домик, а бомбы округлой формы. - Используя слова: магма, мантия и лава покажите процесс превращения одного вещества в другое. (задание3) Мантия Магма Лава - Давайте вспомним, в каком состоянии находится мантия? (вязком). - Почему вязкая, если у неё очень высокая температура? (на неё воздействует большое давление). - Где, по вашему мнению, она станет более жидкой? Почему? (около трещины, давление понижается). -Итак, мантия в жидком состоянии становится магмой, а когда магма выльется наружу, она станет? (лавой). - А теперь работаем в парах: расскажите друг другу, что такое мантия, магма, лава. - Вулканы бывают потухшие, действующие и уснувшие. Чем отличаются потухшие от действующих? (учебник , стр 56). Попробуйте дать свое определение уснувшим вулканам. Заполните схему в инструктивной карте (задание 4). - Где, по вашему мнению, вулканов будет больше – на дне океана или на материке? Почему? (На дне океана, так как земная кора там тоньше). Когда вулкан образуется на дне океана, в результате его роста образуются вулканические острова. - Высота вулканов разная. Найдите самые высокие вулканы на физической карте мира . 1. Мануа-Лоа (самый крупный вулкан Земли, его высота почти 10000м со дна Тихого океана). 2. Котопахи 3. В Мексике есть великан – Это самый высокий в стране вулкан. Орисаба 4. Этот вулкан деятелен и живуч У его подножия Постоянно бьет горячий ключ Ключевская Сопка 5. Камерун. 6. Давно признать пора, что для японцев этот вулкан священная гора Фудзияма 7.Его на любой карте найдете Он самый высокий в Европе. Этна 8 Этот вулкан смешон Взял и накинул на свою вершину капюшон Гекла 9. Килауэа 10. Кракатау. -Выделяют несколько типов вулканических извержений. Самые распространенные из них: 1. Гавайский тип – кратер, словно огненное озеро, всегда заполнен лавой. Когда лава переполняет озеро, её поток, словно огненная река, стекает по склонам горы. (Просмотр видео) 2. Пелейский тип – вязкая лава застывает в жерле и не дает выхода газовым парам. В результате происходит сильнейший взрыв, газ и пепел вырывается наружу и стремительно мчится по склону, уничтожая все на своем пути. 3. Везувианский тип – над вулканом поднимается огромное облако из газов и пепла. Гигантский пеплопад обрушивается на прилегающую территорию.(Гибель Помпеи). Учитель зачитывает описание каждого типа, а ученики находят пример на слайде ( задание 5). - Как вы думаете, где на планете чаще всего можно встретить вулканы? (в подвижных поясах – сейсмических зонах земли) - Почему постоянно люди ведут наблюдения за действующими вулканами? Вулканологи – люди, занимающиеся изучением вулканов. - Учитель знакомит ребят с профессией вулканолога на примере книги знаменитого французского ученого Гаруна Тазиева «Встреча с дьяволом». Для образного представления трудностей этой профессии читает стихи: Мы вулкана сыны… Кратер гремит, маня. Выведать мы должны Тайны бога огня. Шлак под ногами горяч, Шлаковый конус крут, Бомба летит как мяч, Бомбы дымят вокруг. В гору шаги тяжелы, По каскам лапиллей град. Упрямы, упрямы и злы, Лезем мы прямо в ад. Пепел в глаза и в рот, Взрывы как свет зарниц, Черный как деготь, пот Капает с наших лиц. Едок сернистый газ – Стиснув зубы, держись! Жизнь нам дается раз, Ставим на карту жизнь! -Вулканы – поставщики различных минералов.(Вулканический туф, обсидиан, пемза, кислота, базальт и др.) - Географическое положение вулкана определяется по плану ( план дается ученикам в инструктивной карте, задание 6). - Используя план, определите географическое положение вулканов: Ключевская Сопка (вместе с учителем), Орисаба (самостоятельно). - Среди различных проявлений вулканизма, наиболее интересным являются паро-водяные вулканы – гейзеры. Их извержения очень интересны. - Найдите в учебнике определение «гейзер».( стр 58). Сначала из горловины гейзера выходит горячий пар, а затем горячая струя воды. Гейзеры фонтанируют разное время, от одной до нескольких десятков минут. Все это сопровождается сильным грохотом. По размерам они очень разные: от карликов до гигантов. Просмотр видео об извержении гейзера. - Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы? ( магма близко подходит к поверхности, нагревает подземные воды, которые начинают фонтанировать). - Путешествие от вулкана к вулкану на нашем уроке подходит к концу, и мне хотелось бы, чтоб вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений. Этап рефлексии: 1. Сегодня на уроке мне… 2. Меня особенно удивило то, что… 3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю… 4. Было бы хорошо, если бы… 5. Мне не понравилось… Домашнее задание: Учебник стр 55-58. По инструктивным картам выполнить задания № 3 и 11. Обозначить на контурной карте самые высокие вулканы. Творческое задание (на выбор): Написать мини-сочинение «Я – вулкан». Рисунок «Вулкан в моем представлении» Сообщение «Положительное и отрицательное влияние вулканов и землетрясений на жизнь и хозяйственную деятельность человека». | |
Просмотров: 2699 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|