Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Урок 5. Предмет География 8 «В» Тема урока: Итоговый урок – игра (урок повторение, обобщения и систематизации знаний) Общая цель: Вспомнить, повторить закрепить основные сведения о физической географии Казахстана Результаты обучения: Обобщение и систематизация, повторение материала Ключевые идеи: Задания: Правила игры: 1. Играют 4-5 команд по 6 человек в каждой 2. Команда избирает капитана, название, эмблему 3. Каждой команде задается по 1 вопросу или заданию на каждом этапе игры. 4. Если команда не может ответить на вопрос или отвечает неправильно, то имеет право отвечать любая другая команда 5. За правильный ответ команда получает жетон и поднимается на тысячу метров на схеме «высотная поясность» 6. На обдумывание одного вопроса дается одна минута 7. Выигрывает та команда, которая первой придет к вершине или приблизиться ближе всех к ней. 8. После завершения игры, ребята в командах обсуждают работу каждого и выставляют оценки в «Лист самоконтроля» 9. Разминка определяется очередность выступления команд Структура урока 1. Организационный момент 2. Вводное слово учителя 3. Представление команд. Знакомство с правилами игры 4. Разминка 5. Основные соревнования (этапы) 6. Подведение итогов урока – игры (рефлексия) Источники: Физическая География Казахстана 8 кл. Алдамуратова Т. А., Алматы «Атамура» 2008, Бумага А4, ручки, стикеры, ножницы, фломастеры, клей, раздаточный материал для чтения; Кластер , презентация. Записи учителя по занятию: учитель консультирует в затруднительных ситуациях, проверяет выполненные задания, учащиеся работают в группах, объясняют друг другу тему, индивидуальную работа выполняют задания по карточке и самостоятельно проверяют, используя свою тетрадь. . Организационный момент Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас вновь. Сегодня у нас с вами последний урок по курсу «Физическая география Казахстана». Мы будем повторять наши знания в ходе игры. II. Вводное слово учителя Как разноцветное ярчайшее панно, Расцвечен красками степей и гор, и рек Мой Казахстан, дарующий добро. Мой суверенный край, живи из века в век Во имя счастья твоего, о человек! Эти слова посвящены Республике Казахстан – стране, где мы с вами живем. За учебный год мы совершили интересное путешествие по Казахстану. Познакомились с рельефом, климатом, водами, растительным и животным миром, природными комплексами нашей республики. Сегодня нам предстоит повторить и обобщить наши знания, проверить их на прочность, выполняя различные задания в ходе игры. На территории Казахстана есть горы, которые поднимаются выше облаков – это Тянь-Шань, Алтай, Жунгарский Алатау. Их вершины, как и Эверест, Килиманджаро, Монблан покорены казахстанскими альпинистами. Они видели эти горы во всех их величии и в их глазах сияла победа. Сегодня каждой команде предстоит подняться на свою вершину. Перед вами (на доске и на партах схема «Высотная поясность») лежит один из «семитысячников» Казахстана. Высотные пояса горы – это задания, которые вам предстоит выполнить. Оценивать себя вы будете сами. С каждым выполненным заданием вы подниметесь на тысячу метров. Если вы выполните все задания, то окажетесь на вершине горы, и в ваших глазах тоже будет сиять победа. III. Представление команд. Сегодня в игре принимают участие команды: «Географы», - капитан… «Классная академия», капитан… – «Хан - Тенгри», капитан… – «Победа», капитан… – IV. Знакомство с правилами игры V. Разминка Командам задается по 6 вопросов, на которые они отвечают в быстром темпе (без предварительной подготовки) Команда, набравшая больше очков, начинает игру первая. Вопросы первой команде 1. На каком материке расположен Казахстан? (Евразия) 2. Чему равна площадь Республики? (2,7 млн.км2) 3. Назовите «цветные» горы в Казахстане? (Актау, Каратау, Кокшетау) 4. Казахское поселение. (Аул) 5. Угольная столица Казахстана? (Караганда) 6. Назовите типичные растения степей? (Ковыль, типчак) Вопросы второй команде 1. В каких частях света находится Казахстан? (Европа и Азия) 2. С какими государствами граничит Казахстан (Россия, Китай, Узбекистан, Туркменистан, Киргизия) 3. Какое место по площади занимает Казахстан в мире? (9) 4. Первый казахстанский космонавт (Тохтар Аубакиров) 5. Самый древний город Казахстана (Тараз) 6. Животное степей, находящиеся под угрозой исчезновения? (Сайгак Вопросы третьей команде 1. Сколько раз можно встретить Новый год на территории Казахстана? (2) 2. Денежная единица Казахстана (тенге) 3. Высшая точка Казахстана, ее высота? (Хан-Тенгри, 7010м.) 4. Какие морские млекопитающие обитают в Каспийском море? (Тюлени) 5. Какая природная зона в Казахстане занимает самую большую площадь? (пустыни) 6. Самое распространенное растение нашей местности? (Тополь) Вопросы четвертой команде 1. Какова общая протяженность границ Казахстана? (более 15 тыс.км.) 2. Какая из протекающих рек в Казахстане самая длинная? (Иртыш) 3. В каком году началось освоение целины? (1954 г.) 4. В каких природных зонах расположен Казахстан? (лесостепи, степи, полупустыни, пустыни) 5. Крупнейшие озера Казахстана (Каспийское, Аральское, Балхаш, Маркоколь) 6. Степное растение, придающее ей колорит и красоту занесенное в красную книгу? (Тюльпан) VI. Основные соревнования (этапы) Первый этап. Исторический. 1. Кто из ученых древнего Востока, родившийся в городе Отраре, дополнил сведения арабских путешественников о казахской земле, астрономическими исследованиями? (Абу Наср аль - Фараби) 2. Первым трудом о географии Казахстана является книга «Оренбургская топография». Кто автор этой книги? (П.И. Рычков). 3. За исследование этого горного массива в 1856 – 1857 гг. этот путешественник получил почетную приставку к своей фамилии. Кто он? (П.П.Семенов – Тянь - Шаньский) 4. Кем были открыты месторождения медной руды в Жезказганском регионе в 1931 – 1934 гг. (К.И.Сатпаев) Второй этап. «Узнай меня» Каждой команде дается конверт, в котором находится текст, его нужно зачитать, узнать природный компонент, заполнить схему «Природные компоненты» Текст для 1 команды: «В.В. Докучаев назвал этот природный компонент зеркалом природы, подчеркивая тем самым, что он отражает взаимодействие всех компонентов природы, являясь результатом этого взаимодействия» (Почва). Текст для 2 команды: «Этот природный компонент играет огромную роль в жизни и деятельности человека, без него нет жизни. Крупнейший климатолог А.И. Воейков писал, что это «…продукт климата». Однако он связан не только с климатом, но и с другими компонентами природы». (Вода или внутренние воды). Текст для 3 команды: «Этот природный компонент оказывает влияние на все другие компоненты природы, на жизнь и хозяйственную деятельность человека… Отличается большим разнообразием, на его формирование оказывают влияние четыре группы факторов: географическое положение, солнечная радиация, движение воздушных масс, подстилающая поверхность». (Климат) Текст для 4 команды: «Этот природный компонент очень разнообразен. Приспосабливается к определенным условиям существования, распространение его зависит от климатических условий, растительности и характера почв». (Животный мир) После того, как схемы природных компонентов заполняются, вопрос к командам: какие природные компоненты были забыты? Третий этап. «Узнай и покажи» В природе все компоненты связаны между собой, образуя природные комплексы. Вам нужно зачитать предлагаемый отрывок, определить природный район и показать его на карте. Текс для первой команды «Этот природный район расположен в центре Казахстана, очень богат полезными ископаемыми: углем, медью, золотом, полиметаллическими рудами. Климат сухой, континентальный. Главные реки – Ишим, Нура, Сарысу. Этой части Казахстана выдающийся казахский народный композитор Курмангазы посвятил один из своих кюев с таким же названием. (Сарыарка или Казахский мелкосопочник) Текст для второй команды Эта горная территория расположена на востоке республики. Она образовалась в палеозойское время. Богата полезными ископаемыми: золотом, серебром, полиметаллами. Вершины гор покрыты ледниками, а склоны густыми лесами – горной тайгой. Почти половина лесных богатств Казахстана находится здесь. Леса состоят из кедра, пихты, ели, осины и березы с такой высокой травой, что она закрывает всадника с головой. (Алтай) Текст для третьей команды Площадь этой равнины более 3 млн.км2 . в Казахстан заходит лишь юго-восточная часть. Главная особенность ее рельефа – равнинность. Основным богатством является нефть. Самое большое озеро равнины имеет среднюю глубину 51 м, площадь 17700 км2. территория издавна заселена. (Восточно-Европейская равнина). Текст для четвертой команды «В переводе с тюркского языка означает «пояс». На территории Казахстана находится южная часть района. Много карстовых воронок, пустот, пещер. Континентальность климата нарастает с северо-запада на юго - восток» (Урал). Четвертый этап. «Литературный». Задание первой команде Прочитайте отрывок из произведения М.А. Шолохова, определите, какая природная зона описывается. Из гербария выберите растения, которые относятся к этой природной зоне. «Вызрел ковыль. Ветер упруго принимал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа. Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро…» (Степь) (Ковыль, полынь, типчак, тимофеевка, мятлик луговой) Задание второй команде Прочитайте отрывок из стихотворения, ответьте на вопросы: «Как велика моя страна Как широки ее просторы! Озера, реки и поля, Леса, и степь, и горы… Раскинулась моя страна От севера до юга: Когда в одном краю весна, В другом снега и вьюга» (Н.Забила) Что можно сказать о величине территории Казахстана? Какова протяженность республики с севера на юг и запада на восток? (2,7 млн.км2, 9 место в мире, 2000 км с севера на юг, 3000 км запада на восток). Задание третьей команде Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы Змеи без воды прожить сумеют, Их соседки ящерицы – тоже. Суслик терпит без воды и ежик, Черепаху жажда не тревожит. Лишь джейран, красавец длинноногий, Он да серна – без питья ни шагу, Под песком горячим землю роют – Ищут притаившуюся влагу. Воду за десятки верст учуют, Ночью к ней поскачут, как на крыльях. Снова в поисках воды кочуют, Но изнемогают от бессилья. (К. Тангрыкулиев) Как животные приспособились к условиям пустыни? Задание четвертой команде Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы Из далекой пустыни До приволжских степей, Словно тучи густые, К нам пески суховей. Угрожая посевам Обжигать ковыль, С печенежским напевом Гнал он знойную пыль. О каких ветрах говорится в стихотворении? Какой вред они приносят сельскому хозяйству. Пятый этап. Биологический. Ответьте на вопросы. 1. Сколько заповедников на территории Казахстана? (9) 2. Назовите самый старый заповедник Казахстана? (Аксу - Джабаглинский) 3. В Аксу – Джабаглинском и Алматинском заповедниках особо охраняется хищное млекопитающее, являющееся символом нашего государства? Назовите это животное? (Снежный барс или Ирбис) 4. Назовите заповедник, в котором находится самое северное в мире гнездование редких птиц – фламинго. (Коргальджинский) Шестой этап. «Пятый лишний» Выберите лишнее. Объясните почему, вы это сделали. Задание первой команде Чернозем, каштановые, солонцы, бурые, песчаные, подзолистые. Задание второй команде Лесостепь, степь, тундра, полупустыня, пустыня. Задание третьей команде Тянь-Шань, Алтай, Саур - Тарбагатай, Жунгарский Алатау, Кавказ Задание четвертой команде Иртыш, Урал, Или, Сырдарья, Волга Седьмой этап: «Географическая почта» Каждая команда получает свою почту: это конверты с надписями «Рельеф», «Климат», «Почвы», «Воды», «Растительность», «Животный мир». На столе – письма. В каждом письме – одно понятие или термин по определенной теме. Каждая команда должна собрать в свой конверт, как можно больше писем, относящихся к своей теме (своему конверту). Например, Кайнозой – «Рельеф», Иртыш – «Воды» Горы, Сарыарка, платформа, докембрий, Или, Балхаш, верблюжья колючка и т.д. Восьмой этап: «Чудеса Казахстана» На заранее подготовленном стенде с контуром Казахстана и с записями проводиться следующая работа: 1. Учитель показывает на запись 2. Ученики поясняют, что это за чудо и где оно находится. 6995м - высота Хан-Тенгри; -132м - впадина Карагие; Каспийское море - самый большой бессточный водоем 1700м - длина реки Иртыш (в пределах Казахстана) Балхаш - уникальное озеро Казахстана 15000 км - длина границ Казахстана VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. Метод шляп Выставление оценок. Итоги занятия Домашние задание. Составить на урок- зачет по 20 вопросов каждый Оценивание занятия Мотивация учителем учеников к поиску информации. Факторы, которые положительно или отрицательно влияли на ученика (социальный, индивидуальный, эмоциональный). Изменения к занятиям | |
Просмотров: 5455 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|