Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Урок в 5-м классе "Культурные растения Казахстана" Цели: • Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека, учить бережно относиться к растениям, рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. • Развивать мышление учащихся, познавательный интерес. • Воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: • Иллюстрации изображений ландыша, ветреницы, колокольчика, валерианы и др. • Видеофильм о Красной книге, слайдфильм о редких растениях Казахстана. • Схемы “Правила поведения в природе”. • Карточки для индивидуальной работы. Ход урока 1. Организационный момент Учитель: Вы уже очень много узнали о растениях и эти знания сейчас покажете. Тема сегодняшнего урока “Растительный мир нуждается в защите человека”. – Как вы думаете, нужно ли охранять растения? Зачем? – Какие меры по охране растений вам известны? 2. Проверка домашнего задания А) фронтальный опрос – Какие группы растений вы знаете? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) – А по внешнему виду как можно разделить растения? (На деревья, кустарники и травы) – Что вы можете рассказать о деревьях? Кустарниках? Травянистых растениях? – Расскажите о дыхании растений. – Расскажите о питании растений. – Почему растения не могут жить без солнечного света? – Почему же животные и люди не могут жить на Земле без растений? – Сколько лет могут жить растения? (1 год или несколько) – Приведите примеры однолетних растений. – Почему такие растения, как капуста, пшеница, рис, редис называют культурными? – Приведите примеры многолетних растений. – А по условиям произрастания какие виды растений вы знаете? (1. Влаголюбивые и водные; 2. Засухоустойчивые; 3. Теплолюбивые; 4. Холодостойкие; 5.Светолюбивые; 6.Теневыносливые.) Б) Индивидуальный опрос по карточкам 2 человека Карточка 1. Могут ли животные и растения жить на Земле без растений? Почему? Ответ напишите. Карточка 2. Прочитайте текст. Сколько в нем ошибок? Перепишите текст правильно. У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны, лиственницы они всю зиму зеленые. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды- шишки. В них находятся семена. 3. Работа по теме 1) – Давайте проведем викторину “Узнаем растения” с целью повторения- это нам поможет в работе над новой темой. Учитель читает описания растения. Первый отгадавший ученик вписывает название растения в пустые клетки на доске. А) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки и кажется: вот-вот пробежит ветерок- и над поляной послышится тихий серебряный перезвон. Б) Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков появляется красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита. В) Один из самых ранних цветков в наших лесах и степях. Часто его называют подснежником, ведь появляется он, когда кое-где ещё лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру. – Пред вами 3 растения: колокольчик, ландыш и ветреница. Что вы можете рассказать про эти растения? (Это травянисты растения. Относятся к группе цветковых растений.) – Что вы знаете про цветковые растения? – Часто вы встречаете эти растения? (Нет.) – Эти растения занесены в особую книгу, куда записывают очень редкие, исчезающие, виды растений. Кто знает, как называют эту книгу? (Красной). – Как нужно относиться к растениям, которые занесены в Красную книгу? 2) Определение цели урока: – Как вы думаете, о чем на уроке мы будем говорить? (О редких растениях, зачем их нужно охранять) 3) Беседа о значении растений для животных и человека. – Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на планете Земля. – Какое значение имеют растения для человека? (Человек получает от растений кислород,пищу,лекарство, ткани – лен, хлопок, древесину.) – Какое значение имеют растения для животных? (Растения дают кислород служат убежищем, пищей, лекарством.) – К сожалению, хозяйственная деятельность человека изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущи х растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в защите, охране. – Давайте посмотрим небольшой отрывок из фильма о растениях, где говорится о Красной книге. Просмотр фильма. – Как вы считаете, все ли соблюдают правила поведения в природе, когда едут отдыхать, идут в лес? – Все ли бережно относятся к растениям? А вы? 4. Работа по выработке “Правил друзей природы”. – Давайте выработаем с вами правила, как вести себя должен каждый, находясь на природе, чтобы не навредить растениям. – Вы будете работать по 6 человек в группе и для каждого знака выработаете запрещающие правила. А затем по 1 человеку от каждой группы представите эти правила, а мы все вместе запишем их в тетрадь. Каждой группе детей выдается 1 запрещающий знак и по нему дети формулируют правило. А) Не рви цветы. Б) Правильно собирай лекарственные растения. В) Не вытаптывай траву и почву. Г) Не ломай ветки. Д) Не повреди кору деревьев. 5. Работа с учебником. – Мы поговорили о правилах поведения в природе, о Красной книге. А сейчас давайте прочитаем статью учебника и сравним, все ли вопросы об охране мы затронули или что-то вы еще узнали нового. Чтение текста по частям. – Какие знания вы почерпнули из этого текста, о чем мы еще не говорили? (О заповедниках.) – Для чего создают заповедники? (Все объекты заповедников- растения, животные, почва, вода- находятся под защитой государства. Законом запрещено срывать в этих зонах растения, охотиться на животных, увозить почву и камни.) – В Республике Казахстан 10 заповедников и национальные парки. – Кто из вас посещал национальный парк Каркаралинска? – Как вы себя вели в национальном парке? – Давайте посмотрим слайд-фильм о растениях Казахстана, которые нужно охранять, они занесены в Красную книгу. Эти растения можно встретить в Каркаралинске, в других заповедниках. А некоторые даже растут в нашей местности. – Постарайтесь записать названия этих растений к себе в тетрадь. Просмотр слайд-фильма. – Какие растения вы записали? (Зачитайте.) – А кто из вас был в Ботаническом саду г. Караганды? В зимнем саду нашего города? – Там выращивают не только наши местные растения, но и наиболее интересные и редкие растения со всего мира. Ботанический сад похож на природный музей. Человек, который посетил ботанический сад, знакомится с растениями нашей страны и всего мира. 4. Закрепление – Ребята, над какой темой мы сегодня работали? – Эта тема завершает раздел “Растения”. Я подготовила вам тест по проверке знаний этого раздела. Тест по теме “Разнообразие и жизнь растений”: 1. Как называется наука о растениях? А) ботаника Б) зоология В) астрономия. 2. Подчеркни названия хвойных растений одной чертой, цветковых растений- двумя чертами: Яблоня, сосна, ель, одуванчик, смородина, можжевельник. 3. Что растения получают из почвы? А) перегной, песок, глину Б) остатки растений и животных В) воздух, воду, соли 4. Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар, крахмал? А) наличие воды и углекислого газа Б) наличие почвы и воздуха В) наличие света, воды, углекислого газа 5. Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами? А) азот Б) углекислый газ В) кислород 6. Впиши пропущенные слова: Корни растений дышат……………, который содержится в почве. Они всасывают из почвы…………, растворенные в ней…………. – Отложите тесты. Сдадите после окончания урока. 5. Итог урока – А теперь вспомните наш урок и сформулируйте одно предложение с самой главной мыслью. 6. Домашнее задание Написать небольшое сочинение на тему охраны природы. | |
Просмотров: 3696 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|