Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Урок 7 класс Климатические пояса Евразии
Урок 7 класс
Климатические пояса Евразии
.
Цель урока: Формировать мировоззренческую идею взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов природного комплекса через раскрытие причинно- следственных связей и явлений.
Задачи урока:
1. Научить выявлять особенности климата Евразии по диаграммам и доказать, что климатические условия материка очень разнообразны.
2. Закрепить умение анализировать климатические диаграммы и делать вывод о типах климата. А также на основе полученных ранее опорных знаний делать анализ просмотренных видеосюжетов.
3. Формировать эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира.
Тип урока: интегрированный
Оборудование:
1. Климатическая карта Евразии
2. Четыре видеофрагмента
3. Климатические диаграммы
4. Атласы
5. Таблицы.
Ход урока:
Оргмомент (1 мин.)
Сегодня у нас состоится урок-практикум, где мы будем закреплять знания и отрабатывать умения, навыки, полученные на предыдущих уроках. Мы будем анализировать климатические диаграммы и видеосюжеты, и попробуем доказать, что факторы климата обуславливают адаптации живых организмов.
Повторение:
1. Какие факторы влияют на климат материка Евразия?
2. По климатической карте определите:
а) в каких климатических поясах лежит материк;
б) какой из них занимает наибольшую территорию;
в) в каком направлении происходит смена климатических поясов;
г) чем это можно объяснить;
Изучение нового материала:
На материке Евразия расположены все климатические пояса. Факторы
климата обуславливают адаптации живых организмов. Климатические условия, формирующиеся в разных районах материка, соответственно формируют разнообразные приспособления растений и животных. О механизмах приспособлений к условиям среды вы говорили на уроках экологии.
Эколог. В каждом климатическом поясе возникают свои экстремальные условия, в которых живым организмам приходится выживать. Для переживания сложных и критических условий природа наделила живые организмы различными приспособлениями. Какие это приспособления? Какие механизмы позволяют пережить экстремальные условия? (Анабиоз, скрытая жизнь, постоянство внутренней среды и активный поиск новых мест обитания) Расскажите, какие организмы чаще всего используют тот или иной механизм приспособлений?
Географ.
В пределах одного климатического пояса выделяют существенные климатические различия. Это связано с различными факторами. Климатические различия очень хорошо прослеживаются на примерах самых больших по протяженности климатических поясов (умеренного и субтропического).
Начинать рассматривать будем с самого холодного арктического климатического пояса. Результатом нашей работы будет таблица, где мы отразим все элементы климата и типы приспособительных реакций организмов.
1. Итак, мыс Челюскин. Здесь круглый год господствует сухой и холодный арктический воздух, зима суровая и холодное лето, осадков выпадает мало 187мм за год, в основном в виде снега или моросящих дождей (138 дней с осадками). Хорошо выражено одно время года-зима. (Зачитать стр. 171, "Уроки географии, 6 кл.")
Эколог. Видеофрагмент N 1.
Мы просмотрели фрагмент фильма о жизни животных и растений в таких суровых условиях. Большое ли многообразие животных можно здесь увидеть?
Кто может приспособиться к таким условиям и что им в этом помогает? Какие механизмы кроме внешних приспособлений помогают пережить сложные условия? Какие механизмы используют растения в зимний и летний периоды для жизни в таких условиях? Почему лемминги жирные? Какой механизм выживания позволяет полярным хищникам не впадать в спячку в период длительной полярной зимы?
2. Самая большая территория Евразии лежит в умеренном климатическом поясе. Благодаря западному переносу воздушных масс в этом поясе особенно хорошо видна смена типов климата по направлению с запада на восток.
Рассматриваем климатическую диаграмму г. Оксфорда (около г. Лондона) Благодаря воздушным массам, приходящим с Атлантического океана, зима здесь мягкая и тёплая. Осадки выпадают в течение всего года. Летом преобладает пасмурная, облачная погода. Солнечные дни редки. Зимой погода неустойчивая, часто идут моросящие дожди, долго держится туман.
Снег бывает редко и вскоре тает. Это морской климат умеренного пояса.
Город Варшава. Влияние Атлантического океана ослабевает. Здесь уже лето тёплое, а зима холодная с морозами. Лето более тёплое, чем в Оксфорде.
Погода неустойчивая. На смену ясным солнечным дням зимой приходит оттепель, а летом небо покрывается облаками, идут дожди. Это умеренно континентальный тип климата.
Город Иркутск. Воздух с Атлантического океана осадков сюда почти не приносит. Зимой осадков мало и поверхность промерзает на большую глубину. Зимние температуры уже очень низкие. Это резко континентальный тип климата.
Эколог. Видеофрагмент N 2.
Этот тип климата распространяется на огромную территорию по всему евразийскому континенту. Животный мир представлен здесь очень широко. Давайте приведём примеры из жизни животных и растений, где встречаются изученные нами механизмы. Правильно ли определил диктор фильма, что зимнее состояние сибирского тритона - это анабиоз? Какой механизм использует тритон? Почему тритон не может находиться в состоянии анабиоза?
Кто кроме перелётных птиц, и в какой форме использует механизм "избежания" неблагоприятных условий"?
Город Пхеньян. Главный фактор климата здесь - ветры муссоны. Они меняют своё направление два раза в год. (Чем это объяснить?) Зима холодная (-8╟С), лето жаркое (+24╟С). Это типичный муссонный климат.
Город Рим. Зима тёплая, лето жаркое. Большая часть осадков выпадает зимой. Летом, с приходом тропического воздуха, устанавливается жаркая сухая погода. Дожди очень редки. Над головой безоблачное "вечно голубое" небо. Зимой на побережье Средиземного моря погода иная: часто идут дожди, тепло. Продолжается вегетация растений. Дожди приносят влажные западные ветры с Атлантического океана. Средняя температура и зимой выше 0╟С. (Отрывок о Южной Греции стр. 172 "Уроки географии, 6 кл.") Объясните, чем вызвано различие в природе лесов в одном субтропическом поясе, но на разных участках материка?
Эколог. Видеофрагмент N 3.
В субтропическом поясе мы можем наблюдать большое многообразие всех жизненных форм. Условия для жизни здесь более благоприятные, чем в предыдущих рассмотренных поясах. Однако даже среди вечнозелёных растений мы встречаем жестколистные растения, покрытые восковым покровом. К каким условиям выработалось такое приспособление?
Город Аден. Очень высокие температуры в течение всего года. Осадков мало. Самое большое количество в январе, а в июне и июле совсем нет осадков.
Эколог. Видеофрагмент N 4.
Последний видеосюжет знакомит нас с приспособлениями. Которые позволяют выжить в условиях высоких температур и жесткой нехватки воды. У растений и животных вырабатываются самые разнообразные приспособления. Какой же механизм наиболее распространён в пустынях и полупустынях? В каком виде проявляется скрытая жизнь у растений? Что такое растения-эфемеры?
Вывод: Рассмотренный на уроке материал позволяет нам заполнить в домашнем самостоятельном варианте рабочую таблицу и увидеть прочную взаимосвязь между факторами, формирующими климат и типом климата, а соответственно и адаптивными реакциями живых организмов к конкретному типу климата. Чем более суровые условия, тем меньше организмов могут жить в таких условиях и чаще они используют пассивные механизмы выживания, которые экономят жизненную энергию (анабиоз, скрытая жизнь, избегание неблагоприятных условий).
Категория: География | Добавил: Marina_coin (2012-10-22)
Просмотров: 7786 | Рейтинг: 3.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 8:05 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru