Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Тема: Рельеф и полезные ископаемые Евразии. 7 класс
Урок 7 класс
Тема: Рельеф и полезные ископаемые Евразии. 7 класс
Цели: образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии, объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке; воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии; развивающие: развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, контурными картами.
Уметь: сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний, по типовому плану характеризовать основные формы рельефа,
Оборудование: физическая карта полушарий и Евразии, атлас,
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Проверка знаний и умений. - Скажите, пожалуйста, почему это особенный материк? - Самый большой по площади материк, на нём расположены самые высокие горы, обширные равнины, разнообразные ландшафты, живёт множество народов и т. п. а) решение тестов (отд. лист) – 5 чел. б) показ объектов береговой линии по карте, крайних точек – 3 чел. в) устный опрос об исследователях материка. 3. Актуализация знаний и умений – фронтальная беседа. Если мы уже изучили географическое положение материка, какую тему в соответствии с планом изучения материка мы будем изучать дальше? - Строение, рельеф и полезные ископаемые Евразии. - Ребята, я предлагаю вам побывать в роли путешественников. Нам предстоит, исследовать особенности и основные этапы формирования рельефа Евразии. Если Евразия материк, то какой тип земной коры залегает в основании этого участка земной поверхности? - Материковый тип земной коры. - Какие участки входят в состав земной коры материкового типа? - Устойчивые платформы и складчатые области. ־ Что такое платформа? ־ Какое она имеет строение? ־ Какие формы рельефа соответствуют платформам? ־ Что такое складчатая область? ־ Как образовались складчатые области? ־ От чего зависят строение, высота и облик гор? ־ Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям? 4. Изучение новой темы: а) Организация исследования по карте – равнины Евразии. (обозначение равнин на К/К) ־ Итак, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии? ־ Можете ли вы ответить на этот вопрос сразу. Есть затруднение. С помощью какого источника мы можем это узнать? Карта «Строение земной коры». Откроем её в атласе. ־ Заглянем в недра Земли – исследуем строение земной коры в пределах Евразии по карте в атласе. ־ Какие участки здесь самые древние? Платформы. ־ Определите древние платформы в основании Евразии? Восточно-Европейская, Сибирская, Китайско-Корейская, Индийская и другие. ־ Какие формы рельефа соответствуют платформам? Можем ли мы ответить на вопрос, используя только одну карту? Какая карта нам ещё пригодится? ־ Какой ещё способ познания нам необходимо применить для ответа на вопрос? Приём наложения карт – сопоставляем карты «Строение земной коры» и физическую карту Евразии. 1. Восточно – Европейская равнина (200- 500 м.). (обозначение на к/к крупных равнин) ־ На каком материке живём мы с вами? (Евразия) ־ На какой равнине? (Восточно-Европейской). 2. Среднесибирское плоскогорье (1000 м.), 3. Великая Китайская равнина (200 м.), 4. плоскогорье Декан (1000 м.). ־ Какие формы рельефа соответствуют равнинам Евразии? Проверка по таблице в ОК. ־ Сравните с другими материками – какую площадь занимают в Евразии равнины, как они расположены? ־ В чём причина? На материке гораздо больше равнин и они тянутся на тысячи км. б) Горы Евразии. (обозначение гор на К/ К) ־ Какие участки земной коры расположены между платформами? - Складчатые области. ־ Какого они возраста? - Разного возраста. ־ Где расположены области новой или кайнозойской складчатости – горные области на границах между плитами? Они тянутся через всю Евразию в широтном и меридиональном направлении? ־ Какие по строению горы формируются в областях новой складчатости, а какие они будут по высоте? Запишите в таблицу – складчатые горы. - Через Евроазиатский материк с запада на восток тянется гигантский Альпийско - Гималайский пояс молодых складчатых гор. ־ Путём сопоставления карт установите, какие горные системы составляют Альпийско – Гималайский складчатый пояс, определяем их высоту. Отмечаем в к/к. 5. Гималаи (8848 м.), 6. Памир (7495 м.), 7. Кавказ (5642 м.), 8. Альпы (4807 м.) и другие горы. ־ Какие горы по высоте есть в Евразии, и нет на других материках? - В Евразии есть высочайшие горы. Евразия единственный материк, вершины которого поднимаются выше 7000м. Анализ таблицы в ОК. ־ В восточной части Евразии тянется от Камчатки до Больших Зондских островов Восточно-Тихоокеанский складчатый пояс. ־ Как вы думаете, какие горы преобладают в этом складчатом поясе? Вулканические ־ Частью какого кольца они являются? Тихоокеанского огненного кольца. ־ Какой вулкан является самым высоким в Евразии? Ключевская сопка (4688 м.) ־ По таблице в ОК назовите самые известные вулканы Евразии, где они находятся, покажите и подпишите на карте Кракатау (816 м), Фудзияма (3776м), Ключевская Сопка (4750). ־ Какие горы Евразии расположены за пределами поясов молодых складчатых гор в областях древней и средней складчатости? 12. Уральские горы (1895 м),13. Саяны (3491 м.), 14. Скандинавские горы (2469 м.). Делаем выводы. (Чтение в ОК основных особенностей рельефа Евразии.) ־ Какие горы самые высокие в Евразии? Гималаи (8848 м.). ־ Где расположена самая глубокая впадина на суше – впадина Мёртвого моря – (-405 м.). Отмечаем. Велики ли перепады высот? в) Делаем вывод: Таким образом, мы видим, что рельеф Евразии очень _________? (контрастен) и __________________? (разнообразен). г) Решаем проблему ־ Чем объяснить разнообразие поверхности Евразии? - Взаимодействием внутренних и внешних рельефообразующих процессов. ־ Чем объясняется размещение гор и равнин на материке? ־ Как учёные объясняют образование складчатых областей? - Движением литосферных плит. Продолжаем исследование по карте «Строение земной коры». ־ На какой плите расположена основная часть Евразии? - На Евразийской. С какими плитами она граничит? - На юге с Индо-Австралийской и Африкано-Аравийской плитами, на востоке – с Тихоокеанской. Как Евразийская плита взаимодействует с Тихоокеанской плитой? Происходит столкновение материковой Евразийской и океанической Тихоокеанской плит – океаническая плита уходит под материковую, образуются глубоководные желоба с островными дугами, происходит активный вулканизм, очень часто случаются землетрясения. д) Полезные ископаемые. Работа по ОК. ־ Итак, мы рассмотрели рельеф, внутреннее строение земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.) ־ Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.) Работа с атласом стр. 6. Задание в ОК: Евразия богата полезными ископаемыми. Установите соответствие: 1. Район Персидского заливаА. Драгоценные камни
2. П-ов МалаккаБ. Железная руда
3. О-в Шри-ЛанкаВ. Нефть, газ
4. Горы СкандинавскиеГ. Оловянные р., Д. Медные р.
5. Север Великой Китайской равниныЕ. Кам. уголь

Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б,Д, 5.Е.,В. Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых по территории Евразии. (Закономерность есть между распределением полезных ископаемых и тектоническими структурами: на равнинах залегают преимущественно осадочные полезные ископаемые, а в складчатых областях преобладают магматические и метаморфические.) 5. Закрепление. Тестовый контроль (на карточках) Территорию Евразии в отличие от других материков формирует:
1. одна крупная древняя платформа,
2. несколько относительно мелких древних платформ. К древним платформам на территории Евразии относятся:
1. Южно-Американская и Сибирская
2. Сибирская и Восточно-Европейская
3. Восточно-Европейская и Австралийская Установите соответствие: ПлатформаРавнина
1.СибирскаяА) Западно-Сибирская
2. ИндийскаяБ) Великая Китайская
3.Китайско-КорейскаяВ) Декан (плоског.)
Г) Среднесибирское плоског.)

4. Установите соответствие: ГорыВозраст складчатости
1. КарпатыА) Древний (Pz)
2.СкандинавскиеБ) Средний (Mz)
3. Верхоянский хребетВ) Новый (Kz)

Нормы оценок: Без ошибок – оценка –«5» 1 ошибка – оценка –«4» 2 ошибки – оценка –«3» Более 2 ошибок – оценка –«2» 6. Итог урока. Вопрос: Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других материков? 7. Домашнее задание §60, 61 чит., знать на карте основные формы рельефа Евразии, подписать на карте в ОК основные горы и равнины. (для желающих – решить в ОК кроссворд) Литература: Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в школе» Москва, Центр «Педагогический поиск», 2001. А. В. Шатных «Современный урок географии» Москва, «Школьная пресса»,2002. М. В.Смирнова «Развитие мыслительно-аналитической деятельности учащихся», журнал «География в школе», №5, 1999 Т.М. Бенькович, Д. Л. Бенькович «Опорные конспекты в обучении географии России» Москва, «Просвещение», 1997 Евразия исключительно богата полезными ископаемыми. Установите соответствие: 1. Район Персидского залива а) драгоценные камни 2. полуостров Малакка б) железные руды 3. Шри-Ланка в) нефть и природный газ 4. Скандинавские горы г) оловянные руды 5. Север Вел. Китайской равнины д) медные руды 6. Район озера Балхаш е) каменный уголь IV. Итог урока. Вопрос: Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других материков? V Домашнее задание: § 60, 61, в контурной карте указать основные формы рельефа Евразии. Литература: Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в школе» Москва, Центр «Педагогический поиск», 2001. А. В. Шатных «Современный урок географии» Москва, «Школьная пресса»,2002. М. В.Смирнова «Развитие мыслительно-аналитической деятельности учащихся», журнал «География в школе», №5, 1999 Т.М. Бенькович, Д. Л. Бенькович «Опорные конспекты в обучении географии России» Москва, «Просвещение», 1997 § Изучение нового материала Ребята, вспомните как появился материк Евразия? (200 млн. л.н. – Пангея, 135млн.л.н – Гондвана, Лавразия – настоящее время (6 материков). Работа с атласом стр. 4–5. Предлагается дать анализ строения земной коры Евразии? В основе материка лежит Евроазиатская ЛП; есть столкновение с Африканской, Тихоокеанской плитами; в местах столкновения плит расположены сейсмические пояса: Альпийско-Гималайский и Тихоокеанский. В центральных районах Евразии преобладают платформы, а в южных и восточных – горные области, следовательно, на севере и западе преимущественно расположены равнины, а на юге и востоке – горы. Обратите внимание, что горные области Евразии отмечаются разными цветами. Путешественники, как вы считаете, с чем это может быть связано? (разный возраст горообразования). Рельеф Евразии, внутреннее строение земной коры Строение земной корыСоответствующие формы рельефа (заполнить)
Древние платформы
1 группаВосточно-Европейская Восточно-Европейская (Русская) равнина
Сибирская Среднесибирское плоскогорье
ИндийскаяДекан плоскогорье
Китайско-Корейская Великая китайская равнина
Области складчатостиДревняя
2 группаУральские, Алтай, Саяны, Тянь-Шань, Западно-Сибирская равнина
Гоби, Скандинавские
Средняя
3 группаВерхоянский хр., хр. Черского, хр. Сихоте – Алинь, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Кунь-Лунь.
Новая
вместеПамир, Кавказ, Срединный хр., Гималаи.
Апеннины, Карпаты
Иранское нагорье Пиренеи, Альпы

Вывод: Происхождение позднее горообразовательные процессы соединили эти платформы, расширив площадь материка. В дальнейшем к Евразии присоединились платформы – осколки древней Гондваны, лежащие в основании полуостровов Аравийский и Индостан. На южных границах Евразийской плиты, на ее стыке с соседними плитами, происходили и происходят мощные горообразовательные процессы, которые привели к образованию высочайших горных систем. Какие закономерности вы заметили? Что соответствует складчатым областям, а что платформам? (Складчатым областям соответствуют горы, а платформам – равнины и плоскогорья). Как и на других материках, основная часть населения Евразии живет на равнинах. Как и равнины, горы Евразии различны по происхождению и возрасту. Горы новой складчатости образуют 2 гигантских пояса, расположенных на восточной и южной окраинах материка. Альпийско-Гималайский пояс протянулся в южной части Евразии от Атлантического и почти до тихого океана. В него входят Пиренеи, Альпы, Карпаты. Кавказ, Памир, Гималаи. Тихоокеанский пояс складчатых гор начинается на Камчатке и заканчивается на больших Зондских островах. В Евразии он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов – это действующие и потухшие вулканы. Значительно старше Скандинавские горы, Урал, Тянь-Шань, Алтай. Они появились в эпоху древней складчатости. Под влиянием внешних процессов в течение многих млн. лет горы были сильно разрушены. В некоторых из них в дальнейшем произошли новые поднятия, например на Урале, Тянь-Шане, Алтае. На рельеф Евразии большое влияние оказало и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Древний ледник покрывал также многие е горные хребты. Земная кора материка формировалась во все геологические эры. Азия выше Европы (3/4 Азии занимают горы), самая высокая точка материка – г. Джомолунгма (8848м), самое низкое место – впадина Мертвое море (-400м). На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс, с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце». Задание № 3. В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя карты атласа, установите соответствие: 1. ВезувийА. Пол – в Камчатка
2. ЭтнаБ. Зондские о-ва
3. КракатауВ. Остров Сицилия
4. Ключевская СопкаГ. Японские о-ва
5. ФудзиямаД. Аппенинский пол-в

Ответ: 1.Д, 2.В, 3.Б, 4.А, 5.Г. Итак, мы рассмотрели рельеф, внутренне строении земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.) Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.) Работа с атласом стр. 6. Задание № 5. Евразия богата полезными ископаемыми. Установите соответствие: 1. Район Персидского заливаА. Драгоценные камни
2. Пол-в МалаккаБ. Железная руда
3. О-в Шри-ЛанкаВ. Нефть, газ
4. Горы СкандинавскиеГ. Оловянные р., Д. Медные р.
5. Север Великой Китайской равниныЕ. Кам. уголь

Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б,Д, 5.Е.,В. Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых по территории Евразии. (Закономерность есть между распределением полезных ископаемых и тектоническими структурами: на равнинах залегают преимущественно осадочные полезные ископаемые, а в складчатых областях преобладают магматические и метаморфические.) Тестовый контроль Территорию Евразии в отличие от других материков формирует:
1. одна крупная древняя платформа,
2. несколько относительно мелких древних платформ. К древним платформам на территории Евразии относятся:
1. Южно-Американская и Сибирская
2. Сибирская и Восточно-Европейская
3. Восточно-Европейская и Австралийская Установите соответствие: ПлатформаРавнина
1.СибирскаяА) Западно-Сибирская
2. ИндийскаяБ) Великая Китайская
3.Китайско-КорейскаяВ) Декан (плоског.)
Г) Среднесибирское плоског.)

Установите соответствие: ГорыВозраст складчатости
1. КарпатыА) Древний (Pz)
2.СкандинавскиеБ) Средний (Mz)
3. Верхоянский хребетВ) Новый (Kz)

Нормы оценок: Без ошибок – оценка –«5» 1 ошибка – оценка –«4» 2 ошибки – оценка –«3» Более 2 ошибок – оценка –«2» • 6. Домашнее задание • §60, §61 • Отметить на контурных картах изученные географические объекты; инструктаж Д/З. • «3» – 60,61; к/к – подписать основные формы рельефа, уметь показывать на настенной карте. • «4» – Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других ранее изученных материков? • С каким материком Евразия имеет большое сходство в рельефе? • «5»- Высочайшие горы Евразии Гималаи и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океанов, в то время как на других материках горы находятся на побережьях океанов. Чем это объяснить? Почему Гималаи – наиболее высокие горы на Земле?
Категория: География | Добавил: Marina_coin (2012-10-22)
Просмотров: 9726 | Рейтинг: 5.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru