Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Тема урока: Звездное небо – великая книга природы (фрагмент урока).5класс
Тема урока: Звездное небо – великая книга природы (фрагмент урока).
Цели урока: способствовать обогащению представлений учащихся о звездах, созвездиях.
Задачи:
Образовательные: дать учащимся представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба.
Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника; формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы; умения работать и взаимодействовать в парах.
Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивать желание познавать новое.

Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор,
презентация к уроку,
учебник «Окружающий мир», 4 класс, 1 часть, авт. А.А.Плешаков
атлас-определитель «От земли до неба», авт. А.А.Плешаков
толковый словарь С.И.Ожегова
«Дневники исследований» для каждого ученика (Приложение)

Приёмы ТРКМЧП, применяемые на уроке: «Дневник исследований»

Ход урока:

Этапы урока Учитель Учащиеся Мультимедийное сопровождение
Орг. этап
Учитель использует по своему усмотрению
Этап проверки
дом. задания

Этап
актуализации
знаний

- Ребята, я вас приглашаю продолжить путешествие в мир космоса. Сегодня мы узнаем, какие бывают звезды и что называют созвездиями, познакомимся с некоторыми из них. А поможет нам человек, ученый, который изучает небесные объекты. Кто это мы узнаем, разгадав кроссворд.
(приостановиться нужно на 8 вопросе: «Планета, названная в честь бога торговли» - Меркурий)

- Найдите в кроссворде слово-отгадку: человек, изучающий небесные объекты, например, звёзды, планеты и их спутники, кометы.

Профессиональные астрономы — люди, занимающиеся астрономией профессионально. Современные методы астрономии требуют хорошего знания математических методов, поэтому у профессиональных астрономов обычно есть соответствующее образование. Они работают в обсерва

ториях, исследовательских центрах или университетах. Большую часть
времени они тратят на исследования и анализ информации, хотя есть и другие обязанности, например, обучение.
- Ребята, кто знает имя первого астронома, использовавшего в своих исследованиях телескоп?
- Совершенно верно. Галилео Галилей - итальянский ученый, великий физик, механик и астроном стал одним из основателей точного естествознания, открыл пятна на Солнце, четыре спутника Юпитера, рельефность поверхности Луны, звездный состав Млечного Пути...

астроном

Галилео Галилей

Слайд 2
(по щелчку мыши открывается новый вопрос, появляется ответ)
Щелчок мыши – выделяется слово

Слайд 3

Щелчок
мыши

Этап изучения нового
материала.
Поднимаешь глаза, и видишь прекрасное небо, огромные звезды, луну. Все кажется таким близким и очень загадочным. Но, на самом деле, каждая звезда и каждая планета очень далеки от нашей земли. Мы видим только яркое отражение, которое и вызывает в наших душах истинный восторг и интерес.
(после просмотра)
- Звездное небо, какое огромное количество звезд, и какие они разные!
Когда можно увидеть звезды на небе?

- Сейчас вам предстоит поработать самостоятельно. Перед вами на партах

лежат «Дневники исследования», в которых вам необходимо ответить на
вопрос: «Почему звезды светятся?»
- Запишите свои ответы в «Дневниках исследований» в первой колонке, которая называется «Что мне известно по данной теме, вопросу?».
(Учащиеся записывают те, факты которые им известны в таблицу, «Приложение»)
- Итак, что же вы записали в своих табличках - дневниках?

- Найдите в словаре толкование слова «звезда»
(работа со словарем С.И.Ожегова)

- Назовите самую близкую к нам звезду.
Звезды светятся, потому что они горячие, ведь Солнце – звезда, раскаленный газовый шар.
- С Земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле они разные не только по размеру, но и по цвету. Как слиток раскаленного металла по мере повышения температуры от тускло-красного цвета переходит к жел¬тому и затем ослепительно белому, так и звезды разных температур имеют различные цвета.

Лучше всего звезды видны на ночном небе, не затянутом тучами.

Звезды светятся, потому что они горячие.
ЗВЕЗДА: небесное тело ”раскаленный газовый шар”, ночью видимое как светящаяся точка.
Солнце
Слайд 4-11
(автоматический переход)

Красные – сравнительно холодные, желтые- горячие (звезда-Солнце). У белых звезд t на поверхности составляет 10 тыс. градусов. Но самые яркие и горячие звезды – голубые, их t - 30 тыс. градусов.
Так же различны звезды по величине, встречаются гиганты и карлики. Слайд 12

Международный коллектив ученых обнаружил необычную систему звезд, посылающих на Землю в результате своего быстрого вращения короткие радиоимпульсы и называемых в связи с этим пульсарами. Пульсары были открыты в середине прошлого века, когда их строго периодические высокочастотные радиосигналы чрезвычайно взбудоражили всю мировую общественность, так как были приняты за сигналы, посылаемые внеземным разумом.
Самые маленькие коллективные члены Галактики — это двойные звезды. Так называются группы из двух звезд, в кото¬рых звезды удерживаются близко друг к другу благо¬даря взаимному притяжению согласно закону всемирно¬го тяготения. Главная звезда – желтая, а спутник – белый или голубой. Слайд 13

Звездное небо – небольшая часть безграничного космоса. Земляне всех
поколений всегда смотрели на него с незаурядным любопытством и тревогой. А что там дальше? Где-то ли еще есть существа, похожие на нас? Чего ожидать от космоса – добра или зла?
- Так выглядит наша галактика «Млечный путь». Она состоит из 200 миллиардов звезд!
- Дополните записи о звездах в своих таблицах, но уже в колонке «Что нового я узнал?»

Выполняют
записи


Слайд 14

- А что можно сказать о расположении звезд?

- Вы верно заметили, что существуют места скопления звезд. Люди разделили небо на 88 участков. Эти участки назвали созвездиями и дали этим «звездным фигурам» имена героев мифов и легенд, сказочных существ.
- Вам сейчас нужно поработать в парах. Вспомните и обсудите между собой, какие созвездия вы уже знаете, запишите их в первую колонку «Дневника исследования»

- Прочитайте, какие созвездия вы вспомнили.
Они расположены неравномерно, есть места, где звезд много.

Обсуждают и записывают.
Большая Медведица, Малая Медведица, Лебедь,
Лев, Орион и другие Слайд 15

- Есть такое шуточное стихотворение:
Две медведицы смеются:
Эти звезды нас надули!
Нашим именем зовутся,
А похожи на кастрюли!

- Кто знает, в каком созвездии находится Полярная звезда?

Наша милая планета
(Ты, конечно, знаешь это!)
Каждый день и каждый год
Совершает оборот.
А с Земли при наблюденьи
Создается впечатленье,
Что кружится не она,
А все звёзды и Луна.
Лишь ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА
Не стремится никуда!
И в любое время года
В самом центре хоровода
Сможешь ты её найти,
Если сбился вдруг с пути.
Ось земная на неё

Направляет остриё.
Можешь быть уверен:
Где она - там СЕВЕР!
Та звезда - не просто точка,
А нога МИШУТКИ-дочки!
Чёрный нос МЕДВЕДЯ-мамы
На неё укажет прямо!


В созвездии Малой Медведицы

Слайд 16

Щелчок
мыши

Физкультминутка «Невесомость»
Звучит мелодия. Дети пытаются изобразить движениями невесомость в космосе.. Слайд 17

Этап продолжения работы
над новым материалом. Не боясь зимы и стужи,
Подпоясавшись потуже,
Для охоты снаряжён
Выступает ОРИОН.
Две звезды из высшей лиги
В ОРИОНЕ - это РИГЕЛЬ
В правом нижнем уголке,
Словно бант на башмаке.
А на левом эполете* -
БЕТЕЛЬГЕЙЗЕ ярко светит.
Три звезды наискосок
Украшают поясок.
Этот пояс, как подсказка.
Он - небесная указка.
Вот от правого конца
Путь в созвездие ТЕЛЬЦА
Он указывает прямо
В красный глаз АЛЬДЕБАРАНА. Слайд 18

Бык упитан и рогат.
Правый рог венчает НАТ,
А в носу его горят
Двести маленьких ГИАД.
Над загривком этой туши
Вьются семь
хрустальных мушек.
Познакомить вас мы рады
Со скоплением ПЛЕЯДЫ Слайд 19

Орионов поясок-
Три звезды наискосок
Если влево ты пойдешь,
Чудо - СИРИУС найдешь!
Он прекрасен, несомненно!
Чтобы сей алмаз бесценный
Злой воришка не унес,
Сторож здесь - ОГРОМНЫЙ ПЕС!
ПЁС ПОМЕНЬШЕ - чуть повыше
В караул небесный вышел
И, забыв покой и сон,
Охраняет ПРОЦИОН. Слайд 20

Между ЦЕФЕЕМ и ЛИРОЙ,
Крылья раскинув над миром,
ЛЕБЕДЬ неспешно летит
в высоте,
Ярко сверкает
ДЕНЕБ на хвосте.
Ясною ночью
на Млечном Пути
Северный Крест
постарайся найти! Слайд 21

У Дракона есть сосед.
Он ворчун и домосед.
Домик хоть и скособочен,
Но зато довольно прочен.
Он без окон и дверей,
А живет в нём царь ЦЕФЕЙ.
«W» к ЦЕФЕЮ близко
Значит «woman» по-английски.
То жена царя ЦЕФЕЯ
Гордая КАССИОПЕЯ Слайд 22

Бородатый ВОЛОПАС
Как-то в марте
В поздний час
Взял любимых ГОНЧИХ ПСОВ
И пошел пасти волов.
Среди звезд нелегок путь,
Он решил передохнуть,
А животных за хвосты
Под покровом темноты
Привязал к звезде АРКТУР
И устроил перекур.
Но сморил беднягу сон...
Лишь к утру заметил он,
Что веревка крепится
Ко хвосту МЕДВЕДИЦЫ!!!
Тут и понял ВОЛОПАС,
Что всю ночь медведей пас! Слайд 23

Царь зверей золотогривый
Величаво и лениво
На эклиптике** лежит
И на Львёнка не глядит
РЕГУЛ - символ царской власти
Под охраной грозной пасти,
А на кисточке хвоста -
Ах! Какая красота! -
ДЕВА в шутку приколола
Яркий бантик - ДЕНЕБОЛУ!

- Ребята, конечно, это не все созвездия, но если вы некоторые сможете
отыскать на небе, значит уже хорошо. Ну а пока воспользуйтесь атласом-
определителем «От земли до неба» и дополните записи в своих таблицах, но уже в колонке «Что нового я узнал?», указав созвездия и звезды.

Учащиеся выполняют записи, затем коллективно их обсуждают. Слайд 24

Этап
рефлексии
- Посмотрите внимательно в ваши «Дневники исследователей», обратите внимание на то, какая колонка у вас заполнена больше. Как вы думаете. Почему?
Выслушиваются ответы учащихся
Этап
подведения
итогов Учитель использует по своему усмотрению
Категория: География | Добавил: Marina_coin (2012-10-31)
Просмотров: 3750 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru