Главная » Статьи » В помощь учителю » География |
Тема урока: Звездное небо – великая книга природы (фрагмент урока). Цели урока: способствовать обогащению представлений учащихся о звездах, созвездиях. Задачи: Образовательные: дать учащимся представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба. Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника; формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы; умения работать и взаимодействовать в парах. Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивать желание познавать новое. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, учебник «Окружающий мир», 4 класс, 1 часть, авт. А.А.Плешаков атлас-определитель «От земли до неба», авт. А.А.Плешаков толковый словарь С.И.Ожегова «Дневники исследований» для каждого ученика (Приложение) Приёмы ТРКМЧП, применяемые на уроке: «Дневник исследований» Ход урока: Этапы урока Учитель Учащиеся Мультимедийное сопровождение Орг. этап Учитель использует по своему усмотрению Этап проверки дом. задания Этап актуализации знаний - Ребята, я вас приглашаю продолжить путешествие в мир космоса. Сегодня мы узнаем, какие бывают звезды и что называют созвездиями, познакомимся с некоторыми из них. А поможет нам человек, ученый, который изучает небесные объекты. Кто это мы узнаем, разгадав кроссворд. (приостановиться нужно на 8 вопросе: «Планета, названная в честь бога торговли» - Меркурий) - Найдите в кроссворде слово-отгадку: человек, изучающий небесные объекты, например, звёзды, планеты и их спутники, кометы. Профессиональные астрономы — люди, занимающиеся астрономией профессионально. Современные методы астрономии требуют хорошего знания математических методов, поэтому у профессиональных астрономов обычно есть соответствующее образование. Они работают в обсерва ториях, исследовательских центрах или университетах. Большую часть времени они тратят на исследования и анализ информации, хотя есть и другие обязанности, например, обучение. - Ребята, кто знает имя первого астронома, использовавшего в своих исследованиях телескоп? - Совершенно верно. Галилео Галилей - итальянский ученый, великий физик, механик и астроном стал одним из основателей точного естествознания, открыл пятна на Солнце, четыре спутника Юпитера, рельефность поверхности Луны, звездный состав Млечного Пути... астроном Галилео Галилей Слайд 2 (по щелчку мыши открывается новый вопрос, появляется ответ) Щелчок мыши – выделяется слово Слайд 3 Щелчок мыши Этап изучения нового материала. Поднимаешь глаза, и видишь прекрасное небо, огромные звезды, луну. Все кажется таким близким и очень загадочным. Но, на самом деле, каждая звезда и каждая планета очень далеки от нашей земли. Мы видим только яркое отражение, которое и вызывает в наших душах истинный восторг и интерес. (после просмотра) - Звездное небо, какое огромное количество звезд, и какие они разные! Когда можно увидеть звезды на небе? - Сейчас вам предстоит поработать самостоятельно. Перед вами на партах лежат «Дневники исследования», в которых вам необходимо ответить на вопрос: «Почему звезды светятся?» - Запишите свои ответы в «Дневниках исследований» в первой колонке, которая называется «Что мне известно по данной теме, вопросу?». (Учащиеся записывают те, факты которые им известны в таблицу, «Приложение») - Итак, что же вы записали в своих табличках - дневниках? - Найдите в словаре толкование слова «звезда» (работа со словарем С.И.Ожегова) - Назовите самую близкую к нам звезду. Звезды светятся, потому что они горячие, ведь Солнце – звезда, раскаленный газовый шар. - С Земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле они разные не только по размеру, но и по цвету. Как слиток раскаленного металла по мере повышения температуры от тускло-красного цвета переходит к жел¬тому и затем ослепительно белому, так и звезды разных температур имеют различные цвета. Лучше всего звезды видны на ночном небе, не затянутом тучами. Звезды светятся, потому что они горячие. ЗВЕЗДА: небесное тело ”раскаленный газовый шар”, ночью видимое как светящаяся точка. Солнце Слайд 4-11 (автоматический переход) Красные – сравнительно холодные, желтые- горячие (звезда-Солнце). У белых звезд t на поверхности составляет 10 тыс. градусов. Но самые яркие и горячие звезды – голубые, их t - 30 тыс. градусов. Так же различны звезды по величине, встречаются гиганты и карлики. Слайд 12 Международный коллектив ученых обнаружил необычную систему звезд, посылающих на Землю в результате своего быстрого вращения короткие радиоимпульсы и называемых в связи с этим пульсарами. Пульсары были открыты в середине прошлого века, когда их строго периодические высокочастотные радиосигналы чрезвычайно взбудоражили всю мировую общественность, так как были приняты за сигналы, посылаемые внеземным разумом. Самые маленькие коллективные члены Галактики — это двойные звезды. Так называются группы из двух звезд, в кото¬рых звезды удерживаются близко друг к другу благо¬даря взаимному притяжению согласно закону всемирно¬го тяготения. Главная звезда – желтая, а спутник – белый или голубой. Слайд 13 Звездное небо – небольшая часть безграничного космоса. Земляне всех поколений всегда смотрели на него с незаурядным любопытством и тревогой. А что там дальше? Где-то ли еще есть существа, похожие на нас? Чего ожидать от космоса – добра или зла? - Так выглядит наша галактика «Млечный путь». Она состоит из 200 миллиардов звезд! - Дополните записи о звездах в своих таблицах, но уже в колонке «Что нового я узнал?» Выполняют записи Слайд 14 - А что можно сказать о расположении звезд? - Вы верно заметили, что существуют места скопления звезд. Люди разделили небо на 88 участков. Эти участки назвали созвездиями и дали этим «звездным фигурам» имена героев мифов и легенд, сказочных существ. - Вам сейчас нужно поработать в парах. Вспомните и обсудите между собой, какие созвездия вы уже знаете, запишите их в первую колонку «Дневника исследования» - Прочитайте, какие созвездия вы вспомнили. Они расположены неравномерно, есть места, где звезд много. Обсуждают и записывают. Большая Медведица, Малая Медведица, Лебедь, Лев, Орион и другие Слайд 15 - Есть такое шуточное стихотворение: Две медведицы смеются: Эти звезды нас надули! Нашим именем зовутся, А похожи на кастрюли! - Кто знает, в каком созвездии находится Полярная звезда? Наша милая планета (Ты, конечно, знаешь это!) Каждый день и каждый год Совершает оборот. А с Земли при наблюденьи Создается впечатленье, Что кружится не она, А все звёзды и Луна. Лишь ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА Не стремится никуда! И в любое время года В самом центре хоровода Сможешь ты её найти, Если сбился вдруг с пути. Ось земная на неё Направляет остриё. Можешь быть уверен: Где она - там СЕВЕР! Та звезда - не просто точка, А нога МИШУТКИ-дочки! Чёрный нос МЕДВЕДЯ-мамы На неё укажет прямо! В созвездии Малой Медведицы Слайд 16 Щелчок мыши Физкультминутка «Невесомость» Звучит мелодия. Дети пытаются изобразить движениями невесомость в космосе.. Слайд 17 Этап продолжения работы над новым материалом. Не боясь зимы и стужи, Подпоясавшись потуже, Для охоты снаряжён Выступает ОРИОН. Две звезды из высшей лиги В ОРИОНЕ - это РИГЕЛЬ В правом нижнем уголке, Словно бант на башмаке. А на левом эполете* - БЕТЕЛЬГЕЙЗЕ ярко светит. Три звезды наискосок Украшают поясок. Этот пояс, как подсказка. Он - небесная указка. Вот от правого конца Путь в созвездие ТЕЛЬЦА Он указывает прямо В красный глаз АЛЬДЕБАРАНА. Слайд 18 Бык упитан и рогат. Правый рог венчает НАТ, А в носу его горят Двести маленьких ГИАД. Над загривком этой туши Вьются семь хрустальных мушек. Познакомить вас мы рады Со скоплением ПЛЕЯДЫ Слайд 19 Орионов поясок- Три звезды наискосок Если влево ты пойдешь, Чудо - СИРИУС найдешь! Он прекрасен, несомненно! Чтобы сей алмаз бесценный Злой воришка не унес, Сторож здесь - ОГРОМНЫЙ ПЕС! ПЁС ПОМЕНЬШЕ - чуть повыше В караул небесный вышел И, забыв покой и сон, Охраняет ПРОЦИОН. Слайд 20 Между ЦЕФЕЕМ и ЛИРОЙ, Крылья раскинув над миром, ЛЕБЕДЬ неспешно летит в высоте, Ярко сверкает ДЕНЕБ на хвосте. Ясною ночью на Млечном Пути Северный Крест постарайся найти! Слайд 21 У Дракона есть сосед. Он ворчун и домосед. Домик хоть и скособочен, Но зато довольно прочен. Он без окон и дверей, А живет в нём царь ЦЕФЕЙ. «W» к ЦЕФЕЮ близко Значит «woman» по-английски. То жена царя ЦЕФЕЯ Гордая КАССИОПЕЯ Слайд 22 Бородатый ВОЛОПАС Как-то в марте В поздний час Взял любимых ГОНЧИХ ПСОВ И пошел пасти волов. Среди звезд нелегок путь, Он решил передохнуть, А животных за хвосты Под покровом темноты Привязал к звезде АРКТУР И устроил перекур. Но сморил беднягу сон... Лишь к утру заметил он, Что веревка крепится Ко хвосту МЕДВЕДИЦЫ!!! Тут и понял ВОЛОПАС, Что всю ночь медведей пас! Слайд 23 Царь зверей золотогривый Величаво и лениво На эклиптике** лежит И на Львёнка не глядит РЕГУЛ - символ царской власти Под охраной грозной пасти, А на кисточке хвоста - Ах! Какая красота! - ДЕВА в шутку приколола Яркий бантик - ДЕНЕБОЛУ! - Ребята, конечно, это не все созвездия, но если вы некоторые сможете отыскать на небе, значит уже хорошо. Ну а пока воспользуйтесь атласом- определителем «От земли до неба» и дополните записи в своих таблицах, но уже в колонке «Что нового я узнал?», указав созвездия и звезды. Учащиеся выполняют записи, затем коллективно их обсуждают. Слайд 24 Этап рефлексии - Посмотрите внимательно в ваши «Дневники исследователей», обратите внимание на то, какая колонка у вас заполнена больше. Как вы думаете. Почему? Выслушиваются ответы учащихся Этап подведения итогов Учитель использует по своему усмотрению | |
Просмотров: 3750 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|