Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

9 класс "Территориальная организация населения.Дом в котором мы живем."
1. Орг момент.Приветствие.
Здравствуйте , ребята и уважаемые гости!
Итак, сегодня мы продолжаем тему, начатую на прошлом уроке « Территориальная организация населения. Дом в котором мы живем».
Цель нашего урока :продолжение изучения территориальных форм расселения людей, типов населенных пунктов, выявление главных черт сходства и различия.
Итак , начнем.

2.Повторение и закрепление темы прошлого урока.

СЛАЙД 1. Под территориальной организацией населения понимается -…
расселение и размещение населения .
Что это? Давайте дополним нашу схему.-работа уч-ся на ИД
Назовите основные черты размещения населения по тер-рии нашего государства.
- неравномерность
- диспропорция между площадью и людностью.
-многонаселенность .

2. Что такое ГОРОД?
- очаг зарождения всего нового
-двигатель прогресса
-центр своего окружения
- города и магистрали-каркас территории.
- форма расселения людей с числен. Более 10 000 и занятостью населения вне с.х-ва.

3. Назовите этапы формирования городов. Приведите примеры городов.(показ)
СЛАЙД 2.
1)Древний и средневековый-
2) Казахстан в составе России.
3)Советский.
4) Современный.

4.Следующий классификационный этап- людность. Во всех ли государствах понятие город по численности населения одинаково?
-нет. Россия 12000, Дания, Швеция, Исландия-200 чел, Япония-30000, США-2,5 т.ч., Индия 5000 ч.

Задание:
Работа с настенной картой. Уч-ся прикрепляют на настенную карту с помощью иголочек пунсоны разного размера в соответствии с численностью населения города.
СЛАЙД 3.
Малые- менее 50 000 ч. города районного значения Сергеевка, Тайынша, Мамлютка.
Средние 50000-100 000 ч.- Щучинск, Риддер.
Большие 10000-250000ч.-Костанай , Уральск, Петропавловск, Темиртау, Атырау.
Крупные 250000-1000 000-Караганда,Астана, Шымкент.
Крупнейшие более 1000 000- Алматы.

5.СЛАЙД 4.
Следующая классификационная единица -градообразующие функции и градообслуживающие
виды деятельности.
Задание: разделить градообразующие функции и виды деятельности .Работа на ИД.

6.СЛАЙД 5.
Задание Установить соответствие между городом и градообразующей функцией. Работа на ИД.

7. Классификационная единица-роль в модернизации страны- какие города играют огромную роль в этом?
- Астана, Алматы, все областные центры.

8. Как называется повышение численности населения и рост городов?
- Урбанизация.-53%.
-Назовите иные формы расселения , существующие в мире.
Агломерация и мегаполис.
Есть ли у нас в Казахстане они?
- Да.
Назовите их.
- Алматы, Астана, Шымкент, Караганда-Темиртау.
Назовите самую высокоурбанизированную область нашей страны.-Карагандинская.
В какой области по уровню урбанизации живем мы с вами?-
-слабоурбанизированной.
Это значит , что в нашей области преобладает сельское население.

3.Вот теперь мы переходим к теме нашего урока- Сельское расселение.

Дайте определение понятию СЕЛО?
-Форма расселения населения с числом жителей менее 10000, занятостью в сельском хозяйстве,слабой инфраструктурой.
В основу мы берем ту же классификацию, что и у городов.

СЛАЙД 6. Сельское население:

1)Этапы:
1-17-18 в.-поселения вокруг крепостей, цель-снабжение .
2.-19-20в.-оседание казахского населения ,у железных дорог ,станицы казаков, крестьяне-переселенцы после указа царя1906 года.
3. советский период-коллективизация, целина.
4. Современный- спад производства ,ликвидация колхозов и совхозов, запустение сел.
5. Новейший период- политика правительства и президента, программа «АУЛ 2003-2005»,
Стратегия развития КАЗАХСТАН 2030, приводит к повышению численности сельского
Населения и развитию села.

2)По людности: слайд 6.

3)По функциям :
- узкофункциональные- многофункциональные.

Пример- с. Откормочное, станция Сулы.
4)Задание Определите принадлежность нашего села ко всем классификациям.

Этап- советский.
Людность- крупное.
Функции- культурная, транспортная, земледельческая, животноводческая, административная.

5) Мы изучили с вами особенности территориального размещения населения.
А закрепим мы их, заполнив таблицу: работают с ИД 2 человека, остальные- в тетради. СЛАЙД 7.
Работа на ИД.

ГОРОД ПРИЗНАК СЕЛО
10000 и более Кол-во людей Менее 10000
многоэтажные Типы жилищ Част. сектор
В пром-ти, сфере услуг Занятость В сельском хозяйстве
развита Инфраструктура Развита слабо
Рабочий, ученый,инженер,
Служащий, транспорт, и т.д. Преобладающие профессии Агроном, комбайнер, тракторист, и т.д.

6) Вот теперь мы видим главные черты различия, но у нас и очень много общего.
Это и потребности, общее дело, одно государство, одинаковые профессии, болезни
и проблемы.
На прошлом уроке мы уже говорили о проблемах города(?), но так как мы являемся сельскими жителями , давайте поговорим о проблемах села.
СЛАЙД 8.
Проблемы села.

-загрязнение - сезонность работы - удаленность от центров(культуры и т.д.)
-Эрозия почв - низкая заработная плата - неперспективность.
-безработица - снабжение водой, теплом

НО ЕСТЬ И У НАШЕЙ ЖИЗНИ СВОИ ПЛЮСЫ…

ОБЩЕНИЕ,ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ …Учащиеся называют самостоятельно.

И я желаю вам найти свои плюсы в сельской жизни и после получения образования
вернуться и поднимать свое село.

4. Выставление оценок .

5. Домашнее задание-8-9 параграф, подготовиться к практической работе,
выполнить тесты после параграфов.

Спасибо за урок. До свидания!!!
Категория: География | Добавил: Самостоятельная (2013-01-16) | Автор: Благовисная Юлия Викторовна E
Просмотров: 1841 | Теги: 9 класс, география Казахстана | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 11:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru