Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Экономико-географическое и геополитическое положение России. История формирования государства.
10 класс Тема урока: Экономико-географическое и геополитическое положение России.
История формирования государства.

Цель: сформировать представление о ЭГП России, изучить особенности границ государства, выявить плюсы и минусы, рассмотреть административно- территориальное деление РФ и оценить геополитическое положение государства в современном мире. Задачи: Образовательные:
1) Рассмотреть процесс формирования современных границ РФ во времени и пространстве.
2) оценить виды географического положения: ЭГП и ТГП,ПГП и уровни (макро-, мезо-, микро -), соседей России первого, второго порядка ;
3) сформировать представление об особенностях политико-государственного устройства РФ и историей формирования страны.
4) ознакомиться с особенностями геополитического положения России в разное время;
Развивающие:
1) формировать умение работать в группах, читать и анализировать карты и тексты учебника 2) развивать умения работы с картами атласа, таблицами учебника , работать с контурной картой, с иллюстративным и статистическим материалом;
3) развивать интерес к предмету, познавательную активность и самостоятельность.
Воспитательные:
1) повысить уровень информационной культуры;
2) расширить кругозор.
3) воспитание патриотизма.
Оборудование: Политическая карта мира, Интерактивная доска, атласы, учебник, раздаточный материал.
Метод: стратегия РАФТ технологии «Развитие Критического мышлении через чтение и письмо»
Тип урока: изучение нового материала
План урока:
1.Стадия ВЫЗОВА
- Звучит Гимн России. 2мин. Вы не раз слышали гимн, этой страны. Дайте её официальное название
СЛАЙД 1 -Объявление темы, цели и задач урока «Экономико-географическое и геополитическое положение России».
Сегодня нам предстоит дать оценку экономико-географического положения страны. Для развития любого государства важны выгодное экономико-географическое и геополитическое положения.
1. Для начала ВСПОМНИТЕ определение понятия Экономико-географическое положение
СЛАЙД 2 - Экономико-географическое положение - это положение любого экономико-географического объекта(района, города, производственного предприятия, страны) по отношению к другим объектам, имеющим значение для его экономического развития
-2. Кто ввел понятие ЭГП?
СЛАЙД 3 - Понятие ЭГП ввел в науку ученый, теоретик, популяризатор географической науки Н.Н. Баранский. 3. Верно ли утверждение, что ЭГП России значительно изменилось по сравнению с ЭГП СССР? Докажите свое утверждение.
СЛАЙД 4 - Уровни ЭГП стран: Напомню вам, что как и любые географические положения ЭГП можно рассматривать на трех уровнях: микроуровень – это уровень ближайшего окружения объекта; Оценка границ, их отдельных участков, отношения с пограничными государствами, транспортные пути, пересекающие границы, жизнь людей в приграничных районах.
мезоуровень – региональное положение объект; Оценка положения по отношению к крупным регионам мира, группам стран.
макроуровень – т.е. положение объекта с глобальной точки зрения. Оценка положения страны по отношению к главным центрам мировой политики, экономики, торговли. 4. По каким компонентам проводится анализ экономико-географического положения?
5. Связано ли ЭГП с географическим положением государства?
ЭГП имеет физико-географическую основу. Так в пределах РФ благоприятными предпосылками для ЭГП обладают территории, примыкающие к незамерзающим морям, устьям крупных рек , или водораздельные участки, где сближаются верховья речных систем, и т.д. Такими территориями являются западные, южные и центральные районы европейской части страны.
На ЭГП также оказывает влияние степень пространственной дифференциации физико-географической среды. Чем разнообразнее по природным условиям территория, тем сильнее различия в направлениях хозяйственной деятельности тех или иных участков этой территории и тем существеннее различия в их ЭГП относительно источников сырья, рынков сбыта готовой продукции, основных транспортных коммуникаций.
6. Можно ли, не зная экономико-географического положения страны, оценить ее геополитические проблемы? Докажите свое утверждение.
СЛАЙД 5 - Геополитическое положение – положение страны по отношению к другим государствам или политическим объектам (к военно – политическим группировкам, очагам международной напряженности, военных конфликтов)
7. Подумайте, как связаны ЭГП и транспортно-географическое положение?
СЛАЙД 6 - Транспортно-географическое положение-оценивает особенности и возможности транспортных связей с другими странами. 2. Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ Работа в группах, презентация материала
СЛАЙД 7 Стратегия РАФТ
Роли Аудитория Формы Тема
Учитель Ученик Урок Экономико-географическое и геополитическое положение России.
Ученые Широкая аудитория население Клуб «история и современность» История формирования государства.
Туристы Соотечественники Рассказ, фото, видео
Президент Лидеры ведущих стан мира Доклад
Журналисты Население Репортаж, видеовключения

3.Стадия РЕФЛЕКСИИ ТЕСТ по пройденному материалу
Домашнее задание: параграф 45, на к/к нанести границы РФ и административное деление

Дополнительный материал для групп
1группа 1. Что такое Федеративное государство? 2. Россия является суверенным государством? Что такое суверенитет? 3. Россия – президентско-парламентская республика. 4. Почему географическое положение России называют уникальным? 5.Сравните территорию России с другими государствами и материками 6. Проведите оценку географического положения и большой протяженности России с точки зрения его влияния на экономическое развитие страны. Перечислите благоприятные и неблагоприятные особенности географического положения.
2группа
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин – президент Российской Федерации - согласно действующей Конституции, глава государства, гарант Конституции России, прав и свобод человека и гражданина, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации. Должность занимает с 7 мая 2012 года, избран на 4 года.
Государственный флаг РФ – официальный государственный символ. Этот официальный отличительный знак государства, описание которого устанавливается законом, является символом суверенитета государства. Дата принятия:08.12.2000г.
Государственный герб РФ является официальной эмблемой государства. Описание: Государственный герб РФ представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона Дата принятия: Президентом - 30.11.1993; Думой - 20.12.2000. Национальная валюта: рубль
3группа
Путешественник И. Д. Черский писал: «Если бы люди не путешествовали, как бы они узнали о красоте мира, о красоте дел человеческих?»
1. Когда возникло древнерусское государство? В 882 г., когда два крупнейших города – Новгород и Киев оказались под властью одной княжеской династии – Рюриковичей. 2 . «Предком» каких современных государств была Древняя Русь? России, Белоруссии, Украины. Да, территория России исторически начала складываться за счёт расширения Московского княжества: вначале путём присоединения других русских княжеств, а затем - присоединения земель, очень слабо заселённых или населённых другими народами. Заселение новых территорий влекло за собой строительство новых городов - укреплённых центров, организацию сбора дани с местного населения. Почти шесть веков, с XIV по ХХ, происходило постоянное расширение территории России. 3. В какой исторический период формировалась Российская империя? Какими причинами объясняется этот исторический процесс? В течение 450 лет со времен правления Ивана III (1462-1505) Россия медленно, но верно расширяла свои границы, пока не превратилась в самую обширную империю в мире. Главные причины – территориальная экспансия и стремление правителей страны объединить земли под единым началом. 4. 1917 г. - Февральская и Октябрьская революции. Отречение от престола императора Николая II. Крах Российской империи и образование в 1922 г. СССР 5. 1991 г. – прекращение существования СССР, изменение политического устройства России, формирование новых суверенных государств из бывших республик СССР. 6.Образование дружественного объединения стран СНГ (Содружество Независимых Государств) 4 группа Геополитическое положение России очень сложное. С военно- стратегической точки зрения оно не очень выгодно, поскольку Россия находится между двумя крупными военными «полюсами». На западе с нашей страной граничат государства — члены военного блока НАТО. На юго-востоке Россия соседствует с Китаем, военная оснащенность которого постоянно растет. С экономической точки зрения сложность положения России определяется ее местом между тремя мощными экономическими центрами: на западе это расширяющийся Европейский союз, на востоке и юго-востоке — Япония и Китай. Велика протяженность сухопутных границ России, причем геополитическое положение России стало несколько иным, чем то, которое она имела, будучи в составе СССР. После распада СССР у Росси формально не изменилось – число соседей. Их четырнадцать (и еще с двумя соседними государствами РФ имеет только морские границы – с Японией и США). В последнее время поднимаются на официальном и неофициальном уровнях претензии к России:
Японии хочет заполучить южные острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они для Японии являются северными. В Эстонии – Печорский район (на территории России – Псковская область).В Латвии – Пыталовский район (--).В Финляндии – на земле Карелии – Корельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе. Представляется очевидным ухудшение политико- и ЭГП России за последние годы. Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов. 5 группа Внешне - экономические связи России. На рубеже XXI века внешнеэкономические связи России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях.
Экспорт и Импорт Основу российского экспорта в государства вне СНГ составляют топливо (нефть и газ — в Германию, Италию, Францию, уголь — в Японию), сырье и полуфабрикаты (каучук — в Китай, Корею, Венгрию, черные металлы — в Великобританию и США, алюминий — в Японию, медь — в Германию и Нидерланды, лес — в Японию и Китай, рыбу — в США, Японию, Китай). Импортируются в основном сельскохозяйственная продукция, машины и оборудование, металлы и руды металлов.
ТЕСТЫ
Категория: География | Добавил: qazxcv (2013-03-02) | Автор: Елена E
Просмотров: 9640 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 7:26 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru