Главная » Статьи » В помощь учителю » Мой Казахстан |
Толерантность Артемова С.В.- заведующая библиотекой КГУ «СОШ № 9» г. Семей Форма проведения: урок по духовно – нравственному воспитанию Цель мероприятия: Воспитание толерантности Задачи: 1 Обсудить и выяснить природу толерантности как явления, ее связь с осуществлением и обеспечением прав человека и стабильности в обществе. 2 Дать понятие необходимости и ценности толерантности в межнациональных, межрелигиозных и межличностных отношениях. 3 Подвести к мысли о необходимости учиться строить отношения с окружающим миром на принципах толерантности. Оформление: Библиотечная выставка – книги, журналы, газеты, тематические досье Презентация «Толерантность» Предварительное задание 1 Подготовка сообщения о Конституции РК – 2 человека 2 Подготовка сообщения о Декларации прав человека – 1 человек 3 Подготовка сообщения об Ассамблее народа Казахстана – 1 человек 4 Выяснение национального состава класса, школы (количество, %) – 1-2 человека 5 Общее задание классу : просмотр газет, теленовостей о межнациональных, межрелигиозных распрях, инцидентах. Ход мероприятия Слайд 1 Толерантность Слайд 2 В течение нескольких лет во всем мире 16 ноября отмечен в календаре как Международный день толерантности. Слайд 3 Хочешь мира- блюди справедливость, будь терпимым – Эти слова можно прочитать на Дворце мира в Гааге. Слайд 4 Об этом же говорит и русская народная пословица Как аукнется - так и откликнется. Сегодня мы поговорим о толерантности, о ее роли в нашей жизни, выясним основные проявления толерантности в различных сферах человеческого общения – межнациональной, межрелигиозной и межличностной. Итак, что же обозначает это понятие? Слайд 5 Толерантность - 1) Иммунологическое состояние организма, при котором он неспособен синтезировать антитела в ответ на введение определённого антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей. 2) Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. 3) Терпеливость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Слайд 6 Толерантность – терпеливость, терпение. Первоначально это день так и назывался – день терпимости, затем нашлось более благозвучное название. Слово латинское tolero – означает переносить, терпеть, поддерживать. Толерантность – это терпение к другому, иному, непохожему на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование. По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям: Слайд 7 Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права каждого на свои политические направления. Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ. Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства. Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии. Культурная толерантность – уважение явлений культуры, представляющих ценность для других, допущение плюрализма вкусов. Сегодня мы поговорим о толерантности, о ее роли в нашей жизни, выясним основные проявления толерантности в различных сферах человеческого общения – межнациональной, межрелигиозной и межличностной. Попробуем проверить уровень вашего понимания толерантности на данный момент времени. Предлагается заполнить анкету. Слайд 8 Анкета Каждый отвечает на вопросы анкеты, оценку за толерантность ставите по 5-ти балльной системе. (На данную работу дается 5-7 минут. Анкеты остаются перед учащимися, к ним необходимо вернуться в конце урока.) АНКЕТА № Вопрос Ответ 1 Вы хорошо владеете своим родным языком? 2 Владеете ли Вы государственным языком? 3 Есть ли у Вас чувство гордости за свою национальность? 4 Вы нетерпимы к людям, имеющим взгляды, не совпадающие с Вашими? 5 Считаете ли Вы необходимым знать историю и культуру других народов? 6 С людьми каких национальностей Вы встречались или знакомы? 7 Уместно ли шутить над национальными особенностями? 8 Поставьте себе оценку за Ваше проявление терпимости в повседневной жизни( в семье, в учебе, с друзьями и т.д.) Мы выяснили, что толерантность – синоним терпимости. Давайте поговорим о толерантности на межнациональном уровне. Что такое «нация»? Слайд 9 Нация – историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономики, языка, особенностей, культуры, характера. Толерантность межнациональная – это признание права других людей на жизнь и существование, терпимое отношение к ним, их взглядам, культуре, истории, независимо от национальности. Национальные конфликты, межэтнические войны давно стали глобальной проблемой современности. У вас было задание включить телевизоры, полистать газеты, книги, послушать радионовости и найти информацию на эту тему. Задание: Назовите примеры межнациональных конфликтов, известных Вам. ( Ответы учащихся) Слайд 10 - Правые радикалы в Германии избивают вьетнамцев Скинхеды в Москве расправляются с армянами, грузинами, неграми Скинхеды в Праге устроили еврейский погром Французские националисты считают виновниками всех бед у себя в стране арабов Грузия для грузин На Кавказе враждуют армяне и азербайджанцы Чеченцы воюют с русскими Ненависть во все времена к цыганам Истребление евреев Действительно, ненависть на национальной почве приводит к истреблению целых народов. Вспомните об участи евреев в годы Второй мировой войны. Скажите, кто давал право одной нации истреблять другую? Никто! Послушаем сообщение о международном документе, принятом ООН. Как он называется? Всеобщая Декларация прав человека. Что же там говорится по данному вопросу? Слайд 11 Выдержки из Всеобщей Декларации человека Сообщение учащегося о Всеобщей Декларации прав человека. Слайд 12 В Казахстане исторически сложилось мирное сосуществование многих национальностей. Сколько национальностей проживает в Казахстане? (более 130) Сколько из них представлено в нашей школе? В Вашем классе? Сообщения учащихся о национальном составе класса, школы. Вспомните историю и скажите: откуда такое огромное число 130 ? Слайд 13 Причины многонациональности Казахстана 1 Присоединение к России и как следствие - переселение народов в бескрайние казахские степи с территории России. 2 Освоение целинных и залежных земель в советское время. 3 Естественная миграция населения из других стран 4 Эвакуация людей с оккупированных территорий в годы Великой отечественной войны. 4 Депортация. В истории Советского Союза, а значит, и Казахстана была такая трагедия, как депортация. Слайд 14 Депортация – ссылка, насильственное переселение, изгнание. Когда она проходила? Представители каких национальностей подверглись депортации? Куда и откуда их депортировали? В чем была причина депортации? Слайд 15 В годы Великой отечественной войны в Казахстан были депортированы поляки, корейцы, чечены, ингуши, татары, калмыки. Тяжелее всего пришлось немцам. Причина - в личном недоверии Сталина к представителям этих народов. Может и не стоит об этом вспоминать – столько лет прошло, но недаром говорится: «кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу» или другими словами «история учит тех, кто ее изучает». Мир вступил в ХХ1 век с множеством нерешенных проблем, основная часть которых – национальные конфликты (например, Чечня в России) Вопрос межнационального согласия для Казахстана очень важен. Согласие и терпимость являются фундаментом стабильности в стране. Что говориться в Конституции РК по данному вопросу? Слайд 16 Выдержки из Конституции РК ст. 12 п. 5 Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц. ст. 14 п. 2 Никто не может подвергаться какой – либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка… места жительства. ст. 17 п. 1 Достоинство человека неприкосновенно п. 2 Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Сообщение учащегося по Конституции РК. Слайд 17 Выдержки из программы «Казахстан-2050» 7. Новый казахстанский патриотизм - основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества Первое. Новый казахстанский патриотизм Второе. Равенство прав граждан всех этносов Третье. Казахский язык и триединство языков Четвертое. Культура, традиции и самобытность. Видим, что и в этой программе развития большое внимание уделяется формированию толерантности, равенства, патриотизма. Слайд 18 Выдержки из программы «Казахстан-2030» В программе «Казахстан – 2030» сохранение в республике национального единства было определено как одно из приоритетных направлений развития Казахстана. « Я бы хотел особо отметить толерантность и терпение казахстанцев, их радушие и нравственность. Это отмечают все иностранцы. И я благодарен своим согражданам за это». Н. Назарбаев «Казахстан – 2030» Слайд 19 В нашей стране создана организация, призванная оказывать помощь в реализации национальной политики. Как она называется? Эмблема Ассамблеи народа Казахстана Сообщение учащегося об Ассамблее народа Казахстана. Казахстан – единственная страна на постсоветском пространстве, где удалось сохранить спокойную межнациональную обстановку. Ненависть, нетерпимое отношение к другой нации рождается на фоне невежества, незнания традиций других народов, литературы, искусства, а также незнания истории и культуры своего народа. Поэтому необходимо знать и изучать язык, культуру, обычаи и традиции других народов – это и полезно и приятно. Один пример: Вспомните хотя бы всеми любимый праздник Новый год. Сколько раз мы его празднуем? – перечислите. ( на западный манер, по восточному календарю, по религиозным канонам и т.д.) Всего этого мы бы не знали, если бы не интересовались особенностями жизни других стран и народов. Чем больше праздников, тем лучше и веселее. А там, где воюют – не до праздников, не до культуры и не до искусства. Слайд 20 Представители 130 национальностей, проживающих в нашей стране, также являются представителями 46 религиозных конфессий. Предлагаю перейти к разговору о толерантности в межрелигиозных отношениях. Что такое религия? Слайд 21 Религия – одна из форм духовной культуры Религия – мировоззрение, основанное на вере в существование бога. Изображения культовых сооружений В последнее время политологами всего мира, да и всеми нами, отмечается возросшее влияние роли религии в обществе. Назовите известные вам религии. Какая из них самая древняя, а какая самая молодая? Символы религий и религиозные сооружения Сообщения учащихся об основных мировых религиях. ( буддизм, христианство, ислам) Сердце любой религии – вера. И каждый вправе верить в то, во что он верит. Как вы считаете: религия – это хорошо или плохо? Ответы учащихся) В принципе все религии пропагандируют нравственность, милосердие, чистоту души, высоту духа, призывают к труду, к любви и пониманию по отношению к ближним. Заповеди любой религии гласят: - не воруй, не убивай, не трогай чужого, не обижай слабого, помогай бедному, будь честным, люби и уважай старших, своих родителей, воспитывай детей. Согласны? Слайд 22. Изображения культовых сооружений Что говорит Конституция Казахстана по этому вопросу? Слайд 23 Выдержки из Конституции Казахстана ст. 19 п.1 Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою… религиозную принадлежность. ст. 14 п.2 Никто не может подвергаться какой - либо дискриминации по мотивам… отношения к религии, убеждений. ст. 5 п.4 В Республике не допускается деятельность партий на религиозной основе. ст. 20 п.3 Не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а так же культа жестокости и насилия. Сообщение учащегося по Конституции РК. В межрелигиозном вопросе, так же как и в межнациональном, представители одной религии могут посчитать себя, свою религию выше, лучше, правильнее других. Возникает перекос. В настоящее время это в полной мере может относиться к различным сектам. Это относится и к представителям ислама, придерживающихся радикальных взглядов. Особенностью ислама является то, что он вмешивается во все жизненные сферы человека: в политику, в частную жизнь, регулирует правовые и семейные отношения и т. д. Появилась идея исламизации общества – превратить ислам в ведущую силу в мире. При этом все другие религии должны прекратить существование. Появилось понятие «религиозный экстремизм». Реализацией исламизации общества занимаются религиозные экстремисты. Слайд 24 Экстремизм – приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие нормы и правила. Экстремисты хотят всеми методами – законными и незаконными - навязать свои идеи другим. В крайнем случае экстремизм доходит до терроризма. Слайд 25 Террор– страх, ужас.(лат.) Терроризм – использование вооруженного насилия, смерти людей ради достижения своих целей. Слайд 26 Терроризм произрастает из нетерпимости к жизни, к вере других людей. Сформировалось наиболее нетерпимое и экстремистское направление – ваххабизм, конечной целью которого является установление исламского государства и сокрушение неисламских сил. Вы слышали в своей жизни взрывы громче раскатов салюта? Нет. Но, наверное, видели по телевизору репортажи с места проведения террористических актов, смотрели подобные сцены в видеофильмах? Вам это нравится? Нет! Это противно человеческой природе – убивать себе подобных только лишь за то, что они на тебя не похожи и в чем – то с тобой не согласны. Казахстан на стороне тех религий, которые воспитывают любовь к своей семье, к своей стране, к труду и миру. Именно в Казахстане проведено уже три съезда мировых религий . Перейдем к рассмотрению толерантности на межличностном уровне Здесь уместно вспомнить о роли личности в исторических событиях, о влиянии одного человека на судьбы многих людей. Давайте попробуем сравнить известных вам исторических деятелей. Слайд 27 Например: Сталин и его идея депортации, запрещение религий. Гитлер и его идея о превосходстве арийской расы и истребление евреев. И на другой чаше весов - наш Президент Нурсултан Назарбаев и согласие представителей 130 национальностей и 46 конфессий. Согласитесь – пропасть огромная. Слайд 28 Личность- человек как субъект отношений и сознательной деятельности. Очень многое в нашей жизни зависит от каждого из нас и в повседневной жизни и в истории. От того, какие идеи поддерживает, и к чему стремится каждый из нас, зависит наша повседневность, наше спокойствие. Давайте все вместе попробуем составить портрет толерантной личности. Задание В имеющихся у вас списках человеческих качеств надо зачеркнуть те качества, которых, по- вашему мнению, не должно быть у толерантного человека. Слайд 29 Доброжелательность Конфликтность Гостеприимство Высокомерие Снисходительность Умение владеть собой Безответственность Терпение Чувство юмора Подозрительность Умение слушать Равнодушие Тактичность Вспыльчивость Любознательность Грубость Понимание Мстительность Понимание Жестокость Умение не осуждать Агрессивность Способность к сопереживанию Учащиеся работают в парах. После окончания работы необходимо обсудить это же всем вместе и также убрать ненужные, отрицательные качества на доске. Слайд 30 Остаются только качества положительные. Мы составили портрет толерантной личности. Все ли эти качества есть у вас? Так ли это на самом деле? Как часто вы проявляете их в повседневной жизни? Всегда ли вы снисходительны? Любознательны, а не любопытны? Всегда ли умеете слушать, не грубите тем, кто старше вас? Заглянитееще раз в вашу анкету и подумайте: насколько правильно вы поставили себе оценку за толерантность? Вы по-прежнему уверены в оценке или хотите ее исправить? Итак, Как нужно себя вести, чтобы по праву называть себя толерантным человеком? - изучать психологию человека и заниматься самовоспитанием; - изучать родной язык и другие языки; - изучать культуру, традиции и обычаи других народов - знать историю религий Давайте определим основные шаги на пути к толерантности: Слайд 31 20 шагов к толерантности 1 Наличие четкой цели. 2 Желание быть толерантным. 3 Стремление быть лучше. Постоянное саморазвитие. 4 Умение ставить себя на место других. 5 Не осуждать. 6 Видеть шире: -замечать мелочи и тонкости; - замечать особенности ситуации; - принимать во внимание предысторию. 7 Подключать интуицию и воображение. 8 Расширять свой круг общения. 9 Знакомиться с другими культурами (традициями): - язык, рисунки, литература, живопись; - костюмы (одежда), кухня, музыка, танцы, песни. 10 Наблюдать. 11 Общаться с представителями других культур. 12 Улучшить самоконтроль. 13 Развить в себе умение молчать / слушать. 14 Менять места. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости). 15 Менять точки зрения. 16 Направленность «на понимание». 17 Сопереживать. 18 Не зацикливаться. 19 Быть активным. 20 Не оценивать. Слайд 32 Терпеть и верить нужно, Ведь на свете все существа прекрасны: И взрослые и дети, Коты, собаки и медведи, И сослуживцы, и соседи. Терпимость - наш взаимный шанс. Ведь кто-то так же встретит нас. Слайд 33 Звучит притча. Один человек решил изменить мир. Но мир – такой большой, а человек такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город- такой большой, а человек - маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья такая большая – одних ребятишек десяток. Так человек добрался до единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким – до самого себя. Закончить урок хочется еще одной притчей: Слайд 34 Поймал ребенок бабочку, держит ее в кулаке и думает: «Пойду к Мудрецу, спрошу: живая бабочка или мертвая» Если скажет живая, сожму кулак и убью бабочку. Если скажет мертвая, не буду убивать. Пришел к Мудрецу и спрашивает: - Что у меня в руках? - Бабочка. - Она живая или мертвая? И ответил Мудрец: - Все в твоих руках. Слайд 35 Все в Ваших руках, в Ваших силах За Вами Будущее – Ваше, Вашей страны, Вашего народа. Помните об этом. | |
Просмотров: 3912 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|