Главная » Статьи » В помощь учителю » Мой Казахстан |
Василий Шупейкин Тел.279-62-16 8-701-3374555 Как метко заметил Диодор, история добывает для юности разум стариков. Знаменитый роман Ильяса Есенберлина "Кочевники", все более востребованный читателем, в увлекательной художественной форме погружает нас в драматичную историю казахского народа, описание его жизненного уклада И кажется читателю, что описываемый мир – его недавнее прошлое. Так оно и есть, для истории пять столетий – миг. Но ее пласты, гораздо глубже изученные, открывают нам живую связь нескончаемой череды не только столетий, но миллениумов. Ученые в прямом смысле докопались до древности, скрывающей первое и второе тысячелетия до нашей эры, и по крупицам артефактов восстановили быт древних кочевников. Не тех, которых мы уже знаем по именам и прослеживаем от них свою родословную, а уходящих корнями к праотцу и праматери. Академик Карл Байпаков, фигурально выражаясь, достаточно глубоко проник в недра истории Алматинского региона и научно описал эпоху ранних кочевников, тысячи лет назад освоивших степные просторы Жетысу – Семиречья в поисках добычи. Вот что он пишет в книге "История Алматы" (в изложении. – В. Ш.). Откуда пошли кочевники На рубеже II – начала I тыс. до н. э. на просторах Евразии происходит важное событие – становление кочевых форм скотоводческого хозяйства. Переход к новым формам скотоводства мог произойти только благодаря взаимодействию ряда факторов: изменению климатических условий, совершенствованию приемов ведения хозяйства, оформлению видового состава стада, оптимально приспособленного к условиям аридной (засушливой) зоны, новому уровню социальных отношений, связанному с возросшей имущественной и социальной дифференциацией. Скот в это время становится одной из форм накопления богатства, что создает стимул к увеличению стад и расширению обмена. Повсеместно распространяется колесно-упряжный транспорт, развивается коневодство, появляются удила – лошадь начинает активно использоваться для верховой езды. Период развития кочевых обществ с момента его становления и до раннего Средневековья (до V в. н. э.) принято называть ранним железным веком, или эпохой ранних кочевников. Крупный исследователь культуры номадов С. И. Руденко ставит под сомнение массовый и быстрый процесс перехода населения Евразии от оседлой жизни к кочевой. "Чистые кочевники", которые находились в постоянном движении, были редким исключением, тогда как подавляющая часть скотоводов в той или иной степени была связана с оседлостью и земледелием. Интересно его замечание, что кочевание было привилегией "богатых и очень богатых скотоводов, имеющих большие стада скота и прежде всего овец и лошадей". Скорее всего, в первых веках I тыс. до н. э. в евразийских степях произошел переход части населения к кочевому скотоводству и сформировались новые археологические культуры. При всем свое¬образии каждой из них все они образуют некое единство, обусловленное рядом обстоятельств: 1) сходной средой обитания и, соответственно, одинаковым жизненным укладом; 2) мобильностью, способствующей установлению культурных контактов с отдаленными территориями; 3) близким уровнем социально-экономического развития; 4) общей генетической подосновой, восходящей в евразийских степях к срубно-андроновскому пласту. Однако существующее между культурами сходство маркируется несколькими неравнозначными терминами: "скифо-сибирское единство", "скифо-сибирская общность", "скифский мир". Именно в бронзовом веке в степях Евразии стал распространяться европеоидный антропологический тип населения, который господствует в культурах скифского времени. Наиболее ярко общность культур евразийских кочевников, расселившихся от Дуная до Монголии, проявилась в существовании у этих племен так называемой скифской триады. Сака или саки? В I тыс. до н. э. на территории Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии сформировались государства Ассирия и Мидия. В VI в. до н. э. на смену Мидийской державе приходит государство Ахеменидов. В Бехистунской надписи, высеченной по приказу царя Дария I, говорится, что в состав Ахеменидского государства (в промежутке 530–522 гг. до н. э.) входили Парфия, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Сака – народы, которые жили на территории Средней Азии и Казахстана. Кто же такие сака или саки? Севернее бактрийцев, согдианцев и хорезмийцев, в степных просторах нынешнего Казахстана, согласно древним источникам, в частности "Авесте", обитали кочевые "туры с быстрыми конями". Туры в персидских источниках именуются саками, что значит "могучие мужи", а в сочинениях греческих авторов они фигурируют под названием "скифы". Вообще говоря, под скифами и саками греки и персы подразумевали многочисленные союзы родственных племен. Китайские источники называли саков "сэ". Указать определенные территории этих племен очень сложно, поскольку точных географических привязок древние авторы не дают. Анализируя письменные источники и археологический материал, известный археолог К. А. Акишев исходил из того, что сакам-тиграхауда иранских письменных источников соответствуют скифы- ортокарибантии греческих авторов, поскольку оба слова означают "острошапочные". И тех и других ученый помещал на территории Жетысу, где открыты и изучены многочисленные памятники сакской культуры, в том числе курган Иссык, в котором было обнаружено и исследовано захоронение "царя" в остроконечном головном уборе, украшенном золотыми стрелами. Надо отметить, что Казахстан имел свою специ¬фику в развитии кочевых и полукочевых народов раннего железного века. Своеобразие определялось соседством и активным взаимодействием кочевников с оседло-земледельческим населением. Близость Китая, Ахеменидской державы, Парфии от Бактрии, Согда, Кушанского государства, в создании которых принимали участие и кочевые племена, не могла не отразиться на материальной и духовной культуре саков Казахстана. В Жетысу – Семиречье, где расстояние от гор до степей через "зоны жизни" было всего 100–200 км в радиус кочевания, что позволяло долго задерживаться на одном месте, скотоводство сочеталось с земледелием, а степь и город дополняли друг друга. Уже в эпоху поздней бронзы определились, а в эпоху саков окончательно закрепились места зимних и летних пастбищ, сезонной и постоянной оседлости. Кочевые и оседлые сообщества кочевников Жетысу стали формировать единую экономическую, а нередко и политическую структуру. Усунь и Сюнну (Хунну) В конце I тыс. до н. э. на территории Казахстана возникли новые племенные союзы, пришедшие на смену сакам. Земли саков-тиграхауда в Жетысу и нынешнего региона Алматы заняли племена усуней, которые пришли сюда из глубин Центральной Азии во II в. до н. э. Сохранилась легенда о происхождении усуней. Вначале они жили на востоке. Когда на усуней напали соседние племена и убили предводителя и его семью, выжил только сын-младенец. Однажды его воспитатель увидел, что младенца, оставленного в траве, кормит своим молоком волчица, а над ними кружит ворон и держит в клюве мясо. Поняв, что бог покровительствует мальчику, воспитатель отнес его к царю шаньюю могущественного народа сюнну (хунну – гуннов). Царь полюбил и воспитал мальчика, а когда тот вырос, поставил его властвовать над усунями. Он и основал Усуньское государство. Усунь было одним из крупных государственных объединений на территории Центральной Азии. На западе границы усуньских владений проходили по рекам Чу и Талас, возможно, вплоть до восточных склоне Каратау. Центром усуньских владений была Илийская долина, хотя их ставка Чигу ("Город Красной долины") помещалась между Иссык-Кулем и южным берегом Или. Но он мог находиться и в долинах рек Кеген и Чарын. Этимология самого термина "усунь" до сих пор не выяснена. Он известен только в китайском иероглифическом написании, современное звучание которого идентично одному из казахских этнонимов – "уйсын", самоназвание племени, являющегося главным этническим компонентом казахов Старшего жуза (Улы жуза). Усуни, скорее всего, были тюркоязычным народом и представляли одно из значительных этнополитических объединений в Центральной Азии. Памятники усуньской культуры распространены на территории Жетысу, Ферганы (частично) и северной части Восточного Туркестана. Имея во II в. до н. э. население до 630 тыс., усуни могли выставить большое войско из конницы и пеших лучников. Есть основания предполагать, что под властью или влиянием усуней находился ряд владений или племен. Например, в "Цяньханьшу" указывается, что Усунь "подчинил себе многие другие владения", в "Давань-чжу-ань" – что он "напал на соседние малые владения", а "Янь Шигу" уточняет: "Как только подчинит, то превращает в вассалов". Все племена были по обычаям и одежде близки к усуням. В начале II в. до н. э. усуни отправили послов в столицу Ханьской империи (Китай) Чаньань. Чтобы установить дружественные отношения с могущественным государством, послы сосватали ханьскую принцессу за своего государя-куньби. Усуни в ответ подарили императору 1000 голов степных коней, высоко ценившихся китайцами. Развитие хозяйства, относительная общность быта, этническая близость, факторы политического порядка привели к созданию в Центральной Азии крупных государственных объединений. Первым из них по времени было государство Сюнну (Хунну). Сюнну уже в середине I в. до н. э. раскололись на две группировки: южную, под предводительством Хуханьешаньюя, и северную, под руководством Чжичжи. Южные сюнну остались обитать на территории Ордоса, а северные под давлением своих соплеменников передвинулись на Саяны и в Прибайкалье, а затем в Жетысу и регион Алматы. Характерной чертой государства Сюнну было формирование администрации и аппарата принуждения, частично уже сменивших органы родо-племенного устройства. | |
Просмотров: 1601 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|