Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мой Казахстан

Интегрированный урок Музыка и природа степного края
Музыка и природа степного края
Интегрированный урок музыки и географии
Цель: Закрепить знания о Казахстане, его жителях, о природных богатствах страны. Прививать любовь и уважение к народам Казахстана. Расширять словарный запас школьников.
Воспитывать и прививать любовь в вокальной и инструментальной музыке казахского народа, формировать умение слышать музыку, развивать образное мышление и богатое воображение.

Предварительная работа: беседы, экскурсии в краеведческий музей, чтение произведений о Казахстане, рассматривание иллюстраций, знакомство с картой Казахстана.

Оборудование: записи с песнями и кюями, демонстрационный слайдовый материал «Природа Казахстана», «музыкальные инструменты», презентация «Города Казахстана».

(Вход в класс под звучание песни «Мой, Казахстан» Ш. Далдаев)
Ход урока:
1. Организационный момент.
УМ: Музыкальное приветствие «Қайрлы кун, балалар!» - «Қайрлы кун, муғалім!»
Вступительное слово учителя
УМ: Ребята, сегодня наш урок пройдет не совсем в обычной обстановке, так как сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей. «Сәлеметсізбе, конактар»»
Сегодня, мы посвящаем урок богатейшей музыкальной культуре нашей Родины, красоте природы нашей страны. Мы попробуем выяснить, насколько хорошо вы знакомы с музыкальной историей, культурой своей Родины.
Я желаю вам всем солнечного, ясного дня и хорошего настроения. И думаю, что музыка, которая звучала при входе в класс, наполнила ваши сердца теплом, добротой и любовью.
2. Введение в тему.
УМ: Ребята, что вы можете сказать о музыке, которая звучала при входе в класс? Определите жанр этой музыки, это песня, танец или марш? (песня)
- Какое настроение вызвала у вас эта музыка? (гордость за свою Родину)
- Что является главной темой этой песни? (Тема – Родина)
- Мы очень часто произносим слово Родина. А как вы думаете, что включает в себя это понятие? (В виде карты Казахстана из ответов учащихся на доске составляется кластер-паутинка «Родина».)
- А вот как отвечает на этот вопрос автор одного из многочисленных стихотворений, посвящённых Родине.
( Звучит кюй Курмангазы «Сарыжайляу»)
Родина! Что это, дедушка?
Это цветы, что растут в нашем крае.
Это река, что в горах наших скачет.
Это заря, что горит не сгорая…
Родина - это глаза твоей мамы,
Полные слез или в искорках смеха.
Родина - это закат над полями,
Гор наших милых звонкое эхо.
Родина - слова не знаю чудесней,
В нем наши сказки и славные были,
Дедов далекие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал свое имя.
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдешь ты с другими!
(Видео о Казахстане)
УМ: Ребята, мы живем в Казахстане. Просторы Казахстана огромны и, если бы мы захотели совершить путешествие по его территории, то понадобилось бы для этого очень много времени и выносливости, каникул бы не хватило. Сегодня мы совершим заочное путешествие по нашей стране. И чтобы всё и везде успеть, вы должны быть внимательны, правильно отвечать на все поставленные вопросы и правильно выполнить все задания. По ходу путешествия будем делать остановки, во время которых будем играть и отдыхать. Кто будет сегодня лучшим в своих ответах, получит высшую оценку. На чем бы вы желали путешествовать? Почему? Итак, в путь! (Звучит песня «Бременские музыканты»)
УМ: Мы подъезжаем к станции «Фольклорная». Что означает слово «Фольклорная»? (с английского языка – «народная»). Мне хотелось бы, чтобы вы ответили на несколько вопросов о композиторах-кюйши, о народных инструментах казахского народа. За правильный ответ получаем жетон- ноту. Итак, внимание:
1. По преданию первый музыкант казахов (Коркут-ата слайд)
2. Двухструнный смычковый инструмент, по легенде первый казахский инструмент  (кобыз - слайд)
3. Семиструнный щипковый инструмент (жетыген - слайд)
4. Шумовой инструмент с металлическими подвесками (асатаяк - слайд)
5. Небольшое произведение для казахского инструмента (кюй - слайд)
6. Крупное сказание, легенда, исполняется нараспев под аккомпанемент инструмента (эпос - слайд)
7. Инструментальное соревнование кюйши (тартыс - слайд)
8. Самые необычные люди казахского искусства, которые соединяли в себе несколько талантов (салы и серэ - слайд)
9. Композитор-кюйши 19 века, автор кюев «Сарыарка», «Адай», «Балбырауын» (Курмангазы - слайд)
УМ: Молодцы, с заданием справились. В награду для вас музыкальный подарок
Ученица 8 кл. исполнит муз.произведение на домбре.
УМ: Продолжаем наше путешествие. (Песня «Мы едем, едем, едем»)
УГ: Следующая станция «Географическая».
Давайте посмотрим на карту Казахстана.
1. Какой город является главным городом Казахстана? (Астана - слайд)
2. Ребята, назовите достопримечательности нашей столицы (ответы детей - слайд).
3. Астана — это жемчужина Казахстана. А какие города вы знаете, не менее интересные своей богатейшей историей? ( дети называют города )
Это всего маленькая часть нашей необъятной Родины. Давайте немного отдохнем и посмотрим красоту нашей республики.
УГ: Продолжаем путешествие . Стоп машина! Я не знаю, как выбраться со станции, на которую мы попали. Помогите мне. Ребята, отгадайте по описанию которое я вам озвучу природную зону.
1. Этой местности свойственны низкие травы с преобладанием ковыля, полыни, пырея. По ним бродят овцы, коровы, лошади, можно увидеть зайцев, лисиц и различных грызунов. (Слайд - Степи).
2. Осадки здесь бывают не каждый год. Путешествовать летом опасно. При такой жаре человек теряет 1 литр воды в час. Это быстро ведет к обезвоживанию организмов. (Слайд - Пустыни).
3. Поистине в этих местах собралась прекрасная компания: Береза, осина, сосна и много разных трав. (Слайд — Лесостепь).
УГ: Молодцы, ребята! Выручили меня из беды.

УМ: А теперь давайте помечтаем.
(звучат звуки природы - слайд)
Закройте глаза. Представьте себе, что вы в самом красивейшем уголке на джайляу. Вы босиком бегаете по мягкой, зеленой лужайке. Вы хорошо чувствуете, как мягкая зеленая травка гладит ваши ножки (пауза). 
Солнышко пригревает землю (пауза). Вы остро чувствуете запах цветов, трав, меда (пауза). Вы еще слышите, как журчит звонкий ручеек, поют веселые птички… (пауза).  Давайте  послушаем себя, послушаем матушку - природу. Развернем ладошки к солнышку (пауза). Почувствуйте тепло солнечных лучей, которые льются на нас с  небес, легкую прохладу нашей земли (пауза). Сейчас мы медленно откроем глаза, потянемся руками в стороны и скажем все вместе - Это наша Родина.

(входит Хозяйка медной горы - музыка)
УМ: Ребята, это сама Хозяйка медной горы! Давайте поздороваемся с ней. 
Дети: Здравствуйте! 
Хозяйка Медной горы: Ну, здравствуйте! Кто вы такие? Зачем пожаловали? Зачем потревожили мой покой? 
У: Мы с ребятами граждане Казахстана и путешествуем по нашей республике. 
Хозяйка Медной горы: Не пущу! Никакого путешествия! Всех на работы на медные рудники! 
УМ: Дорогая Хозяйка Медной горы, наши ребята еще школьники, им нельзя выполнять тяжелый труд! Об этом сказано в Конвенции о Правах ребенка. 
Хозяйка Медной горы: Все равно не отпущу.
Работать на рудниках вам нельзя, а что вам можно?
УМ: Учиться, наши ребята очень хорошо учатся, изучают традиции, обычаи своего народа.
Хозяйка Медной горы: тогда расскажите, что вы знаете о своей стране.
Ученица: Из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъестественном происхождении музыки. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром. А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Не случайно, издавна иноземные путешественники удивлялись тому, что большинство «хранителей степи», независимо от того, был ли это ребенок, взрослый человек или старец, мог наиграть мелодию на домбре или кобызе, сочинить или исполнить песню.
УМ: Ребята, давай исполним песню для нашей гостьи.
Песня «Мы вместе»
УМ: Хозяйка медной горы, мы приглашаем Вас продолжить с нами путешествие.
УМ: Следующая станция «Инструментальная».
Ребята, слушаем мелодии. Необходимо отгадать какой инструмент звучит или какой оркестр. (домбра, флейта, кобыз, оркестр русских народных инструментов, оркестр казахских инструментов, скрипка)
Ребята, мы с вами прослушали мелодии музыкальных инструментов. Вашему вниманию живой звук кобыза.
УМ: Ребята , сегодня мы с вами совершили прекрасное путешествие по просторам нашей любимой Родины, пожалуйста, поднимите свои нотки и мы узнаем кто из вас сегодня был лучший в познании музыки, географии, истории нашей страны. Конечно, историю страны делают люди. А люди у нас разные, разных национальностей. Посмотрите, у нас в классе есть и казахи, и русские, и азербайджанцы, и татары, и белорусы и все мы живем дружной семьей. Поэтому, сейчас для сохранения мира и процветания нашей страны необходимы стабильность внутри государства, дружба и согласие между народами, населяющими ее. И мне хочется закончить наш урок такими словами:
На просторах Казахстана
Много разных народов живет.
Все народы как братья равны,
Всем народам –любовь и почет.
Мир –солнышку и детям,
Мир - природе, мир –весне!
УМ: Давайте исполним песню «Мы дети — солнца!».

(выход из класса, звучит песня «Казахстан»)

/
Категория: Мой Казахстан | Добавил: 14school (2014-02-05) | Автор: Музыка и природа степного края E
Просмотров: 1488 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-07-04, 9:43 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru