Главная » Статьи » В помощь учителю » Мой Казахстан |
Кудукупова Куланда Нуртазиновна, воспитатель коррекционной школы – интерната №2, г.Костанай. Родной язык – ключ к душе народа «Государственный язык – это такой же символ, как флаг, герб и гимн, с которых начинается Родина. Он призван объединять всех граждан страны» Н.А. Назарбаев В Конституции, в законе «О языках в РК», а так же в выступлениях Главы государства Н.А Назарбаева, уделяется особое внимание судьбе казахского языка. Знание государственного языка – необходимое условие сохранения и дальнейшего развития любого народа. Как говорил Габит Мусрепов: «Для знания языка нужно «немногое» - истинная любовь, подлинный интерес к нашему языку». Для обеспечения полноценного функционирования казахского языка в школе – интернат №2 открыты группы с государственным языком воспитания. Народная мудрость гласит «Өзге тілдің бәрін біл, өз тіліңді құрметте!». Благодаря нашему Президенту каждый гражданин нашей страны может говорить на своём родном языке, соблюдать традиции своего народа. В 2009 – 2010 учебном году была открыта первая казахская группа, где мои воспитанницы были горды тому, что именно они находятся в этой группе как первооткрыватели и называют себя «Қарлығаштар». Қыран құстай самғаймыз, Әлемді біз шарлаймыз Биік – биік шыңға өрлеп, Тыныштықты қорғаймыз! В нашей группе ежедневно идёт активное общение воспитателей с детьми на казахском языке при ведении всей воспитательной работы. Воспитанницы естественны в своём поведении, активны, заинтересованы в общении друг с другом. Чтобы они осваивали казахский язык с интересом, необходима правильная мотивация. Наиболее эффективный метод – ознакомление детей с особенностями жизни казахского народа, в этом мне помогает программа «Атамекен». Использование в процессе изучения казахского языка материалов этнопедагогики повышает мотивацию: дети не только осваивают язык, но и знакомятся с неизвестными для них традициями культуры казахского народа. По программе «Атамекен» разработаны и разрабатываются такие мероприятия с элементами этнопедагогики, как «Наурыз – думан», «Туған жерім – Қазақстан», «Ұлттық дәстүрлер», «Қазақстан – ынтымақ ордасы», «Армысың жас ұрпақ!», «Сүйем сені! Менің Қазақстаным!» и т.д. Многие из этих мероприятий опубликованы в республиканских журналах «Внеклассная работа в школе», «Воспитательная работа в школе», а так же в дистанционном образовательном интернет – сайте учителей России, Казахстана. В ходе подготовки к этим мероприятиям дети учили песни, стихи, пословицы, загадки, учились танцевать и петь на казахском языке. Приглашённые гости чувствовали себя участниками этих праздников, для них готовились подарки, выполненные руками девочек. Конечно, такие мероприятия повышают интерес к казахскому языку, ибо дети могут убедиться в том, что казахский язык - это не просто сумма гласных, согласных, суффиксов, окончаний, слов и выражений, а живой организм, отражающий все чувства и всю прелесть нашего языка. Языку нельзя научить, языку можно только научиться. И этого можно добиться только тогда, когда ребёнок будет гордиться своей Отчизной, хорошо знать её культуру, историю, свои исторические корни, обычаи, традиции, обряды. У детей есть желание учить этот язык, они сами проявляют интерес, стремление учавствовать в любом мероприятии. Приобретённые знания обязательно помогут детям в будущем найти своё место в обществе, чувствовать себя уверенно и комфортно в любой ситуации. Ведь многим детям казахской национальности придётся идти в семью, которая живёт по традициям народа и, чтобы безболезненно влиться в жизнь, им нужно знание не только языка, но и знание традиций, обрядов казахского народа. Человек формируется с детства. И мы закладываем фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, которая стоит перед нами – воспитание любви к своей Родине, языку, к национальным традициям своего народа. Эти нравственные качества формируются в процессе проведения воспитательных часов, бесед, дискуссий, ознакомления с окружающим миром в повседневной жизни. А корни этого влияния - в языке своего народа, в народных песнях, музыке, труде, быте, нравах и обычаях людей. Всё это необходимо для воспитания в детях доброты, гостеприимства, уважения и почитания старших. Для этого использую в своей работе с детьми дидактические игры: «Узнай казахское блюдо», «Что пекут из муки?», «Сиқырлы қоржын» и др. Для достижения положительных результатов духовно – нравственного подхода, я активно внедряю обычаи и традиции казахского народа через обрядовые игры: «Бесікке салу», «Қонақтарды қарсы аламыз», «Киіз үймен танысу», «Тұсау кесер», которые позволяют детям через чувственный опыт постигать ценность семьи, гармонии, красоты, познавать национальную казахскую культуру. В группе создан национальный уголок, где представлены книги и иллюстративный материал для ознакомления детей с родным краем, куклы в национальных костюмах, дидактические игры. Всё это вызывает чувство гордости, уважения и любви к Родине. Поэтому детям нужно помочь понять с раннего возраста, что они – часть великого казахского народа. Наши сегодняшние малыши, это завтрашние хозяева страны. И поэтому уже сегодня нам, педагогам, необходимо заботиться о воспитании маленьких граждан Республики Казахстан. Возрождая язык, мы даём возможность прикоснуться к важнейшим духовным ценностям человечества. Казахский язык «широк и могуч, как степь, резок и скор, как бег скакуна, шаловлив и ласков, как горный ручей». К сожалению, я не помню, кому принадлежат эти слова, но полностью с ними согласна. Наш язык красив и поэтичен. Такой язык невозможно не любить. Самое главное: мы воспитываем в детях позитивное отношение к изучению казахского языка, создаём для этого все необходимые условия. | |
Просмотров: 1216 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|