Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мой Казахстан

доклад на методобъединении
Мисанова З. И.
Доклад: « Воспитание учащихся вспомогательной школы на обычаях и традициях казахского народа».
ГУ «Вспомогательная школа – интернат»
Республика Казахстан, г. Семей, ул. Спартака 3
Тел.:8(7222) 35-04-85, e- mail: inter semey@mail.ru

В последние годы в условиях роста национального самосознания, возрождения культурных и духовных традиций, языка возникает необходимость более глубокого знакомства школьников с духовными ценностями своего народа, с его национальной культурой, обычаями и традициями. Следовать принципу уважения к языкам и культуре всех народов – это одна из основ политики государства по укреплению гражданского мира и согласия в обществе. Глава нашего государства призвал скрепить узы дружбы, усилить взаимодействие всех этнических групп страны во имя мира и согласия в нашем общем доме – Казахстане. Каждое поколение выполняет миссию, предназначенную именно ему, т. к. любое поколение, являясь духовным мостом между прошлым и будущим, несет на себе груз прошлых веков. Обязанность живущих на земле людей- передать будущему поколению все духовные ценности, не растеряв ничего.
Каждый народ имеет свои обычаи и традиции, характеризующие только его национальные особенности и черты, раскрывающие его национальную сущность. Традиции вырабатываются в длительном историческом развитии, в процессе многообразной трудовой и культурной деятельности каждого народа. Со времени возникновения человеческого общества, прогресс цивилизации происходил благодаря тому, что от поколения к поколению, от коллектива к отдельному человеку систематически передавались знания, трудовые навыки, нормы поведения, материальные или духовные ценности. Каждым новым поколением это усваивалось, применялось в жизни, развивалось и дальше передавалось последующим поколениям. В ходе исторического развития сложились и утвердились разнообразные формы, способы и механизмы сохранения и передачи социального опыта, которые в совокупности и называются традициями.
Традиции, являясь социальными отношениями, имеют не только воспитательное, но и познавательное значение. В жизни казахского народа традиции заменяли, по существу, не только образователь -но-воспитательные, но и правовые нормы.
Не случайно Бауржан Момышулы в 1943 году в письме к председателю Совнаркома КазССР, отметив, что многие традиционные национальные игры казахов учат молодежь мастерству, ловкости, находчивости, бесстрашию и воспитывают в них подлинно рыцарские качества, писал: "Все добрые, хорошие традиции казахского народа, идущие из глубин истории, должны вновь восторжествовать".
Сегодня настало время, когда есть возможность "восторжествовать" самым лучшим традициям нашего народа.
Обычаи народа, сохранившиеся с давних пор, передаваемые от отца к сыну, традиционные установления и нормы общежития сформировались в результате долгого исторического пути, пройденного народом, выступая условием, залогом жизнеобеспечения и выживания этноса.
Издревле образ жизни казахов был кочевым. Народ создал и передал через поколения богатейшее духовное наследие. Кочевники любили свою землю, ее реки, озера, горы, скалы, леса, они воспевали их в своих песнях, давали родным местам самые поэтические названия, строили памятники, покоряющие своей красотой и величием. Понять сакральный смысл этих вековых традиций и жить в гармонии с ними важно для наших современников.
Почитание старших, поддержка младших, оказание гостеприимства незнакомому путнику, способность без суда и тюрем находить справедливое решение в спорах, свидетельствует о том, что взаимоотношения казахов были основаны на принципах нравственности и гуманизма. Основа такого мировоззрения изначально была заложена в традициях, культуре и повседневном быту степняков.
Земля Казахстана обильно полита потом, кровью и слезами насильственно переселенных народов. В нашу страну людей приводило горе, беда, несправедливость. Они ехали сюда чаще всего по принуждению, терпя различные лишения: голод, холод, унижения. Но ни один человек, приехав в Казахстан, как спецпереселенец, ссыльный или эвакуированный, не остался наедине со своим горем, потому что казахский народ отличается особым гостеприимством и отзывчивостью и в горе, и в радости.
Гостеприимство является неотъемлемой и важнейшей чертой характера степняков. Казах стремится выполнять пять основных заповедей предков, одна из которых - встречать гостя, как посланника бога. Это подтверждается поговоркой: "Один из сорока гостей - Кадыр (имя пророка), один из тысячи - Уали (имя пророка)". Гостю стараются угодить, накрывают хороший стол, получают его благословение. В давние времена путники, странствующие из аула в аул, приносили с собой последние новости, весточки от близких и знакомых, тем самым, поддерживая связь между отдаленными селениями. Провожая гостя, хозяева напутствуют его добрыми пожеланиями и собирают в дорогу угощения – саркыт, его дорожную сумку. Стремление достойно встретить и угостить человека свидетельствуют о высокой культуре степных традиций. Гостеприимство считалось священной обязанностью. Если же эта традиция нарушалась, гость вправе был пожаловаться хозяевам. Каждый путник, отправляясь в дорогу, знал, что его тепло и с радушием встретят в любом месте.
Казахи связывают гостеприимство с притчей: "Алаш хан состарился, и пришло время раздела его имущества между тремя сыновьями. Все свое состояние он разделил на четыре равные части, раздав сыновьям их доли. Четвертую часть он также разделил на три равные части, напутствуя словами: "Из этой доли угощайте друг друга с щедростью".
Законы и обычаи гостеприимства у кочевых народов были одним из самых надежных способов сохранения социальной общности, упрочения его внутренних связей. Если говорить насчет гостеприимства – по- моему мнению, в настоящее время, многие просто перестали делать это, «адамдар нашарлау болып кеткен».

В большинстве стран, в том числе и в Казахстане, обычаем является уважение к старшим. Это добрая традиция народа передаётся с другими прекрасными привычками и качествами народа. Так по этому обычаю детей с ранних лет приучают быть приветливыми, сдержанными и добропорядочными в отношении со старшими. Сохранение традиций и обычаев касающихся взаимоотношений стариков и молодого поколения очень важны. Ведь не зря аксакалов слушались и почитали во все времена-именно они имеют право судить и поучать с высоты прожитых лет. Конечно, бывают исключения и бывают разные люди. Есть традиции и обычаи, которые просто не могут сохраниться- они исчезают и это нормально.
Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Образовательное пространство многих регионов Казахстана функционирует в полиэтнической среде и характеризуется многонациональным составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу. Каждый ребенок должен стать человеком, знающим свои корни, любящим свой родной край. В дальнейшем силой этой любви определится мера их способности трудиться, защищать свою Родину.
Изменения в обществе тяжело переживаются взрослым поколением. Это оказывает влияние и на молодое поколение. Дети стремятся к самоутверждению и проявлению индивидуальности. Поэтому они растут психологически неуравновешенными, безразличными, пассивными, тем самым разрушая основу казахского наследия. Вот несколько коротких заметок из наших газет:
«В прошлом году 45 восточно-казахстанских подростков покончили жизнь самоубийством, 34 попытки суицида. Нынче из двенадцати детских покушений на собственную жизнь половина закончилась трагедиями. Так почему же ребята так хотят расстаться с этим миром? Основной причиной специалисты называют семейные ссоры».
« Я категорический противник содержания детей в детдомах, если есть хоть какая – то альтернатива. У казахов никогда не было принято, чтобы близкие родственники сдавали своих детей или стариков в приюты. Это считалось позором для всего рода. Но, видимо, сегодня реальность толкает молодежь на подобные поступки. Я хочу, чтобы наши дети росли в семье, знали, кто они и откуда родом, знали традиции и обычаи своего народа и были полезны для общества. Абсолютно уверен, что если ребенок будет расти в семье, и не утратит связь с родственниками, он принесет больше пользы своему народу».
Да, сегодня ситуация при некоторых положительных моментах использования казахских народных традиций воспитания детей действительно не может не вызывать тревогу. Родители не могут воспитать детей на народных традициях потому, что многие из них забыты или незнакомы вовсе. Не случайно поэтому некоторые ребята не могут изложить свои мысли «на языке родителей». Но нельзя винить только семью в упущении воспитательного воздействия, немалая роль в данном направлении отводится школе.
Задача школы –воспитать учащихся высоконравственных, духовно богатых, способных стремиться к доброумному бытию, обладающих чувством гражданского долга и любовью к Родине. Такой личностью может быть только человек с чувством национального достоинства, опирающийся на национальные идеалы, способный прикоснуться к идее о высшем смысле жизни. Достичь этого можно лишь узнав и полюбив страну, её язык, традиции, ритуалы, обычаи.
И поэтому я считаю, что вопрос воспитания ребят на казахских обычаях и традициях актуален как никогда. Традиции казахов содержат правила, наставления, нормы поведения во многих жизненных ситуациях, представления о чести и достоинстве, красоте. Именно народные традиции и обычаи выступают в роли регуляции поведения и деятельности взрослых и детей в семье и обществе, формируют основы нравственных качеств, способствуют возрождению новых духовных ценностей, обогащают культурное наследие народа.
Хотя в нашей школе учатся дети с ограниченными возможностями, это не говорит о том, что наши ученики не способны следовать традициям старшего поколения. Наоборот, они проявляют большой интерес ко всему новому. Многое, что они знают и умеют вложено педагогами нашей школы, т.к. не все родители уделяют внимание вопросам воспитания на традициях и обычаях. Поэтому я стараюсь сформировать у своих учеников национальный дух, казахстанский патриотизм, чувство гордости за свою страну. Хочется, чтобы они, следуя старшим, были рассудительнее, мудрее.
На занятиях, начиная с младших классов, рассказываю им о жизни казахов, знакомлю с правилами гостеприимства, казахскими пословицами и поговорками , (которые имеют большое значение в воспитании детей). Далее идет знакомство с национальной кухней. Ребята с большим интересом изготавливают кулинарные изделия из соленого теста, баурсаки из ваты, выкладываем из семян и вышиваем нитками орнаменты, картины на национальную тематику. Такие занятия увлекают ребят, развивают творческие начала.
При знакомстве с национальной одеждой казахов, ребята узнали названия, из чего шили, чем украшали, и кто мог носить ту или иную одежду. С удовольствием ребята изготавливали казахские украшения: алқа, блезік, сырға. У детей есть стимул выполнить работу на « отлично», потому что, лучшие из них займут свое место на выставке. Так же знакомлю детей с национальными играми такими, как « асык», «тартыс», «тымак уру» и др. и ребята с удовольствием в них играют.
Проводила открытое познавательное занятие « Тусау кесер»,на котором дети узнали, что в каждой казахской семье проводится этот обряд, праздник, когда ребенок начинает ходить, и если не обрезать путы, то ребенок всю жизнь будет спотыкаться и падать. Целью занятия « Моя семья» я ставила: ознакомление учащихся с ценностью «семья», формирование чувства любви к близким и родным людям, к семье, стремление помогать им во всем. Задачами занятия « Что означают ваши имена» являлось: ознакомление учащихся с ценностью «имя», акцентирование внимания детей на важности этой духовной ценности, его значения для судьбы человека, формирование у ребенка уважения к общечеловеческим традициям наречения имени.
Вот, например, большую помощь в проведении занятия « Кто есть кто?» оказало стихотворение «Уш журт»:

Я смышлёный ученик,
Сам читаю и пишу,
Вот и деда говорит:
«Надо знать свою родню».
Я о них вам расскажу.
Папа с мамой всех родней,
Он - әке, она - ана.
Бабушка моя - әже,
Папа папы – мой ата.
Старшая сестра - әпке,
Буду слушаться её.
Ну, а старший брат – аға
Не боюсь с ним никого.
Мой іні братишка мне!
А сестрёнка –қарындас.
қарындас моей әпке,
Как сіңлі - все любят вас.
Папе буду я бала,
А аташке – немере,
А детишек немере
Называют шөбере.

Вскоре после шөбере
Появляются шөпшек
Так промчится целый век,
Доживу до немене,
До внучат, до прапрапра...

И продолжится семья.
Всех, кто после будут жить
Назовут – жеті ата.

Вот женился мой ага,
қалындық привёл домой.
И теперь келін она,
Ей теперь мой дом - родной.
Я зову её женге.
А потом моей әпке
Свадьбу справили и вот,
У меня есть свой жезде
Он балдыз меня зовет,
Шутки шутит и везде
Старшие зовут күеу
Добродушного жезде.

Если папин старший сын –
Мой ага, женился первым,
То потом и младший сын,
То есть Я, женюсь вторым.
Жёны наши – абысын,
Задушевные подруги.

Как бөле, как друга два…
Это, если бы сестра
И ещё одна сестра,
Если дети двух сестёр
Будут мальчики, как я
Но растём мы очень быстро.
Всем приходится жениться,
А женитьба - не игра.
И ещё запомнить нужно:
Все, кто женится на сестрах,
Называются – бажа,
Я считалку продолжаю,
Всю родню пересчитаю.
Есть еще весёлый гурт,
Есть такой нағаші жұрт:
Это мамина семья,
Это мамина родня.
Все с приставкой нағаші:
И аташка, и әжешка,
Мамы мама, мамин папа,
И дедуля, и бабуля,
Даже дядя – нағаші,
С ними тёти – нағаші,
И ағашка, и аташка,
Мамы сестры, мамин брат –
Славный родственный отряд.
Есть у мамы и братишки,
Даже я постарше их.
Подрастут когда мальчишки,
И детишек заведут,
Сыновья – нагаши журт
Будут нағаші іні.
Дочки, значит, қарындас..
Вот такие пироги.
Ну, а сам для нағаши
Довожусь я как жиен.
Через сколько-то колен,
Через столько-то годов .

Сам женюсь. Родится мальчик,
Я ещё не буду стар,
Буду молодым, как папа,
И тогда для нагаши
Сын мой будет – жиеншар,
Только свадьба отгремит
У невесты с женихом,
Увеличится родня
Скажем, эдак раза в два:
Два отца и мамы две,
Бабушки и деда два,
Женщины все – құдағі,
Сватов назовут – құда,
Их сыночки-сыновья
Будут им құдабала,
Ну, а младшая сестра
Будет просто құдаша,
Как отпляшут, отпоют,
Соберется қаинжұрт,
И теперь у молодых,
Есть два берега родных.
Два отца, как два крыла,

Их зовут қаината,
Обе матери в семье,
Их зовут қаинене,
Свадьба – веская причина.
Здесь же взрослые мужчины,
Радость общая одна,
Их зовут қаинаға,
Сестры старшие в семье,
Их зовут қаинбике,
В грустные помогут дни.
Есть еще қаиніні,
Жениха родной братишка,
Не смотри, что он мальчишка. А сестрёнка жениха –
И подружка, и сестрица.
Тайны ей доверь свои
И зови каинсінлі,
Вот такой семейный круг,
Здесь и взрослые, и дети,
Называется ұш журт,
Нет родней людей на свете.


Благодаря стихотворению, наглядному материалу, дети узнали, кто из родственников кем и как доводится.
Не менее важным является знакомство детей с национальными орнаментами. Если раньше они смотрели на орнамент, как на обыкновенный узор, то теперь они начинают понимать связь видов орнамента с жизнью казахов. Орнамент стал для них произведением искусства, потому, что изучая его, дети поняли, что наши предки были очень близки природе, и какое влияние кочевой образ жизни оказывал на быт. Ребята узнали, что наши предки были здоровыми, сильными и крепкими благодаря тому, что жили в согласии с природой, любили её и переносили все увиденное на свои предметы быта. Такие вещи сохранились и до сих пор используются во многих казахских семьях, особенно в селах, и которые заставляют задуматься об их происхождении и назначении. Детям нужно помочь увидеть своеобразие и красоту таких изделий, учить понимать и ценить то, что было сделано руками их дедов и прадедов.
Самым ярким праздником в школе является празднование Наурыза. Все с нетерпением ждем этого дня, готовим костюмы для танцев и героев сценария, с праздничным настроением украшаем актовый зал. На этом празднике дети поют песни, читают стихи, танцуют, играют в сценках, а главное – познают многое из жизни казахского народа, так как именно на таком большом мероприятии идет приближение детей к культуре и быту казахского народа.
Таким образом, в наше чрезвычайно ответственное время перед всеми школьными учреждениями, организациями, призванными заниматься воспитанием подрастающего поколения, стоят конкретные задачи – поднять воспитательную работу на более высокий, качественный уровень, а так же технологию воспитания в соответствие с веяниями времени. А это требует обновления системы воспитания с учетом общечеловеческих ценностей, исторического опыта казахского народа, его многовековых традиций и обычаев.

Источник: http://А. Калыбекова" Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов"

Категория: Мой Казахстан | Добавил: Sky_Devil (2010-05-24) | Автор: Загипа Ивановна
Просмотров: 3857 | Теги: Мой Казахстан, воспитание на обычаях и традициях к | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:39 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru